понедельник, 5 августа 2013 г.

Экспедиция Волонга 2013 – Кумушка. Табор уходит в небо

Времени совсем мало, и не смотря на то, что только вчера мы высадились на этом берегу и разбили лагерь, уже сегодня все готово к пешей вылазке в верховье Кумушки. На шестерых две палатки, котёл и нехитрый набор провианта. Переход по туристским меркам мизерный – всего десять километров в одну сторону и столько же обратно, но, что-то подсказывает – всё не так-то просто, как кажется. Кумушка - река с характером, обрывистыми берегами и непролазными кустарниками. Одна надежда на отмеченную на карте старую вездеходную дорогу.

Маленькие радости большого похода

Жара, невыносимая жара. Мы только прилетели, а я уже сгорел на солнце. О Боже! Как давно такого не случалось. Всё тело ломится на части и горит огнём. Плечи, живот, спина, не прикоснуться, а ведь сегодня уходим лагерем, то есть, уходим с ночёвкой. Но жара такая, что о переходе по тундре, где нет воды на протяжении десятка километров, не может быть и речи, ждём. Случай редкий в моей практике, обычно ждём окончания шторма, или, хотя бы дождя, сегодня ждем, когда спадёт жара.

Мне всегда казалось, что это я пижон с огромным рюкзаком, в котором всегда есть, то, от чего легко может отказаться любой турист-спортсмен. Таская за собой столики и стульчики (конечно, когда не на себе), газовые плитки, лампы и фонарики, когда без них можно обойтись, прочие мелочи, скрашивающие полевой быт, я в первую очередь думаю о моральном удовольствии от использования данных предметов, и в последнюю об их практической необходимости. Путешествуя с детьми или находясь стационаром где-нибудь на арктических островах, в последние годы я непременно беру с собой самовар, от него и на душе тепло и кипяток получаешь без лишних заморочек. Но когда я увидел содержание коробок и мешков геологического отряда, удивлению моему не было предела. Палатки на каждого члена группы, кастрюли и сковороды, решетки для приготовления пищи – это ещё цветочки, генератор, бензопила, болгарка, молотки и зубила, щётки и кисти – всё нужно для работы. Даже фен, обычный фен для волос необходим для просушки костей древней (370 млн. лет) рыбы, которую ребята нашли в прошлой экспедиции и намерены достать в этой. Одна тысяча сто килограмм груза на четверых, зачем им машинка для стрижки волос?!

Старый приятель – рассказывал мне, что они с друзьями, когда отправляются в путешествие, обязательно красят волосы в разные вызывающие цвета – красный, фиолетовый, зелёный и т.п. Наши спутники – ребята весёлые, в честь удачной заброски и исполнения давней мечты, парни решили подстричься наголо. В ходе мероприятия идея зашла ещё дальше и на головах у парней появились ирокезы. Мне стричься наголо не впервой, а ирокез у меня, практически, всегда с собой, только поперёк головы и на подбородке. Вот так, по-разному народ тешит себя, кто самоварами, а кто и в индейцев до сих пор играет, но главное – это психологический климат в коллективе, если его нет, то и любые интересные места станут не в радость.

Всё выше, и выше, и выше

Прекрасным местом для остановки группы в данной точке является правый берег реки Волонга, в месте, где в Волонгу впадает река Кумушка. Здесь прекрасная полочка с луговиной, и от ветра можно укрыться и тень в жару поискать, а самое главное – это то, что на травке в палатке спать гораздо приятней, чем на булыжниках.

Удобное место для стоянки в устье Кумушки на Волонге

По большому счету, все группы, идущие по Волонге, здесь и останавливаются, тут же проходит старая вездеходная дорога, уходящая в верховье Кумушки.

На карте дорога обозначена несколько не там. На местности в месте пересечения дороги и реки Волонга находится скальный выход и лососёвая яма, туристу с картой будет не совсем понятно, где здесь может проходить дорога.

Устье Кумушки

Её легко найти, если подняться по левому берегу, Кумушки буквально несколько десятков метров. Дорога пересекает Кумушку и поднимается по водоразделу между Кумушкой и Волонгой. Нас же вертолёт высадил гораздо выше по течению, и мы вынуждены вскарабкиваться на водораздел по крутому правому берегу Волонги.

Старая вездеходная дорога

Пытаясь сэкономить на вещах, ещё в Нарьян-Маре, я решил не брать с собой большой рюкзак и для этого выхода использовать упаковку от нашей байдарки "Викинг 4,7". Я тысячу раз пожалел, да ещё обгоревшая спина и плечи не давали покоя. Уже на первой стометровке многие из нас ощутили недостаток физической подготовки, заросшая дорога ползла вверх по склону и сейчас бы лыжные палки не помешали, но и их я не взял. Высотомер на руке неуклонно показывал изменение высоты, вот вроде вышли на ровный участок, но идти легче не стало, мы по-прежнему ползём вверх. Мой "рюкзак" не имея ни анатомического каркаса, не нормальной подвесной системы, давит в одну и ту же точку, вызывая в спине жуткие боли, каждые 40 - 50 минут мне требуется остановка, я буквально валюсь на землю.

Некоторое время дорога, которая периодически теряется в зарослях кустарника, проходит по лесной зоне, но вскоре её сменяет лесотундра, заросшая карликовой берёзой. Мы движемся до останца высотой 10 метров, в этом месте дорога пересекает ручей, долина которого обрамлена живописными скалами. Если верить высотомеру у меня на руке, то от базового лагеря мы поднялись на 20 метров, показания прибора 75,5.

Ещё через полтора километра выходим на тундру. За спиной ярко-красное яблоко заходящего солнца, а впереди желтый блин луны, ветер разогнал всех кровососущих и кусающих тварей и можно спокойно посидеть, а лучше полежать на тёплой мохово-лишайниковой подстилке. В отсутствии леса стало прекрасно видно, что наш отряд карабкается на встречу с облаками, прибор показывает 100, 120, 150, 180 метров. Впереди, как маяк, виднеется сопка Кумжинская её высота 238,9 метров. Какая красота вокруг, а у меня фотоаппарат в кофре, кофр в рюкзачке, рюкзак в гидре и сил нет.

Дело в том, что мы не знаем куда идём, никто из нас здесь не был и точного места расположения лагеря неизвестно. Слева вдали видна Кумушка с её обрывистыми берегами, здесь, где попало не встать лагерем, а мы планируем на следующий день подняться налегке ещё выше, правда, следующий день уже наступил.

После сопки дорога совсем затерялась, и мы продолжили свой путь к реке, ориентируясь на белые отдельные скалы – это группа останцев у крутого колена реки, выше её на карте обозначен водопад, сюда нам и надо. Поздно ночью забазировались на правом берегу Кумушки, чуть выше места, где дорога, сделав крутой поворот, пересекает реку. Река каменистая и на противоположную сторону можно легко перейти по камням.

Останцы в верховье Кумушки

На небольшой террасе заросшей карликовой берёзой установили лагерь, вернее сказать две палатки, а кострище определили на каменистом берегу.

Леса в этих местах совсем нет соответственно и дров, на первый взгляд, тоже нет. Но на самом деле это не так, огромное количество карликовой берёзы по берегам – прекрасное топливо для костра. Для розжига можно использовать сухой можжевельник, а вот с берёзкой нужно хитрить, просто так она не горит или горит плохо, потому и не горят тундры так как горят леса. Для использования карликовой берёзы в качестве дров необходимо сворачивать её в своеобразные тугие петли (вить гнёзда) и петли использовать как топливо, в плотном скрученном состоянии свежая карликовая берёза прекрасно горит.

Позавтракав, мы отправляемся вверх по Кумушке налегке, наша задача осмотреть выходы песчаника, останцы, водопад и, при хорошем раскладе, дойти до избы оленеводов.

Погода выдалась замечательной, не смотря на жару, ощущение такое, что ты находишься высоко в горах. "Каменный город" в верховье кумушки, конечно, не сравнится с останцами на реке Белая, до которой отсюда примерно семь километров, жаль времени совсем нет, а можно было сходить.

Коварные лабиринты в тундре

Но и на Кумушке можно долгое время бродить по узким улочкам как будто вырубленным в скалах, осматривая великолепные каменные глыбы, нагромождения валунов, россыпи гальки на дне кристально чистой реки. Незабываемое впечатление оставляют неглубокие ямы, в которых, как в аквариуме, плавают мелкие рыбки.

А вот водопад на Кумушке несколько разочаровал, может в весенний период он и вызывает трепет, но сейчас это только небольшой слив.

Изба оленеводов находится в полутора километрах от водопада вверх по течению реки. Это довольно большой дом, который, по-видимому, используется для проведения каральных работ.

К вечеру поднялся сильный ветер, прямо из-за поворота реки, словно облака повалил туман, постепенно туман накрыл и сопку Кумженскую, стало довольно холодно. Наш геологический отряд засобирался в базовый лагерь на Валонге, ребята ушли в ночь, а мы остались ждать утра, пройти через останцы в долине безымянного ручья ночью в тумане – перспективка та ещё.

Возвращение в базовый лагерь

Утро в этот день так и не наступило. Все наши ожидания солнечной погоды увенчались провалом, ну что же, отдохнувшие мы отправились в обратный путь. Обратно идти гораздо веселей, на этот раз ноги сами несут тебя вниз по склону, зачастую, даже, слишком сильно несут.

Ещё по дороге вперёд Нина сбила ноги голенищами пенополиуритановых сапожек, да так, что живого места на ногах не осталось, у ближайшего болотца находим сфагнум – это хорошее средство против подобного недуга.

В "Каменном городе" на безымянном ручье поснимать так ничего и не удалось, но, как выяснилось позже, ушедший в ночь первый геологический отряд проспал до нашего прихода, так, что мы ничего не пропустили.

На дворе стояли четвёртые экспедиционные сутки, весь вечер и половину ночи я с Олегом и Ромой отрывались на рыбалке у Надеждина ручья. Олег стал главным добытчиком в этот раз, он ловил исключительно хариуса, нам с Ромой повезло меньше – кумжа, форель, пришлось отпускать, хорошо, что под конец поймали горбушу – поели красненькой.

1. Вижу, что в НАО масса красивых и уникальных мест. Один Пустозерск чего стоит http://nord-traveller.livejournal.com/3064.html ИНтересно, сколько времени требуется, чтобы обойти и осмотреть весь округ?

1. Это действительно так. Спасибо Вам Михаил за комментарий.
      Ваш пост о путешествии по Печоре мне очень понравился и я обязательно опубликую его на "Дорога в НАО" (со ссылкой на первоисточник, конечно), на своём блоге я публикую не только свои впечатления, но и рассказы других путешественников побывавших в НАО. Если Вас не затруднит, то прошу выслать мне отдельно текст и фотографии по почте dorogavnao@gmail.com или nikolaevasnao@mail.ru, это ускорит процесс. Фотографии можно уменьшить до 800 пикселей по наибольшей стороне. После окончания эпопеи про Волонгу сразу и опубликую.
      Что касается времени на осмотр округа, я на это потратил уже 13 лет, приехав сюда однажды с одним рюкзаком, а "белых пятен" ещё ой как много.

2. Тут у нас ходить и ходить! Потому как доехать нет возможности, ну а долететь - дороговато!

1. А ведь есть люди которые летают, и не мало таких. Я на Волонге 13 человек со спиннингами насчитал, при том, что база Манса была пуста, не сезон для туристов.
      По поводу сколько ходить, я вон два месяца пишу, написать не могу, и ещё год писать о старом буду, а может два года. Ходить подольше будет.

3. Андрей, что такое останец и для чего нужна драга?
    Каменный город, конечно, просто уникальный! Интересно, как он образовался? Там когда-то протекала река? Или это следы землетрясения? Так и представляется, как земля расходилась и трескалась... Или же это супердревние сооружения? Что это?

1. Елена, простите, где-то затерялся Ваш комментарий. Останец - это геологический термин, обозначающий обособленно стоящую возвышенность, представляющую собой уцелевшие от разрушения остатки более обширной или высокой территории.
      Драга - это плавучая землечерпальная машина, снабжённая оборудованием для промывки вычерпанного грунта. В нашем случае я указываю на приспособление в виде желоба предназначенное для промывки грунта вручную, видимо, для поиска золота или других целей.
      В Каменном городе действительно очень интересно, но сам город на Кумушке, конечно, не сравним с останцами на реке Белая. Все эти останцы природного происхождения, они образовались в многолетнем процессе выветривания породы под действием морозов, солнца, дождя и ветра. Только природе принадлежит авторство этих замечательных шедевров.

2. Всегда к Вашим услугам. Заходите, не забывайте.

4. Андрюш, ты отправил свои посты на конкурс Минрегиона? У тебя такой эксклюзив, что туши свет!