воскресенье, 24 ноября 2013 г.

Экспедиция Волонга 2013 – низовье реки. Последний рывок...

Так получилась, что об окончании экспедиции по реке Волонга летом 2013 года я пишу только теперь. Признаюсь, что для этого самому пришлось прочитать все предыдущие статьи, и, даже, восстанавливать в памяти порядок и сроки событий. Как хорошо, что есть цифровая фотография, где без труда можно посмотреть и дату и время.
Про то, как всё начиналось, про наш кратковременный поход к верховью реки Кумушка, про рыбалку и сплав по реке в её среднем течении написано ещё в августе, в предыдущих постах, долгое время "сидящих" на пьедестале лидеров просмотра. А вот про окончание истории поинтересовался всего один человек – это Павел Безносов, которому и посвящаю свой рассказ, как напоминание, что пора поделится и ему своими открытиями на реке Волонга. Забегая вперёд, только скажу, что Павел сделал на Волонге очень интересные находки...

Последняя днёвка на Волонге

По плану, спустившись по реке, мы должны были выйти в деревню Волонга, откуда выехать на моторной лодке по морю в село Нижняя Пёша, а от туда вылететь в Нарьян-Мар на самолёте. По телефону нам сообщили, что 4-го числа, в нашем районе будет пролетать заказной вертолёт с группой археологов, которые будут возвращаться с реки Ома, с той самой группой, с которой мы забрасывались. Именно 4-го числа мы заканчивали своё путешествие на реке, и, совершенно логично было вернуться одним бортом, отсеяв ненужные мытарства. К концу июля нам сообщили, что рейс переносится с 4-го на 2-е августа, стало понятно, что выйти в деревню нам не получится, на всё путешествие остаётся только два дня.

От базы Манса до деревни всего восемнадцать с половиной километров, и это по реке, по дороге гораздо ближе. Отойдя от палаточной деревеньки порядка двух километров, наша группа встала лагерем на широком повороте реки, напротив безымянного ручья, впадающего в Волонгу с правого берега. Весь следующий день мы провели, осматривая, сначала Большую Пакаяму и её окрестности, а затем и Малую.

База Манса находится рядом с отметкой 38.0

Эта река неслучайно выбрана для обустройства туристской базы, природа здесь действительно уникальна по своей красоте. Живописные пляжи с отвесными стенами, могучие ели как свечи стоящие на каких-нибудь узких известняковых выступах-балконах. Здесь удивительная территория, располагающая к поэзии, художественному искусству, философии. В тоже время, это прекрасное место отдыха любителей острых ощущений и рыбалки.

Большая Пакаяма – наверное, самое грандиозное природное гидросооружение на всей реке. Здесь русло с двух сторон зажато небольшими скальными выходами и частично перегорожено скальным мысом, так, что с его оконечности до другого берега остаётся каких-нибудь полтора десятка метров и, даже меньше. При движении рыбы на нерест, в этом месте её можно черпать "ковшом", на берегу оставлены с давних времён металлические крючья для установки сетей, да и сами сети брошены в стороне. Когда стоишь на мысу, а он, без преувеличения, является самым излюбленным местом рыбаков, становится несколько не по себе, глубина начинается сразу возле скалы, и ты видишь, как её каменистая стена исчезает из виду в темной толще воды. Не покидает ощущение того, что оттуда из глубины на тебя смотрит какое-то немыслимое существо. Рядом плескается, проходящая вверх по течению рыба, иногда с таким громким всплеском, что рефлекторно пугаешься и поворачиваешься посмотреть.

Затон на Большой Пакаяме

Большая Пакаяма

Первый же заброс принёс улов, но, это была единственная рыба, пойманная на Большой Пакаяме, ещё одна ждала меня на Малой Пакаяме, но это было уже после лёгкого обеда. Даже не представляю, что творится здесь в тот период, когда рыба заходит на нерест и поднимается по реке.

Ель на болконе

Пока мой исследователь дикой природы как горный баран скакала по скалистым кручам, я решил прогуляться с фотоаппаратом вниз по реке. Где-то там впереди лежал последний каньон, который, многие из путешествующих здесь проходят в сумерках белых ночей и, в большинстве своём, описывают лишь сожаление отсутствия возможности запечатлеть на камеру это великолепие.

Последний каньон на Волонге

Моя прогулка убедила меня лишь в том, что продолжение сплава легче не станет. Закончив с Пакаямами, мы продолжили путь вниз по реке и практически сразу причалили к правому берегу, где расположились известняковые обнажения. Именно здесь в большом количестве встречаются многочисленные артефакты, законсервированные в камне.

Река расходится на два русла разделенных островом, широкое правое, и, едва приметное узкое левое. Несмотря на значительное уменьшение глубины, мы проследовали вглубь правого русла, нас интересовали обнажения. Возвращаться обратно вверх по течению желания не было, и дальнейший путь мы продолжили пешком по тому же участку реки.

Тупик в конце "тоннеля" не стал неожиданностью, русло реки полностью было засыпано галечником, влево вода текла через сплошные заросли белокопытника, пришлось разгружать лодку и перетаскивать её по плотным стеблям и листьям.

Байдарка всё больше и больше наполнялась предметами для естественнонаучной коллекции Ненецкого краеведческого музея и походила на баржу загруженную камнями. Река не давала возможности расслабиться, то и дело приходилось вылезать и протаскивать лодку. Всё чаще на пути встречались острые плиты расположенные поперёк течению, идти пешком по ним очень неудобно, они скользкие и, к тому же, расположены под наклоном, а глубина возле некоторых довольно большая. Иногда при проводке байдарки я не успевал заскочить обратно, и был вынужден в висячем положении ждать окончания ямы.

Последний участок путешествия

После Большой Пакаямы мы перешли на следующий, последний лист карты. Погода стояла тёплая и ясная, на обед пристали к левому берегу, где разогрели на газовой горелке банку гречневой каши, чай пили из термоса, заправленного ещё утром.

После обеда хочется спать, так было всегда...

Ниже по реке с левого берега было видно живописное скалистое обнажение, я не удержался и, перейдя через реку в непромокаемых штанах, отправился фотографировать. Пройдя порядка 200-300 метров, я просто остолбенел от вида, открывающегося за поворотом. Правый берег реки, словно бетонная набережная – чистый, ровный, пологий, плавно уходящий в воду. И это всё в лучах солнца, чувства неописуемые. Послеобеденное желание поспать растворилось в эмоциях и переживаниях. Жалею только о том, что не позволил себе и супруге побродить в этом живописном месте.

Ещё через пару километров скалы поднялись по обоим берегам. В каньоне стало темно, солнце сюда, практически не попадало. На левом берегу, примерно в полутора метрах над урезом воды, совсем скоро мы увидели интересный, на мой взгляд, источник. Ледяная вода била как из крана прямо из стены, нигде выше на отвесной стене не было даже сырости, а тут такое, будто в каменной стене прорвало трубу. Чуть ниже нашего последнего места ночевки тоже был источник, но тот источник был настолько солёный, что пить воду, даже в мизерных количествах, было невозможно. А эта вода очень вкусная и живая. Как в сказке про живую и мертвую воду.

Вот такой источник

После перехода через последний каньон на Волонге я понял то, что такие места Ненецкого округа обязательно нужно показывать нашим детям, которые даже не представляют порой, каким богатством владеют, проживая в этом регионе. Нужно вносить в различные программы расходы на проведение детских краеведческих экспедиций и прямо на вертолёте прилетать и здесь жить, а заодно проводить различную работу по сохранению и изучению края.

Вновь впереди показалась каменистая отмель, правый берег поднялся над водой высоким обрывом, левый растянулся широким галечным полем, местами поросшим скудной травой. На левом берегу показался, закреплённый по морскому, носом от берега, Прогресс. Катер лежал на галечнике, значит люди приехали по приливу и ушли, а то, что крепление моторки было сделано с особой тщательностью, говорило о том, что люди ушли надолго. Очевидно, что мы вышли в приливную зону, от этого места до деревни порядка пяти километров.

Чуть ниже реку перегородила сетка, натянутая на крепких якорях. Обидно, что рыбаки не оставляют ни малейшего шанса поднимающейся на нерест рыбе, сеть проходит от берега до берега и даже больше. Рядом с сетью плавает мёртвая рыба. Дело в том, что рыбаки поднимаются сюда только по большому приливу – один раз в сутки, за это время часть рыбы погибает и её выкидывают.

Колья для установки сетей встречаются
на всём протяжении реки

Мы напрасно вышли в приливную зону, вода здесь мутная, а по берегу очень много ила, поставить палатку, так же оказалось негде. Побродив по берегам и чуточку разочаровавшись, мы пешком по краю воды направились обратно за каменистую отмель. Перспектива испачкать байдарку накануне вылета очень пугала.

На ночлег встали далеко от берега, на скудном растительном коврике. Много времени ушло на перетаскивание, но это наша последняя ночевка и, в нашем случае, данные затраты оказались не напрасными. Ещё какое-то время ушло на приготовление пищи, ужин, просушку снаряжения.

Вместо заключения

Вертолёт прилетел к обеду, и подсел прямо рядом с нашей кучей барахла и камней, так, что таскать ничего не пришлось. По пути домой мы подсели у наших друзей, когда наши группы разошлись Саша – единственная девушка в группе Павла Безносова разболелась, и мы планировали её эвакуировать, но, к счастью, всё пришло в норму. Группа медленно продвигалась по реке, затрачивая на сплав невероятные усилия, иногда проходя в день по километру, то и дело, разгружая и вновь загружая свой катамаран. После нашего возвращения в Нарьян-Мар начался период ненастной штормовой погоды, Павел по телефону отзванивался и рассказывал, что группа вынуждена стоять на месте. Вода в реке поднялась, и идти стало значительно легче, но, при этом, затопило места, где палеонтологи планировали проводить работу. Остаётся только ждать результатов, и наедятся на лучшее, а мы возвращаемся в город на берегу реки Печоры, аки птицы пролетая над бескрайними просторами тундры.

Видеодневник "Экспедиция по реке Волонга летом 2013 года"
(Ненецкий автономный округ)

О монстрах реки Волонга

1. Дорогие друзья! В статью добавил видео о "монстрах" реки Волонга, посмотрите - это интересно.

2. я так понял ,что от красной рыбы Вас уже отбросило надолго))

1. На самом деле нет. Очень хочется красной рыбы, хожу по магазинам а там, толком ничего хорошего нет. Смешно и обидно, но так оно и есть - поеду в Архангельск там на рынке куплю кусок мезенской сёмги и буду доволен. Мне тах кажеться. В экспедиции толком половить не удалось, красная рыба в основном ловится по ночам, а мы в это время предпочитали спать, да и поймав мелкий экземпляр не хотелось заморачиваться с готовкой, готовили на горелке. Когда попадался (редко) хороший трофей, то его отпускали по причине отсутствия возможности сохранить, и, тем более съесть.

3. впечатляющий фильм получился интересные места хорошая иыбалка и довольно не тронутая природа

1. Фильмом это конечно можно назвать с большой натяжкой, нет возможности монтировать HD. Просто собрал клипы в единый видеоряд прямо на Ютубе, но посмотреть для тех, кто соберётся в наши места будет полезно. Впервые для себя закачал видео без сжатия, кажется получилось...

2. Мне очень понравилось, все очень интересно, но хотелось бы увидеть не только понарамные снимки, но и конкретику - объекты природы тех мест, что там растет, какие интересные минераллы находили, какая живность водиться - птицы, зверьё разное, или вы такой съемкой не занимаетесь?

3. Нет, такой съёмкой занималась моя супруга (растения, минералы), эти материала в музее, а на своем сайте музей опубликовал совсем мало. Про минералы материал у Павла, но пока очень много работы и он обещает к новому году написать свою статью. Животных совсем не видели, за исключением объектов жизнедеятельности и птиц, слишком много людей шатается по реке, всех распугали.

4. Красота, а рыбину ты знатную заловил!

1. Если бы та Лёля видела, какую рыбину поймал Паша... Я плакал, когда отпускал, хотел так кусок откусить.

2. Дело не в размере, меня сложно этим удивить (дочка рыбака охотника): интересен был сам процесс - как ты её в речке выматывал (или она тебя)!

3. Скорей всего она меня. Я так4 рад, что Нина подошла к тому моменту когда дело уже шло к развязке и всё засняла.

5. Андрей, поздравляю с окончанием замечательной тетралогии о нашем походе! Как заново там побывал! И фильм интересный получился, по стилю съемок даже творчество А. Тарковского чем-то напоминает. Очень надеюсь, что у нас будут еще продолжения этого маршрута - слишком много неизведанного там еще осталось, а то, что уже изведано - ждет дальнейшего изучения/извлечения. Обидно будет, если этот материал пропадет по естественным причинам - за два года, с 2011-го река "съела" значительный кусок костеносной линзы на Покаяме, такими темпами через несколько лет от нее совершенно ничего не останется...

1. Павел, большое спасибо. Очень рад, что ты появился на страничках блога "Дорога в НАО". Река Волонга меня тоже очень вдохновила, и, думаю, буду готовить проект посещения этих мест с группой краеведов.

6. Наконец- то блогер вернулся на свои страницы. Давно я так красиво и познавательно не гуляла по северным местам.
    Андрей, фото просто класс! Жаль трудно поучиться мастерству на расстоянии...

1. Галина, как я рад видеть Вас у себя "в гостях". К сожалению этот пост не означает, что я вернулся, так заскочил ненадолго. Завтра улетаю в Архангельск, а по возвращении начну готовить большой проект - путешествие в историю на 70 лет назад, пробег длинной в 2000 км.

7. VarangaOfficial - препарат варанга цена - все, что бы хотели знать об этом препарате. Воспользовавшись нашим сайтом, вы получите возможность узнать исчерпывающую информацию об этом лекарственном средстве. Лично увидеть данные о клиническом тестировании геля, прочесть реальные отзывы пользователей и медицинского персонала. Изучить инструкцию по использованию, прочитать особенности и методы работы комплекса, осмыслить, как работает крем Варанга, где можно заказать оригинальный препарат и, как избежать покупки подделки. Мы очень тщательно и скурпулезно проверяем размещаемые данные. Предоставляем посетителям нашего онлайн-ресурса сведения, которые были почерпнуты исключительно из подлинных источников. Если вы нашли у себя признаки грибкового поражения стоп или же долго и безрезультатно стараетесь избавиться от этого досадного недуга, на нашем сайте вы отыщете легкий и быстрый способ устранения проблемы. Приобщайтесь и живите здоровой полноценной жизнью. Теперь все ответы можно отыскать на одном сайте.

8. Рулон (укажите "рулон", "рулон" или рулон), представляет собой рекламный стенд, похожий на телефон, с баннером, намотанным на холст. По большей части он используется для увеличения потока внимания к производителю, продуктам, товарам и услугам, другими словами, он работает как специальный препарат для прояснения общения с вероятными посетителями. Аналогичная система определена на выставках, коллекциях, выпусках, в офисных зданиях, но везде. Дизайн рекламных материалов (щитов) организуется конкретным специалистом, но печать осуществляется в хорошем информационном режиме для скручивания роликов на печатном станке. Катализатором развития рулонных принтеров стало усовершенствование печатного оборудования. Качество крупномасштабной рекламы возросло, но возрос спрос на большие изображения. Бизнесмены начали активно использовать рекламные платформы. В тот день появилась часть их дизайна. Для достижения желаемого результата использовалась магнитофонная лента, а также другие препараты, которые истощали ресурс. Только через некоторое время удалось подобрать модификацию, которая решила проблему с записью. Так появился сверток. Следует отметить, что после их размещения начался мощный поворот в традиционной промышленности. Структура структура Рулонная стойка включает в себя следующие элементы: Главная задача. Этот компонент измеряет верхнюю часть полосы нежелательной почты. Мачты. Он поддерживает верхнюю позицию. Дирижирование. Внутри находится пружина и гладильный барабан, затем в него наматывается материя во время монтажа здания. Свернутая подставка для гаджета в конце установки может быть вставлена в рюкзак, который предлагается в комплекте с багажом. У нее есть карандаш для более удобной транспортировки. Преимущества Рулонные баннеры имеют множество преимуществ: Материал обычного здания разрешается менять более одного раза. Таким образом, посетитель может купить один стенд, а также использовать его для рекламы различных товаров и услуг. Необходимо только заменить баннер.. Устройство очень отличается устойчивостью из-за специфики ваших ног. Задачи по сбору и демонтажу несложны, тогда нет времени. Достаточно снять штангу и скрутить материю. Внутренняя и внешняя установка не всегда весит больше нескольких фунтов в собранном виде. Наша компания предоставляет окна, изображения, паспорт / документы |паспорт / документы |паспорт / документы |паспорт / документы, брошюры и т.Д. Однако мы также выполняем плоттерную резку, ламинирование и т.Д.. Еще проще записаться на огонек, в таком случае вам сразу нужен штамп на долгое время, ну и стереотипы. Если у вас есть какие-либо идеи о том, как и что использовать ролапы на заказ, У вас есть возможность связаться с нашей компанией здесь, на веб-картинке.

9. Рекламный щит высотой 8 м с портретами телеведущей ксении собчак уже давно, также модель максима виторгана в случае записи "хотите заказать такие достопримечательности?" Пассажирский театр национальностей был повешен, и наоборот. Инициатива принадлежит активистам портала рисования "gcp----7sbbbhq0bpgaovq.Xn", сообщается на ее сайте. Плакат содержит цитату, например, принадлежащую собчак, а также широко распространенную в интернете в апреле 2013 года. В данном случае в сети была сформирована аудиозапись телефонного разговора, который, похоже, давно происходил между телеведущей, ну и сотрудником домоуправления. " Вот зрелый дом для обычных граждан. Ты понимаешь? Центральные районы столицы. А еще я пока не привыкну к маленьким ублюдкам. Почему у меня сертификатов меньше, чем у некоторых *** (дама ненавязчивого характера), маленьких *** (гомосексуалистов)? Я не обожаю парней. Меня абсолютно не волнует высшее образование, сколько от такого сервиса отдыхают. Хотя на них опирается весь кредитный отдел. Мне *** (отказаться от полученной информации)", - интерпретировала девушка в копии голосом, похожим на голос собчак. После этого проводница сказала, что такие фразы к ней пока не относятся. С портретом виторгана на плакате есть другая цитата: "в дополнение к человеку со многими точками зрения, вши, жуки, в случае с другой шелупонью, начали разрабатываться у меня по комментариям, касающимся отдельных источников. Стряхни с них пыль, я думаю, стряхни с них пыль." Сначала выяснилось, что дебют собчак в театре народов (имеется в виду сваха в пьесе гоголя "союз сердец") вылился в российский карман на 362 тысячи рублей. Премьера фильма с этой ролью состоялась четвертого марта. В конце лета 2014 года активные участники "gcp----7sbbbhq0bpgaovq.Xn" разместил плакат с портретами деятелей культуры россии и записью "вы живете на их шиши?" На незнакомом арбате на территории москвы, на территории москвы и других регионов российской федерации. Плакат был >>> нарисован писателями виктором шендеровичем, дмитрием быковым, и что есть люда улицкая, а также певцы андрей макаревич и что есть диана арбенина. В случае, когда человеку давно нужна эта короткая публикация, ну а вы планируете получить подробности, посвященные роллапы I, я прошу всех пользователей заглянуть на этот ресурс.

10. Инженерно-геологические изыскания для строительства и реставрации. Все, что связано с заводским или человеческим строительством, до разработки требует организации мероприятий, называемых инженерно-геологическими исследованиями. С ними мы разбираемся в наборе тестов существующей поддержки, в зависимости от тонкостей которых организуется длительный состав решения, ну и разработка плана строительства. Что касается текущей структуры и взаимодействия, природных требований, геологического строения прилегающей территории, качества почвы, экологии, состояния подземных жидких отложений, прогноза погоды и других обстоятельств, которые могут повлиять на строящийся объект. Инженерно-геологические проектные изыскания начала технологического процесса, а также ремонтные работы объекта любой сложности, организация инженерных сетей или все монтажные работы должны быть выполнены в обязательном порядке. Такого рода исследования требуют средств, так что предполагаемый процесс, ремонт, реконструкция объекта будут зависеть от установленных стандартов, условий для экономии труда, туберкулеза, санитарии. Согласие клиента с выполненными манипуляциями потребует доли от этого способа проезда инженерно-геологических изысканий, выполненных в соответствии с предписанными принципами. Инженерно-геологические изыскания используются для установления отличий геологической застройки сада от строительной площадки. Изыскательские работы входят в состав скважин, набор примеров грунтов из всех инженерно-геологических деталей, полевые испытания грунтов, масштабное изучение выбранных примеров, установление позы, скважины, структуры водосодержащих слоев, установление глубины промерзания грунта, оплата гормона деформируемость также является основной возможностью прогнозирования уточнений инженерно-геологических моментов. Задача инженерно-геологических изысканий состоит в том, чтобы получить совокупные данные об инженерно-геологических условиях местности, в частности о ненадежных спорах природного и промышленного происхождения (факты суффозии и просадки, наводнения, оползни, карсты и т. Д.), Особенностях почв и залежей подземных вод по размерам, даже в контексте двора будущего строительства. Геологические исследования важны в строительных работах, позволяя вам принять правильное решение о будущем, например, о фундаменте, глубине грунта, причинах необходимости укрепления грунта, см. Подробнее geo-sz.Ru. Когда вы дорожили этим контентом, поэтому вы, естественно, хотели получить более подробную информацию о оформить дом по дачной амнистии Пожалуйста, посетите вашу современную страницу.