понедельник, 12 августа 2013 г.

Экспедиция Волонга 2013 – в среднем течении реки. Всё перекаты, да перекаты...

От вчерашнего ночного тумана не осталось и следа, утреннее солнце разогрело воздух внутри палатки и спать дальше в ней стало невозможно. Вчера ночью мы притащили кучу рыбы, которая лежит подсоленная на берегу, по-видимому, сегодня нас ждёт не только уха, но и нечто большее – в горбуше оказалось икры больше, чем самой рыбы, но и её, вполне достаточно, новенькая коптильня ожидает своего часа, часть хариуса просто решили запечь на костре. Будем пировать.

Рыбный день

До вчерашнего вечера всю пойманную рыбу мы отпускали обратно в реку, неважно кумжа это или хариус, тащить улов по такой пересеченке – ужасное занятие. Но вечером мы задались конкретной целью – мы решили устроить Рыбный день по случаю последнего совместного пребывания на реке. Пришло время расставаться, мы должны уходить ниже по течению, а у наших друзей – палеонтологов есть ещё незаконченные дела в устье Кумушки и ребята отправились осматривать обнажения, когда мы сворачивали лагерь и готовили вещи к погрузке на байдарку.

Нудно и совсем не интересно упаковывать спальные мешки, сворачивать палатку и собирать в гидры свое барахло, не оставляет мысль о его количестве и возможностях байдарки, одна радость – это дымок вырывающийся из под крышки коптильни и подрумянивающиеся на костре хариусы.

После возвращения основной группы в лагерь горячий обед стоял на столе. Обедали, чем Бог послал, а Бог, в этот день, послал уху из голов и обрези горбуши, горбушу слабосолёную, икру красную, горбушу и хариуса горячего копчения, хариуса запеченного на костре.

Вниз по течению

Собрав свои вещи, доделав основные работы и сфотографировавшись на память мы, наконец, потихоньку отправляемся в путь.

Усть на Кумушки на географической карте

Потихоньку – это по тому, что нам не пришлось сразу сесть в байдарку и навалиться на вёсла, вплоть до устья Кумушки, идём пешком, привыкая к проводке байдарки и отрабатывая тактику передвижения по реке. Иногда доходит до ругани, плохо вериться, что такая река мало пригодна для сплава. Как по ней пойдёт огромный катамаран, загруженный тонной вещей, ума не приложу.

Иногда река делается настолько мелкой, что с трудом вдвоём перетаскиваем нагруженную байдарку, опасаясь порвать её на остром галечнике. Иногда, на глубоком, по грудь, русле реки попадаются огромные валуны, которых совершенно не видно на поверхности, когда лодка попадает на такое препятствие, её обязательно развернёт боком к течению и, в итоге, перевернет, если вовремя не среагировать, приходится то и дело вылезать из байды и вести её пешком.

Усть на Травянки на географической карте

По плану наш первый переход составил всего, чуть больше пяти километров, участок Волонги между притоками Кумушка и Травянка. По хорошей воде – один час ходу, поэтому мы и отправились в путь вечером, в 17 часов. В районе Травянки нас интересуют два обнажения одно на правом берегу в километре ниже по течению, и второе на левом берегу метров двести выше устья.

Лагерь разбили ещё засветло, не в смысле того, что поздно, все-таки полярный день, а в плане того, что к вечеру всё небо затянуло тяжёлыми серыми тучами, и к ночи стало темно. Этот вечер я запомнил очень хорошо. Вернувшись в лагерь после осмотра береговой линии, решив немного развеяться перед сном в ожидании возвращения жены, я надумал покидать спиннинг и поймал, не много, не мало – сёмгу, да какую сёмгу – на девять килограмм. Двадцать минут эта рыбина мотала меня, и не было никакой надежды на то, что я её сумею вытянуть. Рыбаки говорят, что поймать сёмгу, это как убить льва для охотника. Я не претендую, но и вот так, без свидетелей, тоже обидно, а она "зажигает свечи", буруны на отмели вырисовывает, красиво.

Супруга показалась на берегу когда я уже был не в силах держать спиннинг, я не из слабаков, но поднадоело порядком, хоть и приятно, ну а когда у неё в руках появилась камера усталость вовсе забылась.

На Травянке я вытащил ещё не одну сёмгу, но всех их пришлось отпустить, при всём желании в такую жару рыбу не сохранить, а съесть её нам вдвоём не представляется реальным. Зато, какое наслаждение получаешь от рыбалки, когда рыба, как продукт, тебя не интересует. Можно вываживать не торопясь, наслаждаться тем как та "выписывает кренделя", а потом, сфотографировавшись отпустить её обратно в реку. Вот такая рыбалка.

Под утро туча "разродилась" проливным дождём, который продлился до вечера следующего дня, уходить в ночь не было никакой потребности и весь день мы провели здесь же, сделав только одну вылазку для осмотра реки ниже по течению, впереди нас ждали всё те же перекаты, камни и скалы.

Кольца Лизеганга и панцирные рыбы

Прошла ровно неделя с начала путешествия. Отдохнув и выспавшись, впервые за всё это время, мы продолжаем путь по реке Волонга, и уже через километр причаливаем к берегу. Здесь на краю огромного обнажения песчаника можно наблюдать живописное явление, называемое в геологии Кольцами Лизеганга. Эти образования возникают в слоистой структуре тонкопористых пород при процессах выветривания, на незначительной площади песчаник покрывают, окрашенные гидроксидом железа, причудливые бурые кольца, ритмические полосы, гиперболы. В некоторых местах из стен торчат, будто вмонтированные в песчаник "чугунные трубы" – результат ожелезнения породы.

Вчерашние тучи низко висят над головой, временами проливаясь на нас холодным осенним дождём. В этот день проходим тринадцать километров и встаём на ночёвку на галечнике неподалёку от устья реки Санарка.

Очень холодно. К счастью, перед отъездом, буквально в последний день, правдами и неправдами я убедил жену в необходимости купить нам двое рыболовных водонепроницаемых штанов, в Нарьян-Маре, как раз оказалось двое, на неё и на меня. Штаны нам обошлись в пятнадцать тысяч рублей – сумма не по доходу нашей семьи, но, именно благодаря штанам, мы идём по воде, после этого дня, даже такая цифра звучала как вполне оправданная затрата.

Река стала вполне сносной, чаще едем, чем идём по воде. Ко второй половине следующего дня, пройдя порядка десяти километров начинаем всматриваться в воду, очень хочется найти местечко, называемое Гришкиной Ямой, ещё через километр подходим к старице с правого берега. На огромном каменистом пляже выложено кострище с таганком, нарубленные берёзовые дрова сложены в костерок, хочется думать, что мы на месте, но река, ставшая гораздо глубже, на лососевую яму мало похожа. Проходим ещё с полкилометра и встаём на ночлег.

Останавливаемся после старицы на левом берегу

Здесь на берегу среди плоских обломков нередко можно найти окаменелые остатки древних растений и, что особенно интересно, – фрагменты панцирных рыб. Именно сюда после Колец Лизеганга и стремятся наши друзья, оставленные нами несколько дней назад. Палеонтологи намерены очистить слой содержащий фрагменты и извлечь из него образцы с рыбами. Кроме того здесь находится окаменелый фрагмент дна палеореки, песочная рябь будто только освободилась из-под воды, но этому песку, по словам специалистов, порядка 370 000 000 лет.

Часть панциря

Окаменелое дно палеореки

Ещё одно интересное природное явление можно наблюдать чуть ниже по течению, на правом берегу реки – это узкая полоска каменного угля, пересекающая береговую линию. Черная лента украшена золотисто-желтыми поблёскивающими на солнце кристаллами – это, один из самых распространённых в Земной коре сульфидов, пирит – минерал часто образует псевдоморфозы по органическим остаткам (по древесине и различным остаткам организмов).

Кристаллы пирита на угольном обнажении

Наутро выглянуло солнце, и появилась хорошая возможность поснимать. Ещё в прошлой экспедиции Нина приметила в тундре на высоком берегу в стороне от елового островка две отдельно стоящие сосны, что для данной местности большая редкость. Мы отправляемся осмотреть диковинку, а заодно и сделать описание растительности в лесном острове. Отойдя с десяток метров от лагеря, на илистом участке берега увидели свежие, оставленные пару часов назад следы незваного гостя. Молодой медведь перешел реку прямо у нашей байдарки и поднялся по склону, мы идём следом, косолапый выбрал самый удобный путь. Как хорошо, что мы не везём с собой рыбу, её запах обязательно привлёк бы зверя и тот в поисках лёгкой поживы мог запросто разворотить и наши вещи, и байдарку заодно с ними.

На деле сосны оказались ёлками. Лишь молодые деревья имеют треугольную (конусом) крону, старые ели издалека очень похожи по своей форме на сосны, подойдя к лесному островку, мы сразу подняли в небо двух сапсанов.

Гришкина яма

Прекрасный солнечный день, не жарко, но и не холодно. Уходим своим ходом, по крайней мере, до ближайшего поворота, а там опять пешком. Сегодня по плану необходимо пройти семь с половиной километров, из которых шесть до рыболовно-охотничьей базы Манса, на ночёвку спустимся чуть ниже, планируем встать между двумя ямами Большой и Малой Пакаямами.

Пройдя от места нашего лагеря одно или два колена реки, в гуще воды я замечаю что-то белое, глубина позволяет, примерно по грудь, и мы делаем крутой разворот. На дне реки пузом к верху плавает довольно большая сёмга, её бок пробит, словно пулями в четырёх местах, сначала я подумал, не самолов ли оставил такой след, но, вспомнил про косолапого в нашем лагере. Вероятно, мишка зацепил беднягу, а та сумела вывернуться.

На следующем повороте реки, на берегу опять появилось кострище с дровами, вода под лодкой потемнела, и дно исчезло, в такие моменты становиться несколько не по себе. Вот это яма так яма, жаль нет времени, а то бы покидал спиннинг. Жена утешает, мол, на Пакаяме накидаешься, там у нас будет днёвка.

До базы остаётся совсем немного, справа по реке появляется интересное ровное как набережная обнажение, слева обнажение более высокое и пласты расположены поперёк к реке, очень красивое место и какое-то спокойное, тёплое. Останавливаемся.

База Манса

Несмотря на то, что приходится периодически вставать и проводить лодку, идти сегодня одно удовольствие. За пару километров до базы Манса на реке появляются острова. Обходя первый остров, выбираем узкое, но глубокое левое русло, со вторым такой номер не прокатит, идём правым рукавом.

База Манса находится у отметки 38.0

Базу становиться видно, как только мы преодолеваем второй остров и выходим на поворот реки. На высоком левом берегу расположен небольшой городок из небольших белоснежных палаток. От берега на базу ведёт крутая длинная лестница, тут же протянут шланг водоснабжения и установлена станция, закачивающая на гору воду.

В лагере тишина, туристов нет, и смотрителя пока не наблюдаем, вправо уходит тропинка и в стороне виден двухэтажный деревянный дом, от которого к палаткам обустраиваются новые деревянные мостки. Направляемся к дому.

База Манса встретила нас некоторым запустением, находясь в состоянии запущенности и упадка. Ощущение  прошедшего шторма или набега варваров. По словам супруги, которая побывала здесь  пару лет назад, состояние изменилось к лучшему, починена лестница, крыша столовой заново перекрыта, строятся мостовые.

Сегодня на Мансе проживают два смотрителя Илья и Виктор, оба из города Онеги, они-то и занимаются восстановлением базы – ребята активные и очень увлеченные. Илья помоложе, он живёт на Валонге не первый год, а Виктор приехал впервые. Приглашение на чашку чая не заставило себя ждать, и мы с радостью согласились, тем более Илья напёк замечательных не то блинов, не то оладий, то есть оладий размером с блин. От такого, в нашем случае, невозможно отказаться. Мы долго разговаривали, потом рассматривали различные камни, собранные в окрестностях базы, а когда пришло время уходить, мужики предложили нам остаться на ночёвку и посетить баньку. Испив три большущие чашки крепкого чая, и съев добрую порцию блинов, я уже и без бани не знал, как продолжить путь на байдарке и вернуть себя в походное состояние, а тут ещё перекаты, сразу после Мансы. Вылезаем медленно, идем, переваливаясь с ноги на ногу, на ночевку встаём напротив небольшого ручья, как и планировали, примерно посередине пути между ямами.

1. Мамма миа! Красота то какая! Читаю я некоторые хвастливые статьи некоторых - "там -то были, тут, аж в 30 странах" И ничего не увидели, а у вас... Да вам туризм надо развивать - красотища неземная! А про рыбку -я вообще молчу, рассказала и показала моим, не представляют, как это -)) Мы рыбку в магазинчиках вылавливаем-))

1. Вот так и живём, любуемся каждый день. Кому интересно, могу организовать в любую точку округа...
      Про побывали в разных странах - это тоже хорошо, но вот когда ничего не видели, обидно. А кто не может приехать читайте и смотрите блог, если, что не так пишите, исправлюсь.

2. Я всё могу простить, но столько рыбы, когда ты вдалеке от НАО!!!
    Вчера муж готовил камбалу. Да.. не хариус и не сиг. рыбы хочу!! Нашей!!!
    Пчела шедевральная.

3. Да Ира, понимаю, но так устроен мир - на югах фрукты, а на севере - рыба. Так ты ещё не дома. Приедешь и на рыбу успеешь, а камбала и у нас прекрасная, даже в Волонге выше Мансы встречали.

4. Длинную строку из красивых фотографий гор, вода, природа, полезные ископаемые, насекомых, цветов и красивый вид. Я наслаждался эти фотографии, и вы можете использовать эту prqchtige фотографий также восхитительно вспоминают немного.
    С уважением, Юлия

************

A long string of beautiful pictures of mountains, water, nature, fossils, flowers, insects and beautiful look. I enjoyed these pictures and you can use this prqchtige pictures also delicious reminisce a bit.
    Best regards, Helma

1. Андрей Николаев14 августа 2013 г. в 21:01

Спасибо Helma за Ваш комментарий и тёплые слова. Сейчас я уехал из дома в другой город и не могу закончить свой рассказ, но когда вернусь, то сразу продолжу. До встречи в Сети.
      С уважением, Андрей

5. Спасибо Вам, несколько раз просмотрел все фотографии, много хороших воспоминаний, я в тех краях абориген, родился и вырос в Волонге, не раз ходил на рыбалку до Кумушки, а сейчас крайние три года там небыл летом, служба.

1. Андрей Николаев17 августа 2013 г. в 20:08

Пожалуйста Макс. Правда удобно, можно сослуживцам показать Родные места если нет под рукой своих фотографий. За Волонгу обидно, такая деревня была, наваги две тонны за ночь мне мужики предлагали, а теперь 20 человек живёт и те старики.

6. Получила ответ на свой вопрос о ловле рыбы... Андрей, а разве рыба не калечится, когда ее на крючок вылавливают? Если ее потом отпускают, она в воде не погибает, у нее же рот крючком разодран?... Или заживает?

1. Елена, простите, что заставил ждать, я не в городе. Рыба попадает на крючок цепляясь, в основном губой, при этом крючки используют либо маленькие, либо притупленные. Отпуская рыбу нужно не допустить того, что бы она утонула. Для этого рыбу, какое то время, придерживают в вертикальном положении, или держа за хвост болтают ею в воде поступательно (туда и обратно). Такая вот реанимация. Если рыбу просто бросить в реку она может захлебнуться и перевернувшись кверху брюхом погибнуть. До разодранного рта дело не доходит.

7. Изумительные фотографии и сказочный, подробный, неторопливый рассказ! Наслаждаюсь!