вторник, 3 декабря 2013 г.

Дорогой оленной армии – мотопробег по пути оленетранспортных эшелонов. Забыть нельзя, помнить вечно...

Каждый вправе расставлять запятые там, где хочется именно ему, я, и мои друзья предпочитаем только такую комбинацию, других вариантов быть не может. День 3 декабря давно стал особым днём для всех поисковиков Российской Федерации, именно в этот день 1966 года в ознаменование 25-летней годовщины разгрома немецких войск под Москвой прах неизвестного солдата был перенесён из братской могилы на 41-м километре Ленинградского шоссе и торжественно захоронен в Александровском саду. Чуть позже здесь был открыт мемориальный архитектурный ансамбль "Могила Неизвестного солдата" и зажжён Вечный огонь. С 1997 года сюда перенесён пост почётного караула № 1. 

 

"День неизвестного солдата" многие поисковики проводят по-особому, в этот день выставляют почетные караулы, к нему приурочивают открытие выставок, посвященных работе по увековечиванию памяти погибших защитников Отечества, подводят итоги работы за год, организовывают круглые столы, конференции, Интернет и телемосты, дискуссионные клубы и уроки мужества. Именно этот день мы выбрали для начала большого и значимого проекта, который намерены осуществить в феврале – марте будущего года, но обо всём по порядку.


Генеральная репетиция Великой Победы

Сегодня мало кто помнит о выдающихся событиях происходящих 70 лет тому назад на Карельском фронте. Рассказывая о Великой Отечественной войне, часто вспоминают битву под Москвой, блокаду Ленинграда, Сталинград, битву на Курской дуге и ряд других знаменитых операций, но мало кто может с уверенность рассказать хоть что-то о войне на Севере, а ведь Кольский полуостров занимал большое место в планах немецкого военно-политического командования.


Великая война в Заполярье началась в ночь на 22 июня 1941 года с массированных авиационных налётов. К осени 1941 года стало понятно, что план молниеносной войны в Арктике сорван. В жестоких оборонительных боях, проявляя мужество и стойкость, советские пограничники, бойцы 14-й армии, моряки Северного флота обескровили наступающие подразделения врага и заставили немцев взять паузу и перейти к обороне. Немецкому командованию не удалось достигнуть в Заполярье ни одной из поставленных целей. 


В полосе действий 14-й армии линия фронта в период с осени 1941 по осень 1944 годов была очень стабильной. Обе стороны испытывали одинаковые сложности – манёвренной войне мешали природно-климатические условия, кроме того ни у советского командования, ни у немцев не было решающего перевеса в силах. В основном противостоящие друг другу армии проводили разведки и диверсии (в том числе с помощью партизан).







К осени 1944 года советские войска прочно удерживали стратегическую инициативу на всём протяжении советско-германского фронта. Пришло время разгромить врага и на северном участке фронта. 14-я армия стала основной боевой силой в Петсамо-Киркенесской операции (проходила с 7 октября по 1 ноября 1944 года). Армия получила задачу уничтожить главные силы 19-го немецкого горнострелкового корпуса (корпус «Норвегия»), которые укрепились в области Петсамо, и в дальнейшем продолжать наступление в направлении на Киркенес в Северной Норвегии.


7 октября 1944 года после артподготовки началось наступление. Ещё до его начала в тыл противнику были заброшены инженерные части с целью уничтожения укреплений врага. На правом фланге ударной группировки наступал 131-й стрелковый корпус, его целью было Петсамо, его поддерживала отвлекающая оперативная группа и две бригады морпехов. На левом фланге в атаку пошёл 99-й стрелковый корпус, он имел задачу наступать в направлении Луостари. На левом же фланге глубокий обходной манёвр совершал 126-й лёгкий стрелковый корпус (его цель также Луостари). 



14 октября к Петсамо подошли 131-й, 99-й и 127-й корпуса, начался штурм. 15 октября Петсамо пал. На Никель наступали 127-й лёгкий стрелковый и 31-й стрелковый корпуса, на Ахмалахти двигались 99-й стрелковый и 126-й лёгкий стрелковый корпуса, на Тарнет шёл 131-й стрелковый корпус. Уже 20 октября начался охват Никеля, 22-го он пал. Остальные корпуса также вышли на намеченные рубежи к 22-го октября. 99-й и 131-й стрелковые корпуса устремились на Киркенес и 25-го октября заняли его. После этого операция была завершена. Большую роль в операции сыграли морские десанты и действия Северного флота. Это была полная победа.


Героическая оборона Советского Заполярья, как одна из ярких страниц, вошла в историю Великой Отечественной войны. Здесь, в районе Мурманска, фашистам так и не удалось нарушить государственную границу Советского союза. Только на Карельском фронте, с его протяженностью и невероятно сложными природно-климатическими условиями, для подвоза грузов, эвакуации раненых и проведения боевых и разведывательных операций, использовались такие виды транспорта, как оленьи и собачьи упряжки.


Фильм "Заполярье. Война на скалах"



На фронт идёт оленная армия

22-го октября 1944-го года войска Карельского фронта, вышли на государственную границу СССР и Норвегии. Немалый вклад в летопись освобождения Заполярья внесли и наши земляки – северяне. Оленетранспортными подразделениями 14-й армии, за годы войны было перевезено военнослужащих по оперативным и боевым заданиям – 7985 человек, эвакуировано 10142 раненых и больных, перевезено боеприпасов, продовольствия и других грузов – 17087 тонн, вывезено с поля боя 162 самолёта потерпевших аварию.














Более 10000 оленей, в сопровождении опытных каюров были направлены на фронт из Ненецкого автономного округа, Республики Коми и Архангельской области. Мобилизованные были вынуждены самостоятельно добираться до места сбора и отправки. Из своих родных мест до станции Рикасиха эшелонам пришлось преодолеть более 1000 километров пути по незнакомой местности, что само по себе уже является подвигом. 

Для отправки на фронт было сформировано 4 оленетранспортных эшелона, впоследствии из числа 4-го эшелона был выделен ещё один – пятый оленетранспортный эшелон.

Точкой сбора первого эшелона стало село Несь, командиром был назначен Дитятев Иван Георгиевич – в конце 1941 г. заведующий окружным коммунальным хозяйством. Не смотря на то, что эшелон формировался в селе Несь, в его состав было направлено 25 мобилизованных из города Нарьян-Мара, которые выехали на лошадях в сторону Коткино 28 ноября и добрались до деревни меньше чем за сутки. До Нижней Пёши добирались уже на оленьих упряжках. В Нижней Пёше группа увеличилась до 91-го человека, возросла и численность оленей в эшелоне. 

6 декабря 1941 года первый оленетранспортный эшелон в составе 120-ти человек и 1200-1300 голов оленей выдвинулся из села Несь.

В состав второго эшелона, так же вошли нижнепечорцы – всего 30 человек. Точкой сбора второго эшелона стало село Нижняя Пёша, призывники выехали из Нарьян-Мара и соединились с другой группой в Тельвиске, далее на Городок (Пустозерск) и, после остановки, до Виски. Как и предыдущая группа до Коткино ехали на лошадях, а дальше на оленьих упряжках. Прибыли в Верхнюю Пёшу, а от туда в Нижнюю, где был сформирован эшелон и назначен командир, им стал Иван Талеев. 

Третьим в начале декабря выдвинулся оленно-транспортный эшелон под командованием Сергея Максимовича Патюкова. Эшелон насчитывал около 1500 голов ездовых оленей, которых сопровождали около сотни мобилизованных. 

Четвертый оленетранспортный эшелон формировался в селе Коткино, его командиром был назначен зоотехник Борис Вениаминович Преображенский. Эшелон состоял в основном из жителей Малоземельской и Большеземельской тундры.

В феврале 1942 года в районе Рикасиха – Молотовск (Северодвинск) прошли первые пятнадцатидневные ученья оленелыжных батальонов, и в начале марта началась организованная отправка солдат и оленей на Карельский фронт.

Фильм "Путь подвига"


Фильм реконструкция "Рейд"



Возвращение к "Истокам"

Туристско-краеведческий клуб "Истоки" – инициатор проекта, создан как клубное формирование на базе муниципального казённого образовательного учреждения Заполярного района Ненецкого автономного округа "Ненецкая общеобразовательная средняя школа-интернат им. А.П. Пырерки". Туристско-краеведческий клуб, является последователем деятельности Региональной автономной некоммерческой эколого-краеведческой организации "Истоки", которая, в свою очередь, на протяжении многих лет активно занималась организацией экологических и туристско-краеведческих экспедиций на территории Ненецкого округа, в том числе организацией экспедиционной работы со школьниками. На счету "Истоков" экспедиции по рекам – Белая, Сула, Нерута, Большая Пула, Шапкина, летние и зимние экспедиции на остров Вайгач, к памятнику природы "Пымва-Шор". Организация имеет опыт продолжительных экспедиций с использованием снегоходной техники, в том числе по древнему Мезенскому тракту. 

На протяжении многих лет организация ведёт активную поисковую деятельность экипажей самолётов времён Великой Отечественной войны, погибших на территории округа, в ходе исследовательской работы установлены имена более 20-ти лётчиков, один из которых, благодаря усилиям организации, выведен из числа пропавших без вести. По инициативе "Истоков" в городе установлен мемориальный комплекс "Обелиск полярным лётчикам".

За активную туристско-краеведческую, эколого-просветительскую и патриотическую деятельность организация "Истоки" не однократно была награждена грамотами, дипломами, и благодарностями, в том числе Почетными грамотами Администрации Ненецкого автономного округа, Почетной грамотой Министерства природных ресурсов РФ, Благодарностью Министра спорта, туризма и молодёжной политики РФ.

В 2013 году на базе Туристско-краеведческого клуба "Истоки" создано Поисковое объединение "Истоки", в состав которого вошли учащиеся МКОУ "Ненецкая общеобразовательная средняя школа-интернат им. А.П. Пырерки".


Большое путешествие маленького клуба

Рассказывать о ещё не состоявшемся путешествии несколько противоречит моим принципам, но только не в это раз. Проект, который мы задумали, отличается от других экспедиций и походов своей значимостью и масштабом, ведь мы решили пройти путём, по которому в 1941 году шли на фронт наши земляки. Мотопробег по пути оленетранспортных эшелонов "Дорогой оленной армии" – это дань уважения к памяти героев войны – колхозников, охотников, рыбаков и оленеводов – простых жителей тундры, горожан – рабочих и служащих, ушедших на защиту своего Отечества. 

Данное мероприятие проводится в преддверии семидесятилетия окончания Великой Отечественной войны. Пробег посвящён 85-летней годовщине Ненецкого автономного округа, 70-той годовщине освобождения Советского Заполярья от немецко-фашистских захватчиков, а также 25-той годовщине основания поискового движения в Архангельской области.

Проект предусматривает организацию и проведение многодневного мотопробега с использованием снегоходов, по маршруту г. Нарьян-Мар – г. Мезень – г. Архангельск и обратно, так или иначе, захватывая следующие населённые пункты: Белогорск; Вайзица (неж); Великовисочное; Верх. Мгла; Верх. Пёша; Верхняя Золотица; Вижас; Волоковая; Долгощелье; Дорагорское; Инцы; Каменка; Кимжа; Козлы; Койда; Коткино; Кулой; Куя; Лабожское; Майда; Мегра; Мезень; Мудьюг; Нарьян-Мар; Несь; Ниж. Золотица; Ниж. Пёша; Нижа; Ома; Пинега; Пылемец; Рикасиха; Ручьи; Снопа; Тельвиска; Това; Устье; Чижгора. Общая протяженность пути составит 2100-2500 километров, продолжительность – 20 дней.



Стратегической целью проекта является привлечение внимания общественности к вопросам сохранения и увековечения памяти о людях погибших, пропавших без вести и умерших от ран в ходе военных действий по защите Отечества, содействие возрождению в обществе патриотизма как важнейшей духовной ценности, воспитанию у молодежи округа гражданственности и чувства гордости за славное историческое и боевое прошлое своей Родины, популяризация здорового образа жизни, физической культуры и спорта.

Для достижения цели предполагается решить ряд следующих задач:

– организация многодневного путешествия на средствах передвижения по территории Ненецкого автономного округа и Архангельской области от города Нарьян-Мара (административный центр Ненецкого округа), до деревни Рикасиха (место дислокации частей Красной армии и сбора оленетранспортных эшелонов в 1941 году);

– организация и проведение встреч с учащимися, митингов и возложение венков на мемориальных комплексах в населённых пунктах на территории Ненецкого округа по пути следования оленно-транспортных эшелонов, проведение разъяснительной работы среди населения, содействие развитию исследовательской работы и работы по патриотическому воспитанию в школах округа;

– общественное инспектирование современного состояния памятников, обелисков и мемориалов Памяти, посвящённых событиям Великой Отечественной войны на территории округа, содействие в установке мемориальных досок в населённых пунктах округа по маршруту следования группы;

– опрос ветеранов и живых свидетелей событий времён Великой Отечественной войны, фото, аудио и видео фиксация рассказов с последующим использованием материалов при проведении воспитательной работы военно-патриотической направленности в учебных заведениях НАО;

– сбор фото и видео материалов краеведческой направленности по пути следования группы.

Особенностью мероприятия является то, что в организации пробега примут участие дети-сироты и дети, родители которых лишены родительских прав, обучающиеся в Ненецкой школе-интернате – воспитанники Туристско-краеведческого клуба "Истоки". Помимо этого, в крупных населённых пунктах на пути следования группы, к участию в торжественных мероприятиях будут привлечены учащиеся школ и школ-интернатов, расположенных в данном населённом пункте. Учащиеся также будут задействованы в подготовке к митингу, очистке от снега, мелком ремонте и обновлению, памятных знаков и комплексов по месту жительства. 

В каждой школе по пути следования группы, накануне её прихода в тот или иной населённый пункт пройдут своеобразные "Уроки мужества", рассказывающие о подвиге северян в годы Великой Отечественной войны. Методическую помощь в подготовке материалов к урокам вызвался оказать Ненецкий краеведческий музей – один из партнёров проекта. Сотрудниками данного учреждения уже подготовлен материал, предназначенный для школ округа на цифровых носителях. 

Кроме того, учащиеся вместе со своими наставниками могут подготовить импровизированные стендовые выставки, специальные выпуски школьной газеты или "боевые листки" с информацией о земляках, ушедших на фронт, в том числе в составе оленетранспортных эшелонов. Данная часть мероприятия может быть проведена в форме конкурса, оценка которого будет проводиться в течение пробега. 

Выходу колонны из Нарьян-Мара предшествует торжественный митинг у Обелиска Победы на главной площади города. Предполагается, что колонна украшена флагами, техника украшена логотипами партнёров и спонсоров проекта, кроме того, все участники пробега будут одеты в стилизованные маличные рубахи или совики с логотипом мероприятия. После проведения митинга и напутственных слов представителей руководства региона, колонна, в сопровождении снегоходов УМВД по НАО пройдёт по Аллее Славы к памятнику оленно-транспортным эшелонам, откуда, после возложения цветов, спустится на лёд Городецкой курьи и начнёт своё шествие по заявленному маршруту. 

Для вовлечения в мероприятие большего количества участников пробег по территории НАО будет проходить в форме "Эстафеты Памяти". В каждом крупном населённом пункте будет формироваться небольшая колонна активистов на снегоходах (2-6 ед. техники), которая будет встречать основную группу на некотором удалении от поселения (до 5 км) и сопровождать (провожать) её после проведения митинга, тем самым отдав дань памяти землякам, ушедшим на фронт из данного поселения. 

Основным контингентом при проведении митингов в крупных населённых пунктах являются учащиеся школ. Организацию митинга целесообразно поручить Администрации учебного заведения, совместно с работниками школы, Дома культуры и библиотеки, а общее руководство подготовкой и проведением мероприятия возложить на Главу муниципального образования или его заместителя.

После прибытия в г. Мезень группа разделится на две части. Моторизированная часть группы продолжит движение по маршруту вдоль побережья Белого моря до современной деревни Рикасиха. Вторая группа, состоящая из школьников и одного сопровождающего, отправится на микроавтобусе в город Архангельск, посещая по пути следования различные историко-культурные и природные объекты туристского осмотра. Экскурсионная программа предполагает посещение воспитанниками школы-интерната следующих объектов: Краеведческий музей города Мезень, деревня Кимжа, Пинежские пещеры (турбаза Голубино), Красногорский монастырь, Малые Карелы. Кроме того, при наличии ресурсов, может быть совершен выезд в административный центр Пинежского района – г. Карпогоры, и посещение старинного русского села Веркола. После воссоединения обеих групп и запланированных мероприятий в Рикасихе группа школьников возвращается в Нарьян-Мар на самолёте.

Планируется, что в торжественном митинге у памятника Победы в Рикасихе, кроме поисковиков из Архангельска и Северодвинска, примут участие представители Государственного областного учреждения молодёжной политики "Центр гражданского и патриотического воспитания молодёжи" из города Мурманск. 26 февраля здесь состоится символическая передача эстафеты празднования 70-той годовщины освобождения Советского Заполярья от немецко-фашистских захватчиков.


Запланированные расходы

Для удобства понимания масштаба проекта путешествия все расходы были сведены в таблицу с указанием примерных рыночных цен, сумма получилась колоссальная – 4000000 рублей. При этом уже существующий вклад энтузиастов также велик – более 1500000 рублей. Конечно же, речь идёт не о деньгах в чистом виде, а о предоставленном снаряжении, технике и оборудовании. Все затраты на проведение путешествия по дороге оленетранспортных эшелонов можно разделить на 9 групп.

1. Расходы на транспорт для организации мотопробега

На сегодняшний день имеется в наличии три из четырёх снегоходов Yamaha-Viking VK540, общей стоимостью 990000 рублей. Недостающий снегоход может быть приобретён спонсорами для Ненецкой школы-интерната, одна из нефтяных компаний уже предварительно заявила о желании предоставить для данного учебного заведения 2 снегохода Yamaha-Viking VK540 IV. Кроме того, в Ненецком округе числится значительное количество данной техники закупленной за бюджетные средства, снегоходами располагают и органы власти и госучреждения.

Если с техникой вопрос может быть решен за счет участия в мероприятии организаций-партнёров, то на средства транспортировки грузов – пластиковые волокуши придётся потратиться. Как бы ни хвалили производители свою продукцию, испытания Арктикой достойно пройти пока никому не удавалось. Из множества конструкций саней волокуши, безусловно, являются лидером при проведении подобных экспедиций, но и они не вечны. 

Сани "Классика 220" стоят порядка 11000 рублей, сани "Классика-Макси" (260 см.) – 14000 руб., сани "Экспедиция" (300 см.) – 33000 руб. При этом цены указаны московские, а на доставку саней в Нарьян-Мар затраты возрастут вдвое. Рассчитывать на помочь со стороны производителя саней и торговых компаний, пока, не приходится – слишком большие затраты, приобретать самим – тоже не по силам, остаётся надежда только на крупные компании-спонсоры.

Мероприятие будет проводиться, наверное, в самое неблагоприятное, в отношении погоды, время, февраль – месяц метелей и морозов, поэтому большое внимание отводится наличию тентов, чехлов и багажных кофров на снегоходы. Так тент на снегоход стоит 2500-3000 руб., чехол на волокуши – порядка 1500-2000 руб., кофр мягкий (сумка) – 5000 руб, а пластиковый кофр – порядка 9000 руб.

Таким образом затраты по данной категории составят:

- сани для снегоходов (без учета доставки) – 44000-142000 рублей;
- тенты для снегоходов (без учета доставки) – 10000-12000 рублей;
- кофры для снегоходов (без учета доставки) – 20000-36000 рублей;
- чехлы на волокуши (без учета доставки) – 6000-8000 рублей;

Итого: 80000-198000 рублей.

2. Расходы на топливо

Учитывая километраж и расход топлива на 100 километров нетрудно подсчитать, что для осуществления пробега понадобиться порядка 3000 литров топлива, а это бензин и моторное масло. Таким образом затраты на топливо составят:

- бензин АИ92 – 3000 л. * 30,6 руб. = 91810 руб.;
- масло для двухтактных двигателей – 52 л. * 850 руб. = 51850 руб.;

Итого: 143660 рублей. Расходы на топливо могут так же быть погашены за счет организаций-партнёров и спонсоров.

3. Расходы на питание участников

Расходы на организацию питания участников пробега определены по аналогии с окружными мероприятиями на основании существующих норм из расчета 450 руб. на человека в день и составляют 450 руб. * 8 чел. * 20 дней = 72000 рублей.

4. Расходы на проживание участников

Всего на организацию проживания группы по пути следования необходимо 137200 рублей, но данная сумма может быть полностью исключена из сметы расходов и переложена на плечи муниципальных образований. Не секрет, что, при желании, в каждом МО найдётся возможность, не только разместить на ночлег группу в 8 человек, но и покормить её участников. 

5. Расходы на организацию экскурсионной программы

Поскольку группа разделится в г. Мезень, то возникает необходимость дополнительных расходов на оплату проезда на автомобиле, организацию экскурсионной программы по маршруту и оплату авиабилетов. Всего необходимо 76950 рублей.

6. Расходы на снаряжение и оборудование

В настоящее время имеется в наличии оборудование предоставленное энтузиастами проекта на общую сумму 348840 руб., но кроме этого ещё необходимо докупить:

- термоса с металлической колбой в чехлах (2 л.) – 4 шт.;
- газовое оборудование: горелка, плитка, лампа – 4 компл.;
- фонари налобные светодиодные водонепроницаемые – 8 шт.;
- снегоступы в чехлах и телескопические палки – 8 комп.;
- комплект тёплой ветрозащитной одежды: комбинезон, куртка, шапка, перчатки, рукавицы и обувь – 8 компл.

Итого необходимо 431400 рублей.

7. Фото, видео и цифровая техника

В настоящее время имеется в наличии оборудование предоставленное энтузиастами проекта на общую сумму 434000 руб., но кроме этого ещё необходимо докупить:

- фотоаппарат Canon EOS 5D Mark II с объективом – 1 ед.;
- карта памяти Compac Flesh 64 Gb – 1 ед.;
- дополнительные аккумуляторные батареи для фотоаппрата – 4 шт.;
- фотовспышка Canon 520 EX – 1 ед.;
- фотовспышка Canon 420 EX – 2 ед.;
- видеокамера Soni HDR-CX580VE Full HD – 1 шт.;
- карта памяти CD 64 Gb – 1 шт.;
- дополнительные аккумуляторные батареи для камеры – 4 шт.;
- рукоятка AVT1 – 1 шт.;
- штатив с дистанционным управлением большой VCT-VPR10 – 2 шт.;
- экшн-камера HDR-AS30V Видеокамера Action Cam – 2 шт.;
- комплект для крепления Action Cam на голове BLT-HB1 – 1 ед.;
- крепление-присоска Action Cam VCT-SCM1 – 1 шт.;
- каркас для крепления для Action Cam RBM1 – 1 шт.;
- адаптер для изменения угла наклона для Action Cam VCT-TA1 – 1 шт.;
- кредл для крепления Action Cam на руле велосипеда VCT-HM1 – 1 шт.;
- ПДУ с креплением на запястье для видеокамеры Action Cam RM-LVR1 – 1 шт.;
- водонепроницаемый чехол для Action Cam LCM-AKA1 – 2 шт.;
- комплект насадок для аквабокса для Action Cam AKA-RD1 – 2 шт.;
- бокс с ЖК-экраном и отверстием для штатива AKA-LU1 – 1 шт.;
- набор аксессуаров для Action Cam ACC-DCBX – 2 шт.;
- GPS навигатор Magellan eXplorist XL + кронштейн + провода – 1 комп.

По своей сути это дублирующий комплект оборудования, всё закупленное оборудование после реализации проекта планируется оставить на балансе школы-интерната. Всего необходимо порядка 323800 рублей.

8. Наглядная агитация

Поскольку основной целью проекта является привлечение внимания общественности, то и выглядеть группа должна соответственно. Помимо единой экипировки участников планируется что все в группе будут одеты в стилизованные маличные рубахи или совики украшенные эмблемами пробега. Организации-партнёры и спонсоры, внёсшие значительный вклад в реализацию проекта, получают исключительное право размещения рекламы на технике и экипировке участников пробега. Кроме всего на снегоходах устанавливаются флаги Ненецкого округа, Заполярного района, города Нарьян-Мара, а так же копия флага Победы с изображением бегущих оленьих упряжек. 

В рамках подготовки мероприятия планируется изготовить следующую продукцию рекламного характера:

- совик суконный или войлочный – 8 шт.;
- тасма – пояс оленевода – 8 шт.;
- комплект эмблем на совик (нарукавная нашивка + спинная нашивка) – 8 шт.;
- флаги с символикой мероприятия – 4 шт.;
- символическая наклейка на капот снегохода – 4 шт.;
- наклейки с логотипами организаций-партнёров;
- выспел, значок, календарик карманный с символикой мероприятия.

Всего необходимо 225050 рублей.

9. Прочие расходы

Планируется приобрести венки, цветы искусственные, ленты с памятной надписью для возложения по пути следования группы, на что необходимо 74000 рублей.

В связи с вышеизложенным туристско-краеведческий клуб "Истоки" приглашает к сотрудничеству все заинтересованные организации готовые принять посильное участие в подготовке и проведении мероприятия. О своём намерении принять участие в проекте просим сообщить по электронной почте nikolaevasnao@mail.ru, или по телефону 89115587537.


Руководитель проекта
Андрей Николаев

45 комментариев:

  1. Андрей, с удовольствием прочитал, спасибо за просвещение! Желаю успехов в проекте!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Андрей Николаев3 декабря 2013 г., 22:36

      Илья, спасибо большое. Думаю, у нас всё получится.

      Удалить
  2. очень познавательный фильм
    вот когда успевали немцы строить такие сооружения?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Андрей Николаев3 декабря 2013 г., 22:40

      Строили, в основном. наши пленные. А фильм действительно очень познавательный. Да и фильм реконструкция тоже интересен, есть ряд мелочей, но, даже с ними он выглядит гораздо лучше некоторых современных фильмов. В ходе проведения пробега мы тоже планируем снимать фильм, думаю нас в этом поддержат СМИ.

      Удалить
    2. Информация очень интересная, а дело которое Вы задумали, очень значимое и благородное. Сколько жителей округа ушли на фронт, а вернулись единицы. Листая Книгу Памяти Ненецкого АО, обратил внимание, что большинство жителей, внесенные в нее, пропали без вести! А сколько еще не внесенных в эту книгу? В Вижасе из семьи Михеевых ушло на фронт четверо из пяти сыновей - никто не вернулся домой! В маленьком городке Задонске Липецкой области, есть памятник матери - шесть сыновей которой ушли на фронт и не вернулись! А у нас на нескольких памятниках в окружных селах даже нет табличек с именами погибших на фронтах ВОВ, а в некоторых поселках и самих памятников. Хотя жители уходили на фронт со всех населенных пунктов округа. Это очень хорошая идея - организация такого перехода в предверии Великой Победы. Почему с таким восторгом и поддержкой восприняли эту идею жители Мезенского района, Архангельской области, Мурманской области, а жители Ненецкого АО, проявляют безразличие и равнодушие? Хотелось бы услышать мнение жителей округа, мнение власти города, округа, заполярного района и муниципальных образований по этому проекту?

      Удалить
    3. Спасибо за комментарий. Действительно наш проект уже поддержали участники закрытия областной Вахты Памяти поисковых отрядов (18 отрядов) и об этом я говорил вчера в интервью нашим СМИ. Руководитель Центра гражданского и патриотического воспитания молодёжи г. Мурманск Орешета Михаил Григорьевич прислал письмо с намерением учавствовать в передаче Эстафеты Памяти. Позже, после получения официальных писем, напишу о всех, кто принял участие в подготовке и реализации проекта. Что касается наших органов власти, мы ещё не направляли писем о поддержке и не знаем как будет решаться вопрос. Проект только начал свои шаги и говорить о безразличии и равнодушии ещё рано. Даже если органы власти забыли о такой знаменательной дате как 70 лет освобождения Советского Заполярья, не верю что округ не найдёт средств на поддержку проекта.

      Удалить
    4. Что касается памятников. Одна из задач проекта - это общественная оценка состояния памятников. Так оно и есть, многие памятники приходят в запущенность, но это поправимо. Если в Снопе или в Пылемце нет даже таблички с именами людей ушедших на фронт, и это можно как-то объяснить, то объяснить отсутствие памятника в Пустозерске невозможно. Сохранением истории данного поселения занимается целый штат - два десятка сотрудников, говорят и говорят о туристском бренде, ездят сами, и якобы, возят экскурсии, но нет, даже палки воткнутой в землю с именами навернувшихся с той войны. А ушли, практически, все здоровые мужики, и когда они не вернулись - Пустозерск умер окончательно.

      Удалить
  3. Расписал всё оч. подробно. А 8 человек это сколько взрослых и детей?

    ОтветитьУдалить
  4. Планируется, что в основной группе будет 4 снегохода, это связано с вопросами обеспечения безопасности на маршруте, да и организовать работу, питание и проживание небольшой группы проще, нежели тащить за собой огромный отряд. Управлять снегоходами будут естественно те, кто имеет на это право, моторизованная группа - 4 человека, все взрослые. Вторая группа - это воспитанники школы-интерната в сотровождении педагога. Мы планируем что двое - юноша и девушка - это агитаторы, ещё один юноша - это оператор. Сопровождающий педагог является руководителем агитационной группы.

    ОтветитьУдалить
  5. Андрей, не забудь про наш разговор о широком анонсировании проекта. Если честно, мне даже представить страшно, сколько всего вам надо будет сделать..:-) То, что его поддержат на всех уровнях - однозначно.

    ОтветитьУдалить
  6. Ира, спасибо. То, что проект поддержат, я не сомневаюсь. Данную идею мы озвучивали ещё в преддверии 60-й годовщины Победы. Тогда проект начал стремительно разрастаться, и, в конце концов, лопнул как мыльный пузырь. В этот раз такой ошибки постараюсь не допустить. Конечно, было бы гораздо проще реализовать его самостоятельно и рассказать постфактум. Но меня не поймут обычные люди. Помню, когда впервые мы шли на снегоходах до Мезени, в деревнях нас встречал народ, все про нас знали всё, и ждали приезда, поили чаем, приглашали на ночлег, топили нам бани. Когда мужики шли на фронт в деревнях собирались у самоваров родственники и просто знакомые, на улицах везде стояли упряжки, допоздна горел свет. Провожали ребят всем миром. Теперь мы пойдём этой дорогой, пусть и знакомой для нас сегодня, и пойдём на технике, но путь этот совсем не простой. Сделано уже много, наверное, это видно, определены маршруты, всё посчитано, идёт подготовка оборудования и обкатка снегоходов. Остаётся решить совсем несложные вопросы, по большому счету, от которых уже ничего не меняется. Сегодня стоит вопрос только в том будет проект красивым и масштабным или он станет общественным, но провести пробег "по тихому" уже не получиться.

    ОтветитьУдалить
  7. Ну не думаю, что Администрация НАО окажет помощь, такие траты, Олимпиада в Сочи, Путешествие во Вьетнам, Бальные танцы, Кубок по Боксу, а еще надо Турцентр поднять, Пустозерск с дорогой на Тельвиску и далее отстроить, Аквапарк, а там гонки на Буранах, выборы в конце концов, какой Вам мотопробег, забудьте... Администрациия уже отдала дань памяти оленно-транспортным батальонам - памятник поставила, день памяти учредила, выпуск книги оплатила, у них и так планов грамадьё, а бюджет не резиновый.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо Мухомор за комментарий, очень интересный. Так то оно так, но будем надеяться, если Вы, конечно, не представитель органов нашей власти, и это не предварительный ответ. В противном случае на свои деньги распечатаю наклёйки с соответствующим содержанием и поеду. У меня уже такое было, что бы осуществить проект в рамках целевой программы мне пришлось уволиться с должности директора Пустозерского музея.

      Удалить
  8. Ольга Сергеевна6 декабря 2013 г., 20:05

    Андрей, патриоты не только окуруга, но и России тебя обязательно поддержат. Ты на верном пути!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Сергеевна, большое спасибо за комментарий. В тексте указал свой телефон и электронную почту и народ стал звонить и писать туда, почемуто оставляют комментарии на блоге неохотно.

      Удалить
  9. На каком этапе Вы сейчас находитесь? Откликаются ли спонсоры?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Василий, проект сейчас находится на стадии отправки писем. Идёт согласование писем для руководителей региона, города и района. После этого будем направлять официальные письма в МО округа, и Архангельской области, а так же спонсорам. На сегодняшний день спонсоры ждут реакции властей, предварительно есть договорённости но официальное письмо поступило только от Ненецкой телерадиокомпании.

      Удалить
  10. Андрей, какой Вы написали труд. Прочитала с удовольствием. Из Вас выйдет великолепный историк. Успехов Вам.
    Андрей, у меня есть для Вас тоже скромный подарок, но от всей души. Мои "Марсельские хроники". Я учту все Ваши замечания и пожелания. http://vzagranke.ru/mentalitet/za-morem/zagadochnaya-francuzskaya-dusha.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо Dodo. Про историка Вы конечно преувеличили, но, всё равно, спасибо большое. Ваш журнал мне показался очень интересным и полезным, обязательно загляну ещё, и не один раз.

      Удалить
  11. Юрий Тюлюбаев24 декабря 2013 г., 22:12

    Андрей Сергеевич, добрый день!
    Прочитал с удовольствием вашу публикацию. Дело, которое задумано Вами - серьезный и очень важный проект (как все проекты Истоков), но я (как и вы) уверен, что все получится при любом раскладе.
    Со своей стороны, от компании "Красный город", заверяю, что мы с удовольствием окажем помощь полиграфической продукцией, сделаем все необходимое, чтобы оснастить Экспедицию в этой части. Для этого мне не надо ничье одобрение, слава Богу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юрий Владимирович, спасибо большое за понимание и за содействие. Скоро закончю водить детей по походам и быстро, быстро начну готовить макеты.

      Удалить
  12. Андрей, я немного поздно, но с Новым Годом, Рождеством, и просто с праздниками-)) Пиши и публикуй побольше-))

    А сережкки для твоей старшей дочи ждут своего часа-)) Обнимаю всех

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, разве ты можешь быть поздно, когда меня дома не бывает. Только благодаря тому, что у нас близко к 40 градусам у меня сегодня отменился очередной выезд с детьми. Сначала был прекрасный проект "Мечты сбываются" с Ненецкой ТРК, потом начались организованные выезды на снегоходе в близкие и дальние деревни. Пока холодно заскочил на работу и вот проверяю, где, что, нужно чиркануть. Всех с Новым годом и Рождеством! И, что я там ещё пропустил в суете.

      Удалить
  13. Андрей, а планируется ли привлечение энтузиастов, готовых отправиться на своих снегоходах? И еще идея по привлечению снегоходной техники - у нас появился официальный дилер Yamaha. Может с ними обсудить привлечение техники для проведения дальнобойного тест-драйва?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Даниил, все предложения принимаю и рассматриваю. Про официального дилера, ты кого имеешь в виду - ТехноСам, точнее компанию ЯМАР? Заходил в их офис в Архангельске, разговаривал, обещали помочь с ремнями, свечами и маслом. Письмо отправил на Подольского Сергея, он меня заверил, что передаст по назначению, но пока официального ответа не поступило. Думаю это праздники. Некоторые компании устно заявляют о своей готовности к участию в проекте, но официально пока писем нет.

      Удалить
    2. На сайте Администрации НАО, прошла информация, что Минрегион выделил Администрации НАО грант за успешное развите региона 258 млн. рублей. (деньги уже перечислены в округ), это помимо утвержденного бюджета округа. Так вот Федоров, озвучивая эту новость на своем очередном соовещании обратился к собравшимся с предложениями по реализации мероприятий освоения этих средств. Андрей Сергеевич, вы обращались в Администрацию НАО и в Собрание депутатов НАО, по оказанию финансовой поддержки планируемого Вами, такого значимого для округа мероприятия? Предполагаю, что из такой суммы, один - два лимона, существенно могли бы помочь в осуществлении вашей Программы мотопробега "Дорогой оленной армии" и подняло бы еще больше пристиж и значимость Ненецкого АО Северо-Западном регионе и в России в целом, в преддверии таких великих дат.

      Удалить
    3. Вот это новость, так новость. Я по своей неграмотности совершенно не знаю как подступиться к Администрации НАО и написать письмо в Собрание депутатов. К тому же есть правила и, какой то порядок обращения к высшим огранам власти. Многие средства уже найдены, правда с их поиском всё меньше остаётся моральных и физических сил, страшно подумать, а хватит ли их на сам перешод по маршруту. Из первоочередных расходов остаётся не решонным вопрос с оплатой ГСМ. Программу тоже пришлось поурезать, но только в плане экскурсионного сопроводления, ряд расходов на снаряжение поурезали. Думаю, в ближайшем будущем отсчитаюсь о состоянии дел по подготовке мероприятия. Всем большое спасибо за подъдержку и понимание!!!

      Удалить
    4. Андрей, ты, конечно, шутишь, говоря о неграмотности. Неужели до сих пор не отослал письмо в нужные инстанции?

      Удалить
    5. На самом деле я со своей "простотой", которая хуже воровства уже столько писем отослал, что и сосчитать трудно. Ответов получил гораздо меньше, в большенстве своём в личку, официальных практически нет.

      Удалить
  14. Андрей! Удачи Вам в Ваших благих намерениях! К слову, в оленьих эшелонах участвовали и оленеводы Коми АССР, можно было и в РК, в администрацию Гайзера написать. Ещё раз Удачи!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Александр, спасибо большое. И из Коми, и из Архангельской области, и оленеводы Кольского п-ва плечом к плечу шли на фронт, вместе воевали и погибали. Если кто то в Республике захочет на какомто участке к нам присоедениться, оказать помощь или рассказать о пробеге в СМИ, то милости просим.

      Удалить
  15. Красноборск, Наталья16 января 2014 г., 20:37

    Читала с удовольствием все! Размах, скажу, немалый! Интересно все! И все задуманное обязательно исполнится. Если чем-то могу помочь, то сделаю с удовольствием. Очень рада, что тебя многие поддерживают. Удачи!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну вот Наташа, ты и научилась оставлять комментарии, большое спасибо. То, что ты сопереживаешь нашему проекту - уже огромная помощь. Если будешь в Архангельске 26 февраля то приезжай в Рикасиху, там и встретимся.

      Удалить
  16. Андрей с удовольствием прочитал и вашем проекте - идея отличная! Память о героических оленеводах военных должна быть. Не приведи Господь повторения оного! О продвижении по Архангельской области - есть два варианта движения от Мезени. Первый по старому мезенскому тракту - Мезень - Сояна - Кучема - Кепино - выход на тучкинскую дорогу (технологическая дорога АГД) - Ижма - Архангельск. Данная дорога исторически более правильна, т.к. раньше ездили именно так. Второй вариант - Мезень - Долгощелье - Койда - Майда - Мегра - Ручьи - выход на тучкинскую дорогу или на Инцы. Второй вариант для экстрима, но раньше так в Архангельск не ездили. Будут вопросы - отвечу! По мезенским дорогам инфа есть полная.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я на карте и на космо видел не то линию связи, не то путь вдоль берега, по этому пути и пойдём. Интересует, есть ли путь между районами Мезенским и Приморским. Кто ходит здесь, линю поддерживают, или она как памятник стоит, сохранились ли избы монтёров...

      Удалить
    2. Андрей, проезд на снегоходах с Мезени до Ручьев есть по зимнику (телефонной линии нет, по крайней мере я в прошлом году её не видел) и он реально постоянно используется местным населением, как базовую точку на этом маршруте удобно использовать Койду (большой населенный пункт). Уточни как нитка маршрута пойдёт из Ручьев (на тучкинскую дорогу или на Инцы буду уточнять информацию дальше.

      Удалить
    3. Спасибо Василий и Sanles2, Нитка маршрута от Мезени пройдет вдоль берега, через Каменку - Долгощелье - Нижа - Койда - Майда - Мегра - Вайзица - Ручьи - Инцы - Това - Верхняя Золотица - Нижняя Золотица - Козлы - Куя - Мудьюг - Рикасиха. Понимаю, что так не ходили, интересно вдоль моря деревни посмотреть. Мужики говорят, что до Мезени без проблем ходят по лесу, нам посмотреть хочется море, маяки, старинные поморские деревни, побывать на Мудьюге. Поэтому так круто заворачиваем.

      Удалить
    4. Что такое тучкинская дорога куда и от куда идет. На карте вижу что от Ручьев ид|т зимник 30 км, потом тем-же зимником на Тову и через лес на В. Золотицу. Дальше тоже зимник до изб. Попиха и по морю

      Удалить
  17. Тучкинская дорога - это технологическая дорога геологов (Севералмаз) идет она от Архангельска через реку Лодьма до деревни Ижма, далее она идёт до поселения Тучкино (Поморье, заброшенный населенный пункт) по этой дороге идёт вся заброска походников в сторону Беломорско-Кулойского плато. Данная дорога частично копирует старый мезенский тракт. В конце января мы прошли из Мезени по старому мезенскому тракту по маршруту Мезень - Сояна - Кучема - Кепина порядка 180 км на двух снегоходах, до Архангельска оставалось столько же.

    ОтветитьУдалить
  18. Андрей Николаев14 февраля 2014 г., 0:05

    Сегодня написали из Ручьев что до Золотицы добраться можно, а дальше вряд ли получится, нет припая. Идём с детьми до Рикасихи, рассматриваю вариант перехода по зимнику Мезень - Сояна - Кучема - Кепина - Ижма. От Кепино до Ижмы написано на карте, что это автозимник. Василий, если не трудно напишите, что это за путь и с чем его едят. Может где-то можно фотки посмотреть... Обратно пойдём без детей, тогда и пройдём по берегу, но это пока только вариант, который требует дальнейшей проработки
    .

    ОтветитьУдалить
  19. Андрей привет! Описание дороги сделал и отослал по почте, читай и задавай вопросы, если возникнут.

    ОтветитьУдалить
  20. Андрей! Сообщение к сожалению по каким то проблемам не уходит, дай другой адрес для отправки сообщения.

    ОтветитьУдалить
  21. Краткое описание зимней дороги Мезень – Архангельск
    Данный маршрут привязан к старому мезенскому тракту (из Мезени в Архангельск) проходим для современных снегоходов, тракт есть практически на всех навигаторах с картой Архангельской области. Со стороны Мезени официальная заправка бензином, только в Мезени или Каменке. Раскладка пути (километраж округлен в сторону увеличения):
    № Маршрут Расстояние, км Описание, примечания
    1. Мезень - Сояна 70 Дорога, действующий автомобильный зимник с хорошим проездом.
    2. Сояна – Кучема 50 Снегоходный путик, частично идёт по реке Сояна, есть крутые спуски и подъёмы, частично проходит по территории Соянского заказника. На Кучеме есть изба, можно заночевать 10 – 12 человек. Очень сложный переезд через реку Кучема, полыньи, крутой подъем.
    3. Кучема - Перекат 30 Снегоходный ход в этом сезоне пробивали мы на двух снегоходах, сложные подъёмы и спуски, на зимнике большие колеи и промоины от ручьев. На Перекате инспекторский пост Соянского заказника, возможна проверка документов.
    4 Перекат - Кепино 30 Снегоходный путик, весьма накатан
    5 Кепино – 72 км тучкинской дороги 70 Снегоходная дорога, весьма накатана
    6 72 км. – Ижма – переправа через Лодьму - Архангельск 72 Технологическая (автомобильная) дорога геологов (стоит два шлагбаума) для автомобилей платная. Как вариант можно перед переправой через Лодьму уйти на пос. 29 лесозавод и оттуда на снегоходах сходить не Мудьюг и с учетом ледокольных переправ попасть в Рикасиху по дельте (уточнить наличие переправ обязательно, у меня нет такой информации).

    ОтветитьУдалить
  22. Дорогой оленной армии – мотопробег по пути оленетранспортных эшелонов. Забыть нельзя, помнить вечно...

    Пункт назначения Рикасиха

    https://vk.com/album-11342719_189497534

    ОтветитьУдалить
  23. Андрей Николаев11 марта 2014 г., 7:51

    Всем спасибо большое. Мы вернулись, скоро буду писать.

    ОтветитьУдалить

Поделись

Популярные сообщения