понедельник, 20 января 2014 г.

На снегоходах по старинному почтовому тракту из Нарьян-Мара в Мезень и обратно

Совсем немного поселений расположено на территории Ненецкого округа. В основном, это поселения рыбаков, образовавшиеся на местах старинных рыболовных участков. Есть поселения образованные в результате перевода оленеводов на оседлый образ жизни. Ряд деревень основали старообрядцы во времена гонений. Городок Пустозерск возник как форпост на северо-востоке страны, а Нарьян-Мар как рабочий посёлок при лесозаводе. Но есть в округе ряд деревень, в прямом смысле выстроившихся в длинную цепочку вдоль линии соединяющей, давно несуществующий Пустозерск, и город Мезень. Старинный почтовый тракт не функционирует, да и от почтовых станций не осталось и следа, некоторые деревни пришли в упадок, прочие продолжают жить, но, практически, не развиваются.

Идея пройти на снегоходах до побережья Белого моря закралась в мою голову с того момента, как я впервые вступил на ненецкую землю. Первый переход на "Буранах" мы совершили в 2001 году. На четырёх советских машинах, промасленная, и пропахшая топливом группа, в состав которой входили школьники из Ненецкой школы-интерната, с незабываемыми приключениями добралась до д. Нижняя Пёша, мы побывали и в Верхней Пёше и в Волоковой. Люди приходили посмотреть на чудаков, и спрашивали, как нам удалось на такой рухляди перевалить через "Камень". 




Основной идеей экспедиции стало прохождение маршрута с целью его описания, изучения мест ночевок, точек заправки топливом и т.п. Сильно подстёгивало желание посетить национальный праздник оленеводов "Канин мэбета" (канинские богатыри), который организовывался в то время в селе Несь.

Практически вся нитка маршрута проходит по зимним дорогам. В данном районе среди местного населения широко используется снегоходная техника и имеется регулярное сообщение как среди населённых пунктов находящихся в непосредственной близости друг от друга, так и с городами Нарьян-Маром и Мезенью. Основными препятствиями при прохождении маршрута на снегоходах являются реки Тиманского кряжа: Янгыта, Пула, Сула, Шубная и другие, переходы через которые могут быть затруднены в связи с выходом на поверхность льда воды, а также высокими, местами отвесными, заросшими густым лесом, берегами. 


Вот и всё, заправлены моторы, внесена "пятёрка" за багаж, впереди лежит тот край, который если взял, то больше не отдашь...

Сбор назначен на 10 часов утра – время не раннее, но до этого времени каждый экипаж самостоятельно готовил свой транспорт и груз по гаражам. Вместе собрались не сразу, только к полудню завершили последние приготовления, укладку снаряжения и продовольствия, обвязку саней и волокуш. Короткое прощание с роднёй и редкими провожающими, фото на память, и в путь.

Сбор группы у гаражей в районе Кармановской бани

Кисляков Пётр Егорович

Первая остановка уже через час – война войной, а обед по расписанию. Остановились "на чай" на месте, где, когда-то находился первый русский город за Полярным кругом – Пустозерск. Постояли у одиноких, покрытых изморозью крестов, а вот почаёвничать решили в лесочке, сразу после Городецкого озера в районе речки Русская, здесь и ветра поменьше и дорога начинается такая, что душу держи, чтобы не вылетела вместе с телом. Самое место отдохнуть. 

Остановка в Пустозерске

После небольшого отдыха двинулись на юго-запад, наш путь лежит до деревушки Пылемец. На озере Ежвисочное, наконец-то можно увеличить скорость, правда видимость плохая, ориентиров практически нет, к тому же, перед нами прошел вездеход и оставил огромную колею в снегу, того и гляди попадёшь в ловушку, мало не покажется. 

Кислякова Ольга Сергеевна

Николаев Семён

Кабанихин Александр Васильевич

До Лабожского от Пылемца рукой подать, пролетели, не заметили. Прошли без остановок и Лабожское. В Великовисочное прибыли в начале третьего часа здесь нас ждал, поистине, царский приём. На столе у хозяйки Бараковой Зои Сергеевны уже стояли тарелки с горячим супом, варёная картошка, жареная рыба и многое другое. Хорошо покушав, напившись горячего чая, мы отправились в сторону Коткино. В Виске оставили топливо на обратную дорогу, таким образом, вес каждых саней уменьшился на 50 кг.

Наш путь лежит далее на юго-запад. Мы двигаемся с хорошей скоростью: 30-40 км/час. Дорога проходит по огромному болоту, которое, кстати, так и называется бол. Большое, и только после речушки под названием Яржеб мы поднялись на высокий тундровый берег. 

На опушке леса, примерно в 24 км. от Виски есть небольшая избушка сделанная из досок. Переночевать в такой избе можно только если уж "совсем плохо дело" и то не более четырёх человек. Далее до Коткино вся дорога размечена металлическими бочками, которые при ясной погоде, даже при отсутствии следа, служат хорошим ориентиром. 

Избушка для отдыха на дороге в Коткино

К половине седьмого вечера группа уже стояла на крыльце здания Коткинского сельского совета, здесь же разместились на ночлег. Огромное спасибо Главе местной Администрации Поздееву Олегу Михайловичу за оказанную нам помощь – приютил прямо в своём кабинете. На самом деле в Коткино можно остановиться в удобной сельской гостинице, которую оборудовали в ведомственной квартире, но на момент нашего прибытия в эту деревню, в гостинице полным ходом шел ремонт. 
В фойе поселковой Администрации

Добавьте подпись

Завтрак в сельском совете

Ещё вечером провели экскурсию по деревне. Очень понравились деревенские новинки – современный тренажерный зал в здании общественной бани и местная гостиница (половина дома: две комнаты и кухня с туалетом).


На следующее утро, несмотря на выходной день, Олег Михайлович пришел проводить нас перед выходом. Он объяснил, что из Коткино в сторону Пёши есть два пути: первый по побережью через Индигу, Волонгу и Белушье, а второй - прямой, через Северный Тиман. Ещё в Нарьян-Маре мы встретились с директором ДК п. Выучейский Явтысым Андреем Григорьевичем, который весьма подробно описал нам весь путь от Коткино до Индиги и рассказал, что вся дорога на этом участке провешена большими треногами из стволов деревьев. Действительно, так оно и оказалось, практически через 200-300 метром мы встречали эти ориентиры.

Впереди дорога на Индигу

Из Коткино вышли в 10 часов. Дорога лежит через аэродром по левому берегу р. Сула, далее до р. Сойма. Пересекаем Сойму в её устье и вскоре выходим на равнинный участок между р. Сула и р. Бол. Нюрбей. Идём, практически, в западном направлении, наша цель – островок хвойного леса посреди тундры – ур. Щучий остров (к востоку от оз. Щучье), до этого места от Коткино примерно 47 км. 

Щучья лапта, небо и земля - всё едино

Изба на Щучьем острове

В стаде

Современное жилище оленеводов


Пройти мимо легендарной часовни, конечно же, мы не смогли. Самым приемлемым вариантом при выборе маршрута до часовни, оказалось, добраться до избы в ур. Щучий остров, и от избы совершить радиальный переход на Урдюжское озеро, туда и обратно – 26 километров по равнине. В 12:40 группа стояла у избы и любовалась ловкой работой оленеводов, а в 14:40 мы уже обедали на избе Корга (Урдюжская виска). 

Изба Корга


Война войной, а обед по расписанию

Отдохнули, пора и честь знать

Часовня произвела впечатление. Совсем одинокая, маленькая, заметённая снегом под самую крышу, она стоит посреди, казалось бы, бескрайней тундры, посреди белой пустыни указывая путь, а иногда и спасая от ненастья прохожих людей. Набравшись сил, пообедав и отдохнув, мы вернулись на буранный след.

Часовня на Урдюге

Интерьер часовни

Отправляемся дальше

Переход до Индиги – одно удовольствие, особенно когда путь пересекают речки Белая, Индига и другие, с высокими берегами и крутыми склонами. Лес постепенно отступает, превращаясь в отдельные малюсенькие островки, а потом и вовсе исчезает. В устье р. Белой проезжаем избушку, вернее автофургон, переделанный под избу. Ничего, жить можно. 

Уже совсем стемнело, движемся в северо-западном направлении, уже видны вдали огоньки, это п. Выучейский. Река Индига становится широкой, и дорога плавно переходит на лёд. Вот где рай для русской души, а какой русский не любит быстрой езды. Оторвались на всю катушку, да так, что перед Выучейским на полной скорости один за другим, в темноте влетели в слуз (вода на поверхности льда вперемешку со снегом) протяженностью несколько километров. К счастью всё обошлось. 

В 20 часов были в Выучейском. Очень переживали, что не успели в магазин за хлебом, и тут повезло. В деревне ведь, всё не так как в городе, проходящая по улице женщина, на радость нам, оказалась продавцом магазина, она, узнав о наших переживаниях, открыла магазин и продала нам хлеб. Ещё через полчаса снегоходы стояли на берегу реки в п. Индига у дома Поповых Владимира Михайловича и Матрены Николаевны, здесь нам предстояла глобальная просушка. Пострадали в основном какие-то книги, календари, плакаты, которые мы везли и раздавали в деревнях, картонные коробки непонятно с чем. Основное снаряжение всё же было упаковано, пусть не в гидромешки, но, по крайней мере, в кожаные транспортники и пластиковые фляги.


Понедельник – день тяжелый, нам бы понедельники взять и отменить

Встали рано, в половине седьмого. Сегодня много дел, нужно успеть пробежаться по селу, да и путь лежит не близкий. Зашли поздороваться в сельский совет. Глава поселковой Администрации Глухов Вадим Евгеньевич великодушно выслушал нас, а после небольшой экскурсии по селу, даже, вызвался проводить нашу группу, но сборы затянулись на неопределённое время, и мы были вынуждены отказаться от помощи гостеприимного Главы.


К 11:30 вернувшись из похода по магазинам, конторам и мехпошивам, занялись переупаковкой продуктов и снаряжения. Часть продуктов в результате вчерашнего "заплыва" по верховой воде реки Индига, была безвозвратно утрачена. Продукты в пластиковых бочках также испытали трудности во время движения и получили множественные повреждения.

Посёлок Индига

С товарами и продуктами всё в порядке

Подвесной мост с одного конца деревни на другой

Обелиск Победы в Индиге

За обедом, в жарко натопленной избе, беспощадно уничтожались мясо оленя, колбаса, картофель, варенье из морошки и "мёд" из одуванчиков. Отличились все, а Сеня – самый молодой участник экспедиции (14 лет), от "пережора" и накатившей лени, даже пытался заснуть за столом. Наконец, с полными животами и безразличными взорами, все собрались на улице возле своих машин. Только в 14:00 наш караван двинул в западном – юго-западном направлении, по зимней дороге, к далёкой Волонге – деревне на берегу моря. 

Собираемся в путь

Козлов Сергей Вячеславович

Проверены моторы, заправлены планшеты...

Индига, прощай, в добрый путь...

У сопки Стеклянная (соп. Вырейские), названной так по количеству стеклянной тары из под алкоголя, мы попрощались с провожавшим нас Владимиром Михайловичем и продолжили путь самостоятельно. 

Попов Владимир Михайлович

Бескрайняя равнина Тиманской тундры

К взлёту готов

Впереди лежала бескрайняя арктическая тундра, освещаемая скудным полярным солнцем. По тундре, скованной твёрдой ледяной коркой, мела поземка. Возникало ощущение ничтожности человека по сравнению с окружающим миром, впрочем, так оно, и есть. Вспомнились слова одной песни, в которой главный герой – ненец всё ехал и ехал на своих оленях.

Идём навстречу солнцу

Так вот он какой Северный Тиман

Вдали появился силуэт горы. Сопка с таким приятным, даже детским, названием "Белый камешек" выглядела настолько величественно, что не остановиться и не сфотографироваться было невозможно. Оказалось, и уехать с этого места не так просто, снегоход "Тайга" остановившись, более не захотел заводиться. Но наш механик Кисляков Пётр Егорович, после ряда манипуляций заставил работать это "чудо техники" и караван двинулся дальше.

Последний снегоход не просто отстал, он не доехал

Сопка "Белый камешек"

Одинокий путник полярной пустыни

Спустя какое-то время, и без того чахлый след на снегу разошелся на несколько следов, потом ещё, и ещё, а потом и вовсе исчез. Дальнейшее движение снегоходов происходило исключительно по навигатору, предоставленному нашей группе компанией ОАО "Архангельский трест инженерно-строительных изысканий"

Путеводитель на все 100%

Речку Черная пересекли чуть ниже слияния рек Вырей и мал. Черная. Вдали, на горизонте чернел тригопункт, ещё дальше показалось море. 

Стен нет, а кажеться, что теплее

В начале седьмого вечера подошли к реке Бол. Шубная, от Индиги до неё 58 км. Река очень красивая, с высокими обрывистыми берегами, не дай Бог, при плохой видимости, свалиться с такого берега. Долго искали место, где бы можно было перебраться на другую сторону, всего на переход через первую Шубную потратили около часа. Если спуститься к реке по, более пологому, правому склону можно было без больших проблем, то подняться на противоположный берег, возможно, лишь по склону, угол которого составлял практически 450. Понятно, что пассажирам пришлось карабкаться наверх пешком, водителю же приходилось ехать стоя, сильно нагнувшись вперёд, что бы, хоть как-то компенсировать угол подъёма. Не прошли испытание и традиционные металлические сани на полозьях из дюралюминия. При выходе на склон, у его основания, сани зарылись в снег, их пришлось вытаскивать на буксире длиной 30 м., а вот пластиковые волокуши легко огибали неровности рельефа и замечательно показали себя как на трассе, так и при переправах через реки.

Про поезд на Москву

Пока "курили" после маневра заметили вдалеке две фары приближающихся к нам снегоходов. Экипаж снегохода "Рысь" состоял из двух ненцев и трех собак. Второй снегоход "Тайга", шедший следом с большим отставанием, ехал без пассажиров и саней. У "Тайги" сломалось крепление двигателя, и водитель периодически прикручивал его на проволоку к корпусу снегохода. На вопрос: «Откуда вы едите?», оленеводы ответили, что тоже из Индиги, и, то же, в Волонгу. Вот только попались мы друг другу навстречу, лоб в лоб!? Как в том старом советском анекдоте, когда в общем вагоне, где только сидячие места (один ряд в одну сторону, а другой в другую) едут два пассажира, один сидит на одном ряду, а другой на другом. "Вы гражданин куда едете? В Москву. А я из Москвы".

Внеся некоторые корректировки в наш маршрут, мы двинулись дальше. Оленеводы из Индиги показали нам переходы через Среднюю и Малую Шубные. Было ясно, что необходимо двигаться ближе к береговой линии. При переходе через небольшой приток Великой сани опять показали себя не с лучшей стороны, вернее сказать волокуши продемонстрировали прекрасное умение плавать. Пока вытаскивали сани из слуза к речке подъехали оленеводы на "Рыси" и попытались с ходу, на скорости проскочить, но не получилось, "влетели" по самое "не могу". Ну, куда денешься, пришлось выручать, а как иначе? "Ямаха Викинг" с лёгкостью справился с задачей.

Уже темнело, а до Волонги оставалось не меньше 30 километров. Реку Великая пересекали уже в темноте, да ещё и по воде. С приближением моря заметно изменился снег, он стал шершавым и "солёным". Чувствовалось, что снегоходы совсем не скользят и работают с "натягом". Над морем висит черная туча, даже в темноте ощущалось её присутствие. По пути то и дело пересекали какие-то мелкие речки лед, на которых был поломан и застыл торосами, казалось – везде была вода, жуть, единственное утешение – яркий в темноте экран GPS-ки с приятными цветными картинками. Дорога опять сменила своё направление и теперь лежала почти строго на юг, мы идём по восточному побережью Чешской губы.

Печка есть, значит всё будет

Ужинаем в ДК д. Волонга

В темноте Волонга показалась мрачной и тоскливой. Два фонаря на всю деревню и оба в одном месте. Дома занесены по самую крышу, высоченные сугробы с одной стороны пологие, а с другой с резкими обрывами, натянутая проволока - оттяжки мачт антенн связи, и ещё собаки, которые лают из темноты со всех сторон. Не деревня – сплошной капкан для путника. Но все эти невзрачные картинки уходят с приходом нового дня, а пока на часах 21:30 и мы оккупируем деревенский дом культуры, в котором стоит пианино, телевизор и, даже, есть один единственный телефон, топим печь и уже нашли колодец. В клубе холодно, но мы и не рассчитывали ночевать по домам, с собой везём и палатку, и печь, и спальники, в конце концов, у нас пуховые. Впервые за эти дни на столе стеариновые свечки и газовая лампа, свет отключили в 23:00 а мы ещё кушаем и вспоминаем оленеводов на Шубной и поезд на Москву.


Волонга – Ома, сегодня праздник у девчат, сегодня будет баня...

Подъём в 6:00, завтрак и экскурсия по деревне. Зашли в школу, обычная изба, с комнатой – классом на два ученика, но в настоящее время обучается всего один ребёнок. Дома местами занесены снегом почти до самых крыш. В деревне 20 домов и около 30 жителей, много собак, которых используют в качестве тягловой силы. В качестве будок используют железные бочки из-под топлива. Для пропитания собак во многих дворах заготавливаю навагу, ею обвешены сараи и стены домов, рыба вымораживается, сохнет и хорошо хранится, потом её дают в пищу. 

Возле Дома кульиуры

Снегоходы ждут своего часа

А вот и школа

Смотриться очень аппетитно

Интересно наблюдать, как хозяин готовит упряжку. Собаки на цепи в ярости пытаются сорваться и разорвать незнакомого человека, действительно становиться не по себе. Но стоит подойти хозяину и отстегнуть пса, как тот будто столбенеет, и молча, ждет, когда хозяин поднимет его и подмышкой понесёт в упряжку, при этом, собака не произносит ни звука, и не делает никаких движений, даже хвостом. Только после того как пёс пристёгнут, а хозяин отправился за следующей собачкой, животное будто подменяют, оно становиться доброй и ласковой псинкой, готовой зализать тебя "до смерти". 



Когда все собаки были запряжены, молодой парень вскочил в санки, и упряжка стремительно умчалась вдаль. Постояв ещё немного, мы направились в конюшню.

Упряжка готова

В конюшне всего четыре лошади, две Мезенской породы, мужики на них не нарадуются – едят все, даже мох и рыбу, работают хорошо, снегу по пояс, а они все равно ползут, и две лошади Орловской породы – красавцы, да только толку от них нет никакого – здоровые, едят много, а работать не могут.

Несколько коренастых мужиков – все колхозники во главе с бригадиром рассуждают о проблемах рыбаков. Рыбы хоть ковшом черпай, навага отборная идёт, рюжи переполнены, но погоды нет, нет мороза и сохранить рыбу невозможно.
– Возьмите хоть, сколько-нибудь" – просит меня бригадир. – Хоть четыре тонны возьмите.
Я интересуюсь ценной вопроса, и поражаюсь тем, что здесь она составляет 10 рублей за килограмм, при цене в Нарьян-Маре – 190 руб. Мужики жалуются, что для того, чтобы отправить 2 тонны рыбы на вертолёте Ми-26, они сверх этого должны отдать ещё 4 тонны рыбы. Сбыта нет, завод в Белушье давно приказал долго жить, транспортное сообщение отсутствует, рыба становиться не нужна, и при этом в Нарьян-Маре её не купить, или она такая мелкая, что приходиться её не есть, а лузгать как семечки. Какая досада, мы идем в сторону Мезени, и рыба лишняя обуза, а обратно пойдём другим путём.

Разговаривали с заведующей библиотекой клуба и продавцом д. Волонга в одном лице – Хозяиновой Ниной Владимировной, она рассказала нам, что раньше было 2 рыболовецкие бригады по 18 человек, а сейчас осталась одна – 8 человек. Народ мрёт, особенно молодежь, водку плохую возят, до 40 лет совсем никого не осталось, все на кладбище. Рыболовецкий стан на Волонге открыли в 1938 году. Завозили переселенцев, осваивать северные территории, давали ссуды и помогали перевозить дома. Кладбище рядом с поселком новое, старое кладбище в 1 км выше по течению реки, а в трех километрах выше по течению реки с 1933 года был поселок Белугино. Клуб раньше был школой.



В 12 часов выехали дальше в направлении п. Белушье. Недалеко от Прищатиницы – рыболовецкий стан (4-5 домов) встретили колхозников из Пёши, они приехали ремонтировать избы. 

Прищатиница - рыбацкий стан

Рыбацкие избы

На берегу моря Баренцева

Еще чуть дальше на берегу увидели памятный крест, поставленный в 1960 году, погибшим в шторм рыбакам. 

Крест погибшим рыбакам

В Белушье прибыли к обеду, в стороне остались брошенные строения и оборудование воинской части. Говорят, когда военные ушли, часть разобрали местные жители всего за одну неделю. Пообедали прямо на снегоходе возле колодца, напротив действующей школы и полуразрушенного здания клуба. Стол, а вернее ровную площадку на санях, накрыла Ольга Сергеевна Кислякова – наша хозяйка и кормилица, с её подачи каждый приём пищи – это праздник какой-то. Привыкли к постоянному движению и после перекусов успеваем понемногу вздремнуть, ну, или просто полежать, спины болят у всех одинаково.

Белушье, дом культуры

Белушье, магазин

В Нижней Пёше нас уже поджидали. По договорённости топливо на дальнейший путь мы приобрели на участке ЖКУ. Цена колоссальная, в два раза больше чем в городе, приходиться покупать топливо с бочкой, а бочку соответственно сразу выбрасывать.

Участок ЖКУ, склад ГСМ

Дом "Калинина"

Центральная улица пос. Нижняя Пёша

Дорога от д. Пёша до с. Ома провешена металлическими прутами с приваренными пластинками наверху. Высота каждого прута составляет чуть больше метра. На пластинке закреплено, нечто напоминающее катафот – светоотражающий материал. Дорогу, в принципе видно, но, держаться от вешек нужно в стороне, налетишь на такую вешку и хана, прут не ствол дерева, он не сломается, а если ещё и зацепишься за пластинку...

В Снопе остановились на несколько минут. Уже довольно темно, несколько ребятишек пришли поглазеть на нас, и мы угостили их конфетами. 

Караван подошел к Оме, где на краю деревни, нас встретил крупный мужчина в ватной телогрейке. Супруги Зментные Виктор Леонидович и Валентина Сергеевна уже забеспокоились, Виктор выехал нам навстречу и сам сопроводил группу к дому. Никогда не думал, что Ома такой большой посёлок, найти здесь нужный дом с первого раза точно не получится. 

Время на часах 20:20, температура воздуха +10°С, температура в парилке +90°С. У меня на голове ватный строительный подшлемник застёгнутый наглухо, а на руках шубницы, иначе в бане никак. А Витя ухмыляется и говорит, что баня уже не та – остыла, слишком долго ехали. Не устаю восхищаться бескорыстным северным гостеприимством, а какой стол в северных русских деревнях – корюшка жареная, картошечка варёная с маслицем, а какие куропатки... Витя бьёт куропаток обыкновенной вицей, так много их в этих местах, и заготавливает их в самодельном автоклаве – пальчики не только оближешь, откусишь ненароком. 


Савино – дом на бугре да старое кладбище

Разговаривали полночи и утром, не смотря на то, что сегодня мы остаёмся в деревне, все, за исключением Семёна, поднялись чуть свет. Семен спал до половины десятого, он у нас победитель в номинации "сплю, где хочу и когда хочу". 

Наша задача на сегодня побывать на месте, где когда-то располагалась старинная русская деревня Савино. Деревня находилась в десяти километрах выше по реке и благодаря нашему проводнику мы без труда добрались до этого места. Виктор нам показал и старое кладбище, где из-под снега торчали чёрные от времени, местами покрытые лишайником кресты с вырезанными на них знаками – титлы. 

Савино, старое кладбище



Савино расположилось на высоком бугристом правом берегу реки. Раньше здесь было 12 дворов, сейчас же остался один, дом, больше похожий на добротную сенокосную избу. 




Стоя на угоре и любуясь окрестностями не трудно представить, какая прелесть здесь летом. На обратном пути останавливаемся возле большого углубления, Виктор поясняет, что на этом месте в конце 40-х годов велись раскопки, говорят, находили наконечники стрел и древние орудия человека и много чего интересного.


По возвращению из Савино долго бродили по селу, посетили, наверное, все достопримечательности, в том числе и школу. 

Магазин в с. Ома


Обелиск Победы в с. Ома


Старообрядческое кладбище в центре села

Школа новая. В свое время строился интернат, но так как старое здание школы сгорело, новый интернат переоборудовали под школу. Впечатляет. Не понравились узкие коридоры, ученики жалуются на холод в классах. Рядом детский сад. 



В 14:00 часов – обед, а после тихий час, вечером снова баня, да не просто баня – золотая баня. Все отбой, спать, спать, спать.

Зметный Виктор Леонидович

Зметная Валентина Сергеевна

Скатерть самобранка, нам бы такую в поход

Посидим "на дорожку"


Неделя промчалась незаметно, и вот уже Мезень

Уезжать из Омы вовсе не хотелось. До конечной точки нашего путешествия оставалось каких-то пару сотен километров. Всё вокруг стало другим, другой воздух, растения, тундра ни такая как у нас, и, даже, небо какое-то синие, а не серое как оно было до Тимана. Здесь всё больше и больше чувствуется запах весны. Часто бывает так, что на реке вода, а на тундре снега совсем мало. 

Весна идёт, весне дорогу. Река Вижас

Деревня Вижас

В деревне Вижас остановились у первого попавшегося дома, из него тут же выскочила на крыльцо приятная в общении, бойкая женщина и позвала нас пить чай. Я не совсем понял, но, оказывается, про наш переход все знают и ждут. Через открытую дверь я услышал, как хозяйка дома по телефону обзванивает жителей деревни и, вот, у памятника землякам, ушедшим на фронт, собрались чуть больше полтора десятка людей – практически все жители деревни. 

Внеплановое собрание жителей д. Вижас


Экскурсию по деревне нам провела заведующая местным клубом – единственный, на мой взгляд, представитель государственной власти в деревне Вижас Михеева Екатерина Александровна

Дом культуры д. Вижас

В центре Михеева Екатерина Александровна

Екатерина Александровна показала нам родословную деревни, она начинается с 1834 года. Из её рассказа мы узнали, что сегодня в деревне прописаны 60 человек (в том числе школьники, которые учатся в п. Ома и студенты), есть школа на 3 ученика, но, скорей всего её закроют в ближайшем будущем, есть магазин, клуб, электростанция. В центре деревни расположен памятник погибшим землякам, на войну из деревни ушло 28 человек, а вернулось – 8. Здесь же рядом с памятником, два старых дома, построенные в 1935 году. 


Дом Михеева Ваталия Александровича


Напротив одного из домов стоят два креста, в этом доме хранится икона, которая передается сыновьям по одной линии, считается, что эта икона хранительница и оберег деревни. В самом доме никто не живет, всё постепенно приходит в упадок, полы распилены и перенесены в баню. Все разваливается, но много оставлено старой утвари.
Оберег деревни Вижас





Екатерина Александровна, продолжает рассказывать: "В деревне живут одни пенсионеры, свет горит круглосуточно, пекарня частная". Дрова привозят из Омы, стоимостью 200 руб. – 1 кубометр. Народ живет весело – праздники встречают зимой в клубе, летом на угоре. Раньше вверх по реке находилось 13 деревень. Самая верхняя – Гришино, так же – Архипово, Суханиха, Малые Девки, Большие Девки и другие. Дед Егор, который построил эти два дома, строитель "Варяга", вел службы в Вижасе. Имел много старообрядческих книг, большую библию, иконы. В 60-х годах приезжала Бобрикова Людмила Федоровна, увезла книги в краеведческий музей, а позже выяснилось, что материал доверенный жителями Вижаса, в музей не поступал.

Екатерина Александровна – настоящий самородок деревни Вижас. Сколько их, таких самородков осталось по деревням, совсем мало, всё больше болеют от того, что изменить ничего не могут.

Едем в Несь, дорога разбита, но в 15:00 мы уже в селе. В Неси всё готовится к празднику, канинские богатыри съезжаются из отдалённых стойбищ, нас, как и всех приезжающих в это время в село сразу на входе поймала очень энергичная женщина и направила для размещения в интернате где нам предоставили одну большую комнату с отдельными кроватями. После того как группа прекрасно разместилась в своём новом временном доме, нас ко всему и накормили в школьной столовой.

В сельсовете с. Несь

Здание с/с с. Несь

А я иду, шагаю по Неси

Несская церковь



Здание интерната

Из рассказа Главы нам удалось узнать, что в селе гостиницы нет, в особых случаях гостей размещают в частном секторе, а летом в интернате. Строится новый интернат. Есть школа и школьная столовая. Бани нет, но в плане строительство предполагается на 30 мест. Музея нет. Материалы по истории села хранятся в клубе. Мехпошива нет, не знают куда реализовывать продукцию. Имеется памятник Победы, но он требует реставрации. Планируются туристические экскурсии в тундру, рядом с бригадой № 5. Вместо чума оленеводы возят палатки, они проще в разборке и перевозке. После ужина вернулись в интернат, отдыхаем.

Седьмой день пути начался обыденно – подъём, заправка техники, упаковка снаряжения и прочие мелочи повседневной жизни. Завтракать отправились в столовую, всех приехавших на праздник кормят бесплатно в школьной столовой. Столько экономится времени, когда тебе не нужно самому думать о приготовлении пищи, можно без особых проблем заниматься своими делами. 

Село Несь по своим масштабам гораздо больше Омы, здесь, даже, есть свои микрорайоны. Найти правильный выход из села и дорогу на Мезень удалось с помощью местного жителя, куда без этого, не зря говорят: "Язык до Киева доведёт".

Через 15-17 км. въехали в деревню Верхняя Мгла. Дорогу разбил вездеход, оставив на ней глубокие колеи, Петр Егорович не заметил, как лыжей снегохода заехал в такую колею, в результате снегоход перевернулся. Пока вытаскивали снегоход, к группе подошла женщина, оказавшаяся местным фельдшером, спешившим на вызов к больной. Она рассказала, что в деревне проживают 33 человека (около 10 дворов), в основном это пенсионеры и холостые пьющие мужики. 

Колодец - журавль

Деревня Верхняя Мгла

В центре деревни на небольшой площадке наше внимание привлекла группа высоких покосившихся православных крестов, три из которых ещё стояли, а три лежали на земле. Проходившая мимо старушка пояснила, что это надгробные кресты старого кладбища, но не смогла объяснить, почему кресты такие высокие. Версия про кладбище совершенно не укладывается в моей голове, думаю, что это поклонные кресты, возле которых совершались службы. Мгла – деревня старообрядческая и такая гипотеза имеет место быть. Со стороны местечко напоминает древнее капище, в любом случае сюда давно никто не приходит или приходит очень редко.

Кресты в центре деревни


Делаем ещё одно отклонение от маршрута, идём к морю. Здесь в полутора километрах ниже по течению реки расположилась ещё одна деревушка – Нижняя Мгла. Деревня известна сохранившимся памятником культуры и архитектуры Ненецкого округа старинной часовней на берегу Белого моря, "сохранившейся" – это очень сильно сказано, но по документам Управления культуры НАО часовня имеет 90% сохранности. В деревне никто не живёт, она похожа на промысловое временное поселение, хорошо сохранился один большой дом, он закрыт на замок, ещё несколько домиков поменьше. В стороне от деревни вдоль береговой линии выстроились избушки охотников и рыбаков, все они закрыты на замки. Вот она близость цивилизации, что там прячут во Мгле потомки великих поморов.


Деревня Нижняя Мгла




Остатки крестов недалеко от часовни

Белое море...

Выбравшись из Мглы, наш караван устремляется к свету. Вообще дорога Несь – Мезень – это своеобразный автобан, 101 километр которого пролетаешь на одном дыхании. Если кто-то Вам расскажет о трудностях на этом участке пути, знайте – это бред, если только дело не связано с межсезоньем или лютыми метелями да туманами. По данной дороге в хорошее время на легковых машинах запросто носятся местные и заезжие искатели приключений на своё седалище. Вообще дорога и машины есть практически во всех деревнях по маршруту за исключением участка Коткино – Пёша. Самое опасное, что подстерегает путника это возможность заплутать в тумане или в снегопаде на открытом участке (лапте), ориентиров здесь никаких нет и в определённых условиях становиться не понятно, где небо, а где снег. При наличии навигатора все вопросы снимаются с повестки дня. 

Есть, правда, на этом участке ещё одно блудное местечко, но оно больше связано с мистикой и оккультными делами – священный лес, где в каждом дереве живёт душа умершего человека, отсюда шаманы брали заготовки для своих бубнов, здесь проводились обряды и жертвоприношения. Некий Козьма поглумился над капищем и долго скитался в лесу и по тундре. Чем кончилась история, сказать не могу, но местечко до сих пор называют "Козьмин перелесок". Порядка трёх километров дороги пересекающей лесной остров проходят в сопровождении множества украшенных дарами путников деревьях. Разнообразие "подарков" удивляет, всё от цветных ленточек, монет и украшений, до бытового мусора, запчастей и дорожных знаков развешено на ветвях и стволах елок и берёз. Капище больше походит на свалку, где мусор выбрасывают не в мусорных пакетах, а развешивают на деревьях. 




По моему мнению, у народа отказали тормоза и это нужно как-то пресекать. Одно дело развешивать цветные ленточки и украшения, совсем другое мусор и ненужные вещи. Сигареты и мелочь можно поместить с мешочек, он будет выглядеть гораздо приятней. Если у вас нечего принести в дар духам, то едите с миром, ничего вам за это не будет, от выброшенного на дерево изношенного вариаторного ремня ситуация не изменится. А властям соседних регионов нужно задуматься, как привести в порядок культовое место, ведь "Козьмин перелесок" это один из немногих межрегиональных памятников, он находится на границе между двумя регионами. 





Все разговоры о том, что с объекта наследия нельзя убирать культовые предметы не имеют основания, никто никогда не оставляет заваленные старыми венками и потерявшими окраску цветами могилы своих родственников и тем белее общественные памятники. Если нельзя увозить, то нужно отнести в сторонку и сжечь в бочке все старые игрушки, сигареты, всё, что горит и не может больше вызывать положительных эмоций. А то, что не горит – запчасти, мясорубки и прочий хлам – закопать. На входе поставить информационный щит поясняющий, что это за место и как на нём себя вести. 



На подъезде к Мезени

В Мезени снега на центральной дороге совсем не оказалось и нам пришлось двигаться по реке. Весна торжествует, снег держит плохо, моторы греются, и приходится периодически останавливаться. К счастью на площадке возле гостиницы ещё оставался небольшой, заснежены островок, на нём-то мы и поместили свою подуставшую технику.

Машинки отдыхают

Обедаем в кафе гостиницы в Мезени

Вот это сервис...

Не забываем писать дневник

И письма домой писать не забываем

Мезень нас встретила проверкой Гостехнадзора, но к счастью всё обошлось благополучно. Совершенно ничего не зная о городке с названием Мезень, каким-то чудесным образом по телефону ещё в городе Нарьян-Маре я познакомился со специалистом по туризму Администрации МО "Мезенский муниципальный район" Крючковой Анной Викторовной, она-то и помогала нам решить все возникающие вопросы и была нашим гидом в городке. 

Справа Крючкова Анна Викторовна


Мезень – маленький провинциальный городок с населением порядка 6000 человек, много магазинов, баня, есть гостиница, музей, заправочные станции, кафешки – всё как у людей, очень приятный и красивый. В Мезень обязательно нужно вернуться и рассмотреть всё с большим пристрастием, особенно хочется посетить жемчужину района – деревню Кимжа. А пока у нас одна проблема – нужно заправиться топливом на обратный путь, и пора собираться на праздник в Несь.

Гостиница, кафе, и прочие нужные места тут














"Канин мэбета" – канинсие богатыри

Без особых "приключений", пополнив запасы топлива в Мезени, к вечеру следующего дня наш, несколько помятый, коллектив вернулся в "президентский люкс" пришкольного интерната в селе Несь. Как потом "летописцы" зафиксируют в дневнике экспедиции: "Сегодня такой день, когда все пытаются "унизить" и "оскорбить" руководителя группы. Возможно! Оставим комментарии участников за кадром. Восьмой день пути закончен. Итого пройдено с потом и кровью, колбасой и мраморным окороком, печеньем "Причуда" с топленым молоком и чаем, салом и прочей матерью 862 километра."

Возвращаемся домой

А, что Вы думали - скоро лето

Идущий впереди

Переправа, переправа...

Просто нужно закрыть глаза

Ур. Козьмин перелесок






И вот, богатырский день настал. На реке за селом установили чум и палатки, определили места соревнований. Люди стали собираться, но открытия действа не начиналось. Праздник затягивался, народ заметно нервничал, ко всему на месте гуляний совсем не оказалось туалетов. Предприимчивые участники тут же протоптали неблизкую дорожку в кусты на противоположном берегу реки, стариков же и женщин увозили "по делам" на оленьих упряжках в деревню. Одной радостью оставалось наличие большого скопления оленей, людей в национальной одежде и национальная кухня, которую предлагали не желающие ничего ждать чумработницы. В чуме угощали строганиной с солью и перцем, кровяными лепешками, вареным оленьим мясом с картошкой, пирогами и ягодным морсом. 
























Оказалось, что все ждали прилёт Губернатора НАО, который задержался до полудня. Наконец появилась делегация Заполярного района, зазвучала музыка, в основном песни об округе и Нарьян-Маре, появилась атмосфера праздника. Вскоре прилетел вертолёт и всё началось. Кто-то прыгал через нарты, кто-то метал тынзей, все готовились к заездам на оленьих упряжках. В село приехало, сразу несколько самодеятельных и профессиональных коллективов со всего округа. Праздник был в полном разгаре, когда наша группа оставила этот оазис радости и веселья. Наш путь лежит обратно, мы возвращаемся домой. 




Метание тянзея на головки нарт


Рынок в с. Несь


Обелиск Победы в с. Несь

Новое здание интерната


Ура, зима кончилась

Деревня Вижас



Утром следующего дня, уже в Оме, прочитал в тетрадке – дневнике:
– Едем быстро, дорога известная, снежный наст жесткий, как наждачная бумага. Главная потеря минувшего дня – передвижной туалет. Он выпал из саней Петра Егоровича, самым наглым образом, незаметно для всех. Наша скорбь смогла полностью исчезнуть только в бане, где мы с огромным удовлетворением парились. А страна смотрела "Дневной дозор", и Сенька тоже, вместе с этой лукавой страной смотрел, а мы нет! Нам наплевать на все дозоры вместе взятые, мы идем по тундре. Это совсем другая страна, здесь и снежная пустыня, и белые куропатки, и рыжая лиса, и чистое-чистое солнце, и бешенные "Ямахи" на лыжне, да и "Тайга" им под стать, не отстает – корабли ледяной пустыни! Всё, спать. Завтра новый день!


Путь домой, если мы придём домой, мы помянем ту дорогу, если мы придём домой...

Все как один проснулись в 6 часов, в воздухе заметное волнение и возбуждение перед дальней дорогой. Всё отработано до автоматизма – топливо, масло, вещи, сани. Каждый занимается своим делом – мужики на улице, женщины у стола. Завтрак, и в путь.

Дом Зметных в с. Ома

Дозаправка топливом

Как буд-то из дома уезжаем...

За спиной Ома

В Снопе познакомились с бригадиром участка Кокиным Александром Клавдиевичем – это его дом является памятником культурного наследия НАО. Александр Клавдиевич рассказал, что сегодня в деревне живут 120 человек, 30 дворов. Есть клуб, начальная школа на 6 учеников, магазин, ферма КРС на 60 голов. Производство приходит в упадок, а люди – кто умирает, а кто уезжает. Жалко, хорошая добрая деревня.

Деревня Снопа





Хорошо куропаточка пошла

Дорога до Нижней Пёши в хорошем состоянии. Промчались без потерь, и к обеду были в селе, где заправили технику, и заправились сами – не очень вкусно, но каждый поел на 100 рублей. Село Нижняя Пёша довольно большой населённый пункт, но здесь как-то неуютно, очень трудно найти ночлег. Раньше здесь была гостиница, но теперь её упразднили, мы почему-то всё время проезжаем мимо, хотя, думаю здесь тоже много хороших людей и возможности для остановки. 



Можно ехать прямо на Тиман, но на Пёше реке есть ещё две жилые деревни – Верхняя Пёша и Волоковая, едем в первую из них. 

Директор Верхнепёшского сельского клуба Семакина Наталья Егоровна устроила нас на ночлег в своём учреждении, оно оказалось очень уютным, светлым и чистым. В клубе просторный актовый зал со сценой, библиотекой и бильярдом. В поселке есть детский сад на 8 человек, семилетняя школа на 18 человек, своя пекарня, аварийная электростанция (основная в Нижней Пеше). Дрова продают жителям уже напиленные и наколотые по 280 рублей за кубометр. Старейшая жительница деревни – Шульгина Домна Кондратьевна, ей 86 лет. После ужина играли в фойе в бильярд, победителем стал Козлов Сергей Вячеславович. Ай да, молодец! Как в пословице: "В игре да попутье людей узнают".

Деревня Верхняя Пёша




Как я по Вас скучаю...

Деоу время, потехе час

В Доме культуры д. Верхняя Пёша

Дневник нужно писать в любом состоянии

Простите, но этот номер тянется до утра

В нескольких километрах от Верхней Пёши есть ещё одна деревня, вернее выселок Таратинское. Выселок давно заброшен, но дома здесь ещё стоят. Проснувшись утром, я и мой напарник по экипажу Кабанихин Александр Васильевич отправились в Таратинское. Грустно, но добротные большие русские дома никуда не пригодились после того как остались без своих хозяев, никуда кроме как на дрова. 

Выселок Таратинское


В Верхней Пёше пока стоит ещё один памятник культурного наследия НАО – "Дом Окладниковых", мы встретились с хозяином, выяснилось, что дом нежилой, семья переехала в новый, построенный по соседству дом. 

Дом Окладниковых




В Волоковую поехали к полудню, нас встретила староста деревни Хозяинова Людмила Евгеньевна, она и показала нам деревню. В школе директор – Семяшкина Виктория Семеновна, родом из Нельмин-Носа, показала нам учебные классы. Она рассказала, что школа остро нуждается в спортивном зале, спортзал закрыт в виду аварийного состояния, а физкультура проводится на улице или в коридорах школы. Очень нуждается школа и в лыжах, тренажерах, палатках, потому как часто ходят в походы с ночевками. Школа пропагандирует здоровый образ жизни: походы, спартакиады, участвуют в них и родители. Летом проводят оздоровительный лагерь для школьников.

Дорога на Волоковую

Мезенские лошади

Деревня Волоковая






Коллектив ДК

В детском саду тихий час




Грядущим летом деревне Волоковая исполняется 100 лет. Юбилей планируют отмечать 7-8 июля 2007 года. Сегодня в деревне 220 жителей, вместе с учениками, это 75 дворов. В школе обучают до 9 класса, всего 13 учеников и 7 учителей. Есть столовая и библиотека. Клуб проводит много мероприятий, все снимают на видео, директор клуба Главатских Галина Васильевна. Детский сад на 10 детей, заведующая Надежда Валентиновна. В поселке имеется ферма КРС на 9 голов и конюшня на 30 голов лошадей. 

Обратно из Волоковой, по совету местных жителей, шли по реке, путь получился длиннее на 2 километра. Подымаясь с реки на берег, застряли в снегу, пришлось немного попотеть. Продвигаясь дальше лесом, видели глухарей, день стоял солнечный, и птицы грелись сидя на макушках высоких елей. Подъезжая к Верхней-Пеши, сбились с пути, и попали на "пьяную" дорогу. Сергей, ехавший следом за нами, при очередном ухабе, зацепил черенком флага за провода линии электросвязи и сломал его, пришлось флаг "Северной нефти" свернуть и убрать в волокушу.





 
Ночевка на Суле реке


Все вместе и душа на месте






Из Верхней-Пеши взяли курс прямо на Коткино. Старая поговорка гласит: "Не бойся дороги, были бы кони здоровы". Да, вся надежда на наших стальных коней. Дорога ужасная, "шаг" в сторону и снегоход заваливается на бок, снег совсем не держит, весь день идёт дождь. У "Тайги" перестала гореть фара, в сумерках дороги совсем не видно и через 40 километров мы встали на ночлег в избе с разбитыми окнами и оторванной дверью. Изба просторная, но запущенная, много грязи и мусора. Окно закрываем ковриком, дверь вешаем на место, но она, всё равно, плотно не закрывается, а на улице приморозило. Мороз обрадовал, завтра будет наст и тогда нам удастся наверстать упущенное время.


Таёжное "бешенство" или бунт машин

Давно, ещё в детстве, на остановке автобуса ко мне подошла одна старушка, странная такая, в какой-то необычной одежде – не то сарафан, не то передник на ней был, а на голове платочек завязан. "Слышь сынок, чего важное тебе скажу" – произнесла старушка, подсаживаясь ко мне на скамейку. Руку попросила показать и стала рассказывать, про то кто я такой, и что меня ждёт – всё как есть теперь, тогда рассказала, а потом про "важное" добавила. Сказала, что когда я к рубежу своему тридцатитрехлетнему подойду, ждёт меня неприятность небольшая, так – смерть случайная, да и только. Но добавила, что если уж рубеж тот перевалю, то жить буду долго и счастливо. Ни денег не попросила. И на цыганку непохожая старушка была. Встала и ушла. Старушка та ко мне по ночам стала приходить, случай тот во сне показывать, как будто со стороны я на себя и на неё гляжу, а на улице лето, такое тёплое, беззаботное. Пару дней до того рубежа мне осталось, все подробности нашего с ней разговора с каждым днем всё чаще в памяти всплывают.

Пора в дорогу старина...

Ночной мороз сковал изрядно подтаявший снег, всё вокруг покрылось ледяной коркой и дорога, точнее сказать одинокий след "Бурана" превратился в своеобразный подвесной мост через снежное "болото". Почему мост, да по тому, что сугробы только сверху покрылись стеклянным колпаком, а под ним, по-прежнему, оставалась мокрая снежная каша. Иногда "мост" не выдерживал и проваливался под тяжестью снегоходов, тогда машина стремительно опрокидывалась, проваливаясь в снег до самой земли. Поднять снегоход самостоятельно, даже такой как "Ямаха 540", нелегко, особенно если люди, поднимающие его, сами утопают в снегу. Приходится останавливаться всем и ползти по сугробам на помощь товарищам. В зоне леса снега ещё много, никто не решается сойти со старого следа на снегоходе, ползаем, зачастую на корточках увеличивая площадь опоры, поэтому сил и времени теряется много. 





Ко всему происходящему стало что-то происходить с экипажем "Тайги". Этот снегоход то еле тащился, то стремительно набирал скорость. Сергей, не имеющий должного опыта обращения с техникой, по-видимому, экспериментировал с режимами движения. Но такие эксперименты очень сильно раздражали остальных в группе. Иногда казалось, что водитель дразнит участников перехода. Порой его скорость колебалась от 10 до 60 км. в час, изменяясь в считанные секунды. На мои замечания Сергей только обижался, он не мог объяснить, что происходит. 

На одном из переходов через заросший кустарником ручей "Тайга" двигаясь со скоростью пешехода медленно пробиралась по проторенной дорожке через сугробы. Наш экипаж шел сзади с некоторым отставанием потому, как частенько для преодоления крутых перемётов нужно было добавить "газу". "Тайга" тоже периодически добавляла "газу", но чаще не там где это было нужно, машина ревела, дёргалась и обычно глохла. Экипаж выравнивал снегоход самостоятельно и продолжал движение. После того, как снегоходы поднялись на открытую верховую тундру, "Тайга" взревела и понеслась. Наш снегоход тоже набрал скорость и почти догнал непутёвый экипаж, но тут перед нами открылась такая картина. Сергей встал в полный рост, развернулся в сторону и спрыгнул со снегохода, за ним тут же последовал Семён. Неуправляемая машина на скорости врезалась в опору столба линии электросвязи, да так, что та отлетела вместе со стеклом на несколько метров. К счастью снегоход заглох.

Только тогда трясущийся и заикающийся водитель рассказал:
– Мою "Тайгу" начало клинить – при сбросе газа снегоход увеличивал скорость и летел как сумасшедший, рычаг газа не слушался, а снегоход при этом становился не управляемый, оставалось только нажимать на красную кнопку или останавливать ключом зажигания. К тому же он съехал с твердого наста и шел на огромной скорости прямо на столб, времени, выключить снегоход не осталось, я только успел крикнуть Сене "Прыгай!", и мы почти одновременно выскочили из снегохода. "Тайга" врезалась в подпорку столба и остановилась, при этом у нее отлетело лобовое стекло.

На вопрос, почему водитель не выключил снегоход аварийно, при помощи кнопки или аварийного ремешка, который присутствует на "Тайге" в отличие от "Ямахи", Сергей не смог ничего вразумительного ответить. Пристёгиваться к снегоходу какой-то непонятной верёвочкой с пробочкой он не желал по определению: "Почему я должен это делать, если больше этого в группе никто не делает". Что происходит со снегоходом не понятно. Он, наверное, устал ехать с нами и взбунтовался? Для того, что бы определить диагноз, нужно знать симптомы, а то, что говорит Сергей больше похоже на мистику, чем на внятные факты. Из всей картины вырисовалась неисправность рычага управления дросселем, но на деле он работал. На всякий случай смазали маслом тросик, рычаг тоже смазали. 

Я строго настрого приказал Сергею пристегнуть к себе ремешок аварийного отключения двигателя, на случай если он опять надумает катапультироваться и отогнал свою машину вперёд, метров на сто, поставив её в один ряд со снегоходом Петра Егоровича. То, что произошло дальше, чуть не перечеркнуло жизнь каждого из нас.

В дневнике экспедиции позже Сергей напишет:
– Подошли Петр Егорович и Андрей Сергеевич, посмотрели тросик газа и смазали его техническим маслом. Пока я закрывал капот снегохода и приводил все в порядок, они ушли к своей технике, стоявшей чуть впереди, друг за дружкой. Я не снимая рычаг с пониженной передачи, стал дергать шнур стартера. Снегоход не заводился. Но потом он слегка заурчал, из выхлопной трубы произошел сильный хлопок, так, что Сеня, стоявший рядом, подскочил на одном месте от неожиданности. Снегоход взревел и вырвался вперед, я даже не успел нажать на красную кнопку экстренной остановки. Дальше все было как в замедленной киносъемке. 

Я, решивший сфотографировать ребят, отошел в левую сторону от снегоходов стоящих в колонну по ходу движения, Пётр Егорович, Ольга Сергеевна и Александр Васильевич стояли в шеренгу параллельно колонне с её правой стороны. В какой-то момент раздался сильный хлопок, машинально повернувшись в сторону звука, мы увидели ужасную картину. Снегоход "Тайга", словно разъяренный бык на корриде, разбросав по сторонам своих наездников, оставляя за собой облако черного дыма, будто заметая следы как большой осьминог, стремительно помчался в нашу сторону. Картина маслом – жизнь это боулинг, а мы в ней кегли.

Снегоход на полном ходу врезался в волокуши, слава Богу, он не снёс ребят, но он и не заглох, как было до того. Дергаясь на месте, "свирепый бык" словно рогами подхватил волокушу и, перевернув ее, собрал обе машины в одну кучу. Снегоход ревел, и в какой-то момент ему даже удалось вскарабкаться на своё творений, но оттуда он соскочил и направился прямо на меня. Вот она, бабушкина сказка, вся жизнь пронеслась перед глазами, я уже видел, где-то внутри своего сознания, как сошедшая с ума машина подхватит меня на лыжу, и помчится в таком состоянии, раскидывая по дороге части моего никчёмного тела ломая хлипкие берёзки и ёлочки моим позвоночником. 

Снегоход подкинуло, и при ударе о землю его правая лыжа, наткнувшись на кочку, буквально на десять сантиметров повернула в сторону. Я много раз представлял себе как можно, словно в крутом боевике, уклониться от автомобиля, или перескочить через его капот, но теперь я стою по колено в снегу, на спине рюкзак, а в руках фотоаппарат. Максимум, что получилось в тот момент – это упасть по ходу движения взбесившейся машины, крепко сжать ноги и закрыть голову руками. Удар в правую пятку, лыжа ещё раз отклоняется в сторону, шаркает по спине. Снова удар – по рюкзаку с фотоаппаратурой, рюкзак забрал на себя всё, что предназначалось голове. Пошла волокуша – как хорошо, что это пластиковая волокуша, а не металлические сани с крюками по сторонам для крепления верёвок...

Снегоход, набирая скорость, помчался в сторону леса, здесь вся тундра покрыта кочкарником и он может в любой момент развернуться и кружить на одном месте пока не поубивает всех нас...

Пётр Егорович подъехал сзади несколько неожиданно, и мы вдвоём налегке отправились по следу. "Тайга" буквально сносила деревья диаметром в десять сантиметров, где-то впереди слышался её зловещий рёв. Снегоход перестал двигаться, но продолжал работать. Очень аккуратно подъехав со стороны, будто имея дело не с машиной, а диким зверем, просто нажав большую красную кнопку на руле, я успокоил этого "монстра". Без управления снегоход проехал полтора километра, сначала по тундре, а потом и по лесу. Сметая всё на своём пути, он наткнулся на три, стоящие рядом берёзки и, своротив центральное дерево, машина повисла сцепкой саней на том, что от него осталось потому, что волокуша застряла между двумя крайними стволами. 

Последние два десятка километров группа проехала на двух машинах. Не произнося ни слова, размещались на ночлег в школе. 

В операции по реанимации и возвращению в строй снегохода "Тайга" участвовали все кроме женщин и детей. Оказалось всё прозаично – данный снегоход оснащён двумя карбюраторами, у которых в качестве дроссельной заслонки используются металлические цилиндры. При перегреве снегохода цилиндры расширяются и блокируются, в результате двигатель набирает обороты. С управлением снегохода ничего не происходит, просто становиться страшно от непонимания ситуации, а у страха, как говорится, глаза велики. 





В том случае, "если уже случилось" нужно просто жать красную кнопку, удобно расположенную и сделанную специально для таких ситуаций на руле. Для предотвращения подобной ситуации необходимо, при эксплуатации в тёплую погоду, добавлять чуть больше масла, можно прямо в бензин, если подача бензина и масла происходит отдельно. Если снегоход укомплектован тросиком безопасности для отключения двигателя при выпадении из седла водителя, а водитель имеет склонность выпадать из седла и заводить снегоход на пониженной скорости, то тросик безопасности необходимо приколачивать к водителю гвоздями на 200 мм. И ещё! Очень важно, иногда, можно сидя в туалете, но обязательно до того как начали использовать ту или иную вещь сложнее мясорубки, читать, лучше по нескольку раз, инструкцию пользователя и основные правила эксплуатации того или иного прибора, агрегата или машины!!!

Для победы над Серёгиными страхами мне пришлось самому выезжать из сложившейся ситуации до дороги, а вот победить страхи мои и Петра Егоровича не получилось – Сергей стал на весь последующий путь ведущим снегоходом, благо дорога известна и след читается замечательно, ехать впереди уже никто не мог.

Вернувшись в школу, пообедали, подождали немного, пока завяжется жирок, и посетили местную достопримечательность – ферму и телятник. Село Коткино славится своей молочной продукцией, масло которое делают здесь, увозят из региона как сувенир. А какие вкусные сливки и тёплый, только сваренный творог...



Школа в Коткино


Здание садика и сельсовета в д. Коткино

Обелиск Победы в д. Коткино










А у нас опять проблема – бензина, в связи с прошедшими мероприятиями не хватит на обратный путь, а в Коткино его взять негде. Или почти негде. На выручку приходит Глава, Олег Михайлович выделяет нам из своих запасов 115 литров топлива. Обещаем вернуть с глубокой благодарностью.






Вечером все собираемся за ужином, техника в порядке, топливо в баках, но настроение подавленное. Когда поели, Ольга Сергеевна где-то отыскав баян, стала играть какие-то незамысловатые мелодии. Фотографировались со скелетом. Козлов нашел музыкальный центр и устроил показательные танцы посреди класса. Начался групповой приступ истерии, сопровождающийся диким смехом ни о чём, стресс вылез наружу. Так заканчивался последний, тринадцатый совместный вечер нашего путешествия.

34 комментария:

  1. Андрей, всколыхнул наши влюбённо-туристические сердца. Прочитали до конца: не соврал - не убавил. Глаза от слёз мокрые, особенно уморил надписью "Простите, этот номер не закончится до утра". Всё до мелочи помним. Каждый день с хорошим настроением просыпались и очень-очень хотелось ехать дальше. Помним, много смеялись. С тобой весело, и как-то даже надёжно, и пишешь-то ты славно, одна приятность читать. Твои други Кисляковы П. и О.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Сергеевна и Пётр Егорович, приятно, что вы, вот так, без приглашения на блог первыми оставили комментарий. Очень жаль, что не сумел вместить всё, что хотел. Записей из дневника можно было добавить - сегодня его читать очень интересно, столько всего поменялось в жизни. Фотографий в начале было почти 700, сидел удалял. Решил, что деревни покажу потом отдельно. Я тоже грустил о том времени, уже хочу опять уехать, все силы потерял призывая людей на подъдержку проекта "Дорогой оленной армии"

      Удалить
  2. Вот что занчит долго спать: можно совсем усохнуть. Это я про последний снимок. Действительно, скелет - лучший финал увлекательного похода. А тот снимок, где "в землянке сырой и нетопленой, гдее вповалку солдаты лежат", я бы подписал: "Команда "Ложииииись!"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо Михаил, так оно и было. Плечом к плечу две недели, вместе вставали, вместе делили беды и радости, трудности и, пусть маленькие, но достижения. Я вначале хотел сделать рекламу компании "Баск", типа Баск - качество навека. Почему-то останки человека - это всегда скорбь, а явно не настоящий скелет - это такой позитив...

      Удалить
  3. Андрей, в твоём случае не краткость - сестра таланта, а "чем больше подробностей - тем вкуснее история". Семён тут совсем ещё ребятёнок, а сейчас вот уже и армию прошёл. Я про такие путешествия-приключения могу только читать, сама на такое отважиться не смогу!
    Пусть задуманное тобой путешествие будет удачным, ветер попутным, а спутники надёжными!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, сапсибо большое. Будем стремиться.А краткости у меня совсем нет - беда моя. И растягивать на много постиков не хочеться, а можно было рейтинг повысить...

      Удалить
  4. Сергей Козлов21 января 2014 г. в 12:08

    Воспоминания нахлынули волной,
    И унесли куда-то в мир иной...
    В мир приключений, трудностей, открытий,
    Познаний быта деревень, традиций и событий!

    Бескрайней тундры, красные закаты,
    Манят к себе, крутые перекаты,
    То наст, то пуха, то коварный слуз,
    Бестрашный "Викинг", тащит нас и груз!

    На встречу ветра - сотни верст пути!
    Командой дружною, мы все смогли пройти.
    Зов памяти, уже который год,
    Нас снова в путь - неведомый зовет!

    Сергей Козлов

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну та Серёга даёшь, а всё говоришь, что работаешь.

      Удалить
    2. Ну вот, открыла для себя ещё одну ипостась Сергея Вячеславовича - стихи. Так дерзать и так держать!

      Удалить
    3. Сергей, спутник ты наш, молодец! Красиво подытожил экспедицию. Нам-то понятно, что скрывается за каждым твоим слово. Не зарывай талант, пиши, публикуйся. Пока-пока. Кисляковы

      Удалить
  5. Отличное описание снегоходной экспедиции. Пожелания путникам по посещению Козьминских перелесков (Красивое место) очень правильное, мусор и отходы размещать не следует!!! Пожелание - выложите основные ТТХ пробега, а то только видно, что было четыре снежика и общий пробег порядка 1700км, а расход бензина, масла и запчастей и денег на круг??? Бешеный снежик - Тайга, тот ещё подарочек РМ, век живи и век опасайся странных (непонятных) ситуаций, спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое sanles29, эта экспедиция была в 2007 году, сейчас уже не актуально её ТТХ, а вот экспедиция этого года заслуживает того, что-бы о ней говорить. Приглашаю Вас обсудить её http://dorogavnao.blogspot.ru/2013/12/blog-post.html. И ещё пока мельком глянул Ваш ЖЖ, может есть информация, а она наверняка есть, как дела с дорогами в Мезенских тундрах вдоль Белого моря берега. Если можете прояснить ситуацию, прошу сделать это в статье "Дорогой оленной армии"

      Удалить
  6. Очень интересно было читать, Андрей, спасибо. Только грустно от условий, в которых живут люди в 21-м веке... Сколько умирующих деревень...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не нужно грустить, Лена, ты представь, что в случае глобальной катастрофы, когда весь мир окажется на краю гибели в результате утраты человечеством таких благ цивилизации как электричество, газ, водопровод и т.п, эти люди займут, наверное самое выгодное положение.

      Удалить
    2. Андрей, ты можешь мне не поверить, но именно такие мысли и приходят мне частенько в голову, особенно, когда вдруг ненадолго исчезают какие-то блага цивилизации, начинаешь понимать, насколько мы стали тепличными и зависимыми от их наличия. Но о том, что в один прекрасный момент это может закончиться, думать не хочу. Мы справимся, все будет хорошо!!!

      Удалить
    3. Елена, да, да, будем в гости друг к другу ходить и письма на бумаге писать. Всё так и будет, и нам будет ХОРОШО.

      Удалить
    4. Кстати, про гости. Надо бы собраться в АКТИВИТИ поиграть, чемпионат какой замутить! Ой, а письма я писать очень люблю.

      Удалить
    5. Лёля, собираться, так надо поспешить, а то морозы спадут и я опять с детьми в лес свалю, а потом экспедишен...

      Удалить
  7. Андрей! Спасибо за твоё повествования своих приключений, по другому не назовёшь. да действительно вызывает грусть строки- мужиков после 40 не осталось. Что происходит с нашей страной? Идёт глобальная очистка территории от населения? Твоя работа хоть чуточку, но должна просветлять ум человеческий, что кроме водки есть другой мир! Надо всем миром взяться и менять его, думать о будущем, что останется после нас. Удачи тебе!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да всё очень просто, и все это понимают. Страну тихонько убивают, и делают это грамотно и не торопясь. Вся система, включая закупки и прочую лабуду, направлена на то, что бы добить инициативу граждан. Всё "укрупнение" только создаёт пустоты на карте и массу переселенцев. Сегодня уже наши границы пустые, деревни мёртвые, люди мрут и т.п. Водки, кстати, не так и много пьют, на мой взгляд, а может просто людей не осталось...

      Удалить
    2. Ребят, ну не надо так, зачем заниматься напрасными причитаниями?! Никто никого целенаправленно не губит и территории не подчищает. Масса чиновников ничего не делает, наполняя свои карманы за государственный счет - вот это ближе "к телу"!
      Мне очень понравилось где-то встреченное выражение - "не Путин же вам лампочки в подъездах выкручивает"!
      Ты, Андрей, делаешь нужное и важное дело, изучая свой край, привлекая детей, пропагандируя и просвещая... ЧУМработница живет наполненной и интересной жизнью. Вы что, из какого-то другого теста сделаны (пожалуй, да! :)), и никакое государство вам не указ! Люди сами выбирают свою судьбу и стиль жизни. Все течет, все изменяется. Сколько городов, стран и цивилизаций в прошлом пришло в запустение, расформировалось, разрушилось... Меняются приоритеты, я не знаю... природные ископаемые, запасы пищи, климатические условия, торговые пути...
      Приходят в запустение северные деревни. Ну что ж делать, значит, таково развитие истории. Всегда можно переселить людей в крупные центры. Для чего страдать вдали от цивилизации и обвинять кого-то там наверху? Да, "родный кут", но тут надо выбирать. Если содержание трех дворов вдали от цивилизации становится нерентабельным, зачем за них цепляться?! Конечно, каждый населенный пункт и каждая семья - история своя и уникальная, но люди, которые там живут, и должны шевелиться, а не уповать на руку Москвы.
      Никто никого целенаправленно не губит! Мы сами такие!!!

      Удалить
    3. Вот, что мне нравиться, так это теория развития цивилизации по спирали, будем надеяться, что всё опять вернётся на круги своя. Государство задумается над освоением Севера и начнут выделять деньги на переселение в самые глухие места, тогда то мы будем первыми вновь переселенцами. Ура товарИсши.....

      Удалить
  8. Елена, мы не причитаем, это констатация факта. Наша страна много лет была социальная, в конце 80 годов была самая сильная и богатая, не смотря на некоторые перегибы и недостатки, америкосы просчитали, что дальнеёшее развитие нашей страны приведёт к краху кап. мира. Сварганили программу уничтожения и у них это получилось, потому что нашлись предатели в руководстве страны. Теперешнее правительство продолжает выполнять этот массонский план. Тетчер когда то сказала, что в России должно остаться 20мл. населения для обслуживания трубы. Вспомните как жила страна, во всех деревнях были совхозы и колхозы, в магазинах было достаточно товаров, вал денег не уходил в афшоры, нефтедоллары шли в страну на образование, медицину,не было наркоманов, педофилии, коррупционеров, а что сейчас? неужели вы не анализируете ситуацию?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Александр, теории масонского заговора не поддерживаю. На любой заговор всегда есть управа в виде собственной головы на плечах. Мне бы не хотелось, чтобы Россия жила сейчас как Северная Корея или Куба. Соглашусь, что социальные завоевания в СССР были велики.
      Возвращаюсь к своей любимой присказке - все течет, все изменяется. Растет народонаселение на Земле, все труднее становится управлять огромными миллонами людей. Демократия - пока что единственный способ решать глобальные и текущие вопросы. Посмотрите, по любому вопросу в интернете разворачиваются такие дискуссии, что диву даешься, откуда такое разнообразие мнений, какое огромное количество разных мнений по одной и той же проблеме! И только демократией, голосованием, мнением большинства можно принять решение, которое будет удовлетворять большинство.
      Демократии в СССР не было. Теперь демократия строится, развивается, укореняется. Без нее трудно сказать, во что превратилась бы страна. Да, маленькому человеку было неплохо, но, мне кажется, после продолжительного (к сожалению) времени роста и становления станет лучше! Сейчас - кризис, который надо пережить. Вот такое нам досталось время. Нашим прадедам досталась первая мировая, нашим дедам - вторая. Ну, а на наших плечах - зарождение нового мира.
      Не стоит так уж оглядываться назад, хорошо бы научиться брать из прошлого лучшее. И, мне кажется, у России это получается. Слишком велико наследие темных времен, тяжелы грехи прошлых правителей, в одночасье всего не исправишь. Опираясь на хорошие корни в прошлом, я верю, все будет хорошо и у России будет светлое будущее!
      А вообще, конечно, должно что-то случиться, что поменяет общий настрой в умах человечества. Я не знаю... мессия, инопланетяне, какое-то воздействие на всех нас, учение. Но за демократией должно прийти что-то еще, потому что дальше так продолжаться не может. Куда идем, куда развиваемся, для чего, сколько еще гаджетов в год мы должны сменить, чтобы повысить уровень потребительского счастья? По-моему, это тупик!
      Наверное, когда-то придет золотой век духовного развития, но пока нет...

      А, если масонский план и существует, только от нас зависит, чтобы противостоять ему!

      Удалить
    2. Елена, а почему ж это Вы процветающий Китай с его компартией не вспомнили? В Китае есть всё (почти): и это ВСЁ они делают сами, и медицина у них не самая худшая и с рождаемостью - будь здоров (даже борются уже с этим). Так что ещё неизвестно где лучше: в процветающем капитализме или коммунизме.
      Андрей, зная твой внутренний моторчик (что у тебя вместо сердца в груди), ты горы свернёшь и тундру перепашешь своими снегоходами! Ещё раз - удачи твоей группе! Следим за тобой!

      Удалить
    3. У... Как я много всего пропустил. Вчера сгорел на работе мой комп. Я остался у разбитого корыта, теперь вот у ребёнка отобрал ноут и пишу. Предлагаю это диалог о стране закончить, а то я забыл на какой статье нахожусь. Вернёмся на землю, Александр на тасму нужен клык медведя, есть лишний. Вот такой я прямолинейный.

      Удалить
    4. А что, Андрей? У нас интеллигентный обмен мниниями, нет разве? :))))

      Удалить
    5. Так Лена оно и есть. И, по большому счету, я этому даже рад.

      Удалить
  9. Андрюш, палец устал, пока мотала километры твоего романа:-))
    Сама страдаю многословием, но тебе всё-таки на будущее совет. дели рассказ на части и публикуй отдельно. Так больше вероятность,что дочитают до конца, а до конца дочитывать такие вещи надо.
    Увидела Ольгу Сергеевну драгоценную мою коллегу, порадовалась.
    Лену рубрик поддерживаю. И ты ведь, Андрей, делом доказываешь,что никто человеку не сможет помешать, если дело у него правое, если он ведёт за собой других. Но пасаран!:-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, сам в шоке. Однозначно делить. Я со своим пробегом совсем страх потерял, сам еле до конца дохожу, и комментарии каждый раз вылетают на начало страницы.

      Удалить
  10. Люди, простите удалил ещё полсотни фотографий. Больше не буду.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну и зря, лично я уже привыкла! :)
      Старое не правь, тебе дают совет на будущее.
      Андрей, чтобы добро не пропадало, можно из фотографий делать слайд-шоу или даже видеоролики под музыку или собственные комментарии, участники походов с удовольствием это будут смотреть и радоваться. И не участники тоже. Только надо менять их довольно быстро, секунды по две, чтобы было динамично и люди могли досмотреть до конца. Дерзай! Удачи!

      Удалить
  11. Андрей, читала, как роман. Во-первых - интересно, во-вторых - длинно. То, что длинно, конечно, минус для формата блога, но как иначе окунуться в атмосферу этого путешествия?.. С другой стороны, я бы не представила себе жизнь в этих поселках без такого подробного рассказа, да ещё с таким количеством фото. Честно говоря, возникла мысль, что статья написана для какого-нибудь географического журнала и попутно опубликована здесь. Боюсь, что не все рассмотрела и оценила, так что загляну ещё для более скрупулезного просмотра именно фотографий.

    ОтветитьУдалить

Поделись

Популярные сообщения