понедельник, 16 сентября 2013 г.

Комплексная экологическая экспедиция по оценке состояния популяций атлантических моржей Печорского моря и инвентаризации биологического разнообразия ГПЗ "Остров Вайгач"

Ах, как бы я хотел снова побывать на Вайгаче, этот остров настолько глубоко забрался в моё сердце, что каждый год я планирую новую экспедицию в высокие широты и даже мечтаю л создании здесь центра экологического мониторинга и туризма. Но побывать только на юге Вайгача или побродить по окрестностям Варнека меня уже давно не устраивает. Нужна длительная экспедиция, которая позволит облазить весь остров, посетить самые потаённые его уголки, экспедиция которая раз и навсегда успокоит любопытство краеведа-исследователя и тогда можно переместить свой взор в сторону полуострова Канин. Вот и в этом году планам не удалось сбыться, а ведь был разработан маршрут, подготовлена лодка, мотор, снаряжение. Добраться до Вайгача на надувной лодке - давняя моя мечта и в этом году я слишком близко подошел к её осуществлению, но, по ряду причин мечта осталась мечтой.
А вот Сергею Уварову повезло больше. Этот энергичный молодой человек знаком читателям "Дорога в НАО" по своим постам "Полевая учебная практика студентов-экологов в долине реки Шапкина. Гостевой пост от Сергея Уварова" и "Остров Колгуев – остров птиц, песцов и оленей. Гостевой пост от Сергея Уварова" летом этого года в составе экспедиционной группы Всемирного фонда сохранения дикой природы Сергей побывал на Вайгаче и поделился своими впечатлениями на страницах моего блога.

Комплексная экологическая экспедиция по оценке состояния популяций атлантических моржей Печорского моря и инвентаризации биологического разнообразия ГПЗ "Остров Вайгач"

Автор: Уваров Серей
Фото автора

Экспедиция на Вайгач. Что значат эти слова? Конечно можно нанять яхту и посетить остров, можно нанять вертолёт и посетить остров, можно воспользоваться услугами нелегальных частных турфирм, самый простой вариант попытка посадки на борт в аэропорту Нарьян-Мара, но всё это примеры неконтролируемого туризма, который конечно больше вредит природе этого уникального острова, чем сохраняет её. Все экспедиции которые проводятся на Арктические острова — это серьёзные мероприятия с довольно сложной программой исследований, организационной структурой, набором высококвалифицированных специалистов и т.п. Для того чтобы организовать научно-исследовательскую экспедицию на остров Вайгач необходимо потратить уйму времени. Могу сказать одно, что лично я включился в эту работу в июле 2012 года. Соответственно, для того чтобы в ней участвовать необходимо было провести в течение целого года ряд подготовительных мероприятий, таких как написание предварительного отчёта, публикация статей, получение различных разрешений на проведение экспедиции, я уже не говорю о головной боли организаторов — это финансирование, поиск квалифицированных специалистов, согласования и т.п. У меня как члена группы ушёл год, и было отклонено множество других интересных предложений. Но мои потери стоили этого. Многие говорят, что однажды посетив Вайгач, ты будешь видеть его во сне в течение всей жизни. И ландшафты и природа Вайгача многих заставляет возвращаться в эти удалённые уголки. Хочется написать, что это действительно так.

Я не буду описывать весь список учреждений, спонсоров и организаций, которые приложили свои усилия для проведения этой экспедиции в 2013 году: остановлюсь кратко на трёх учреждениях, которые принимали непосредственное участие в проекте - это Всемирный фонд дикой природы России (WWF России), Совет по морским млекопитающим (СММ) и центр природопользования и охраны окружающей среды.

Ну и конечно кратко охарактеризую основные цели поездки:

1. Оценка состояния популяции группировки атлантического моржа юго-востока Баренцева моря (Печорское море). Сюда вошли работы связанные с мечение моржей, отбором образцов тканей на биопсию, спутниковый мониторинг, выявление зоотехнических характеристик популяции, работа с местными жителями.. 

2. Инвентаризации природных объектов и сбору данных для изучения влияния климатических изменений на природные комплексы острова Вайгач.

В этом блоке работ проводились исследования по выявлению видового разнообразия растений и животных, разнообразия растительных сообществ острова, исследования ландшафтного разнообразия, геоморфологические и гидрологические исследования, проводились наблюдения за дыханием почвенно-растительного покрова различных сообществ, оценивали влияние антропогенного фактора на экосистемы острова.

Наша экспедиция началась на севере Республики Карелия в поселке городского типа Чупа. ))) Довольно интересное название, впервые услышав люди обязательно переспрашивают — где??? Ну и отвечаешь в Чупе. Чупа — это один из бывших поселений в которых происходила добыча различных минералов и руд. Понятно как и многие посёлки в нашей стране он переживает нелёгкий период развала, с постоянной помощью в развале различных отдельных организаций и личностей, но статья не о них. В современный период основным занятием жителей посёлка является рыбалка, охота, собирательство и туризм. Конечно есть и исключения, но их немного. В целом Карелия и интересна большинству собратьев туристов как удивительно красивых лесных и озёрных ландшафтов. Скажу честно побывав во всех северо-западных регионах страны, мне нигде так не понравилось, как в Карелии. Светлые сосновые, либо сосново-еловые, либо смешанный леса, расположенные на каменистых субстратах, у рек и Белого моря могут образовывать скальные обрывы и т. п. В этих лесах водятся лоси, медведи, зайцы, белки и др. животные. Леса полны ягод и грибов, а реки с озёрами рыбы. Ходить по земле очень комфортно, не проваливаешься как у нас в тундре. В общем тем, кто ещё не был в Карелии советую её посетить, лично я в следующем году туда и собираюсь отправиться в отпуск.

Северная Карелия

В Чупу мы добрались Мурманским поездом, причём этих поездов достаточно много, с разных направлений. Можно доехать с практически любой точки с Москвы, Петербурга, Архангельска и т.п. Там расположились в небольшом домике у местного предпринимателя который занимается туристической деятельностью. Стоимость аренды домика в сутки 800 руб. с человека, думаю для детей существуют скидки. Походив по поселку конечно становиться немного грустно, за вложенный труд наших дедов и отцов. Не понравилось ещё то что иностранные туристы, я не знаю из какой страны, место того чтобы фотографировать красоты природы, ходили по посёлку и фотографировали наш развал. Мне интересно! Неужели «эха перестройки» стоит того, чтобы из-за фотографии разрухи в РФ, каких-то совсем не примечательных строений, которые не имеют никакой культурной подоплёки ездить в нашу страну? Господа не обращайте на это внимание, Россия славиться своей природой и уникальными памятники архитектуры, смотрите на них. А грязные мусорные баки можно фотографировать и у себя дома. Я, например, когда был в Хельсинки местных бомжей не фотографировал, а это господа немного не мало благополучная Финляндия.


Чупинский залив

На следующей день к нам присоединились оставшиеся члены экспедиции, приехали они на Московском поезде в 5 утра и сразу после чаепития бросились на поиск черники в ближайшем лесу. На сбор ягод ручным способом у них ушло не более часа. Потом столько же времени заняло их поедание. 

Утро в Чупе

Затем пришло наше судно, наш так сказать дом в ближайшее время, «Профессор Владимир Кузнецов». Это судно принадлежит Зоологическому институту РАН, и предназначено для изучения морского биоразнообразия Белого моря. В середине дня после закупки еды и неприкосновенного запаса Сосасолы, мы пошли в направлении Беломорской биологической станции расположенной на мысе Картеш, которая тоже является частью ЗИНа. Когда мы пристали к берегу, у станции нас встретил её директор — Сухотин Алексей Александрович и любезно рассказал о той огромной работе, которую ведут сотрудники станции. В действительности масштаб, давность и систематичность исследований морских организмов на ББС поражает. На станции работает порядка 200 человек, некоторые из них проводят здесь большую часть времени в году. В целом станция расположена в небольшой живописной бухте у мыса Картеш, другой стороны станции расположено красивейшее озеро, которое называется Кривым. Представляет станция собой множество небольших деревянных домов, есть отдельный главный корпус, баня и т.п. На территории станции есть даже памятник мотору «Вихрь» на табличке, которого написано «С любовью и ненавистью». Там мы должны были переночевать, окончательно пополнить запасы пресной воды, последний раз нормально помыться, т.к. после этого был введён режим экономии воды. 

Справа судно профессор Кузнецов на котором
мы совершили наше путешествие

Следующим утром на вершине сопки состоялся заключительный сеанс мобильной связи и в 11:00 мы вышли в море. Выход из Кандалакшского залива занял не более 2х часов. Пока мы выходили, я наблюдал за тем как устроены берега и обратил внимание что многие из них заняты людьми, байдарками и палатками. Карелия в действительности является туристической Меккой северо-запада. При этом я имею в виду настоящий туризм, а не автобусный или отельный, хотя этого тоже хватает. Берега очень красивы, скалистые и покрыты сосновыми борами с мохово-лишайниковым надпочвенным покровом. 

Беломорская биологическая станция






Затем мы вышли в Белое море и шли вдоль Кольского полуострова. Хочется написать, что в течение ближайших четырёх дней нас ждала идеальная погода. На корабле мы обустроились в каютах, тем более у нас было 2 лаборатории. Одну лабораторию, мы использовали под склад, вторую использовали в рабочих целях и как чайную комнату. На корабле у нас был кок. Его звали Олег. Забегая вперёд, хочется поблагодарить этого светлого человека, который нас кормил. Питание на корабле 4х разовое. Состоит из завтрака, обеда, полдника и ужина. Плюс у нас в лаборатории был чайник и что-нибудь к чаю.

Белое море днём

Палуба на судне


Ужин

Койко-место на корабле

Место для одежды

НЗ Сосасолы

Иллюминаторы

Белое море ночью

Из самого запоминающегося в течение нашего небольшого перехода через Белое и Баренцево моря было наша встреча с яхтой «Валькирия», которая вышла из Архангельска с группой учёных изучающих морских млекопитающих. Встретившись в море мы обменялись добрыми приветственными словами, и приняли на борт 2х человек для того чтобы их подбросить до посёлка Варнек. К сожалению, яхта не смогла продолжить дальнейшее путешествие в Баренцево море, так как до этого попала в шторм, который длился 4 дня, и у судна произошла поломка топливной системы. В итоге капитаном яхты было принято решение возврата. Такая ситуация срывала планы по изучению баренцевомрской популяции североатлантического моржа. Именно по причине спасение данной части работ мы встретились с яхтой, и принял на борт специалистов. 





Яхта Валькирия в белом море

И вот минуло 4 дня и рано утром мы зашли в бухту Варнек, в которой располагается деревня с одноимённым названием. По нашим данным в деревне проживает 101 человек. В основном местные жители живут натуральным хозяйством. Существует и одна оленбригада, которая состоит из 3х человек. В Варнеке и началось наше увлекательное знакомство с островом. Сделав общий снимок, наша экспедиция разбилась на три группы: 2 чел. Двинулись в направлении полуострова Лямчина, искать моржей; 4 человека (гидрологи, картографы, охотовед) двинулись вглубь острова на озёра, ну и наша скромная группа в которой собственно я и состоял, занималась изучением растительного покрова, ландшафтного разнообразия и антропогенной деятельности на о. Вайгач. На исследование южной части острова у нас было отведено 3 дня. В последствии, столько времени нам отводилось на каждую из точек. Всего по плану нам необходимо было охватить 3 точки, которые бы располагались в южной, средней и северной частях острова. Это необходимо для того чтобы просмотреть, как изменяется растительный покров острова севера на юг, как изменяются климатические характеристики и т.п.

Поселок Варнек

Побережье

Скалы с эпилитными лишайниками

Чернозобые гагары

Южная часть острова вид с останцов

Южное побережье острова

Южное побережье острова

Южное побережье

Сказать честно, то как специалисту геоботанику, да и как обычному человеку, то район деревни Варнек мне не понравился. Дело в том что большая этих мест представлена либо какими-то сообществами лугового типа, либо комплексными болотами, которые в принципе практически везде встречаются на территории округа. Поразительно сколько всё-таки луговых фитоценозов в этом районе. На мой взгляд это всё-таки признак какого-то человеческого вмешательства, т.к. в тундровых сообществах луга не являются зональными типом растительности. Из самых интересных впечатлений в южной части острова это была встреча с парой сапсанов. Гнездо, которых располагалось на скале, и для того чтобы сфотографировать птенцов на мой телевик необходимо было максимально приблизиться к нему. При этом постоянно меня пытались атаковать родители, которым конечно не нравилось моё вмешательство. Сделав, пару удачных снимков, я отступил и уже на протяжении всей дальнейшей экспедиции старался не тревожить этих великолепных птиц. Для тех кому интересно:

Сапсан (Falco peregrinus) — это хищная птица из семейства соколиных, распространённая на всех континентах кроме Антарктиды. В зависимости от размера и особенностей окраса, различают около 17 подвидов этой птицы. Тундровую зону, населяет особый подвид Falco peregrinus calidus — сапсан тундровый или белощёкий сокол. Ненцы и народы Западной Сибири называют эту птицу «Ханавэй». Это самая быстрая птица, и вообще живое существо, в мире. По оценкам специалистов, в стремительном пикирующем полёте она способна развивать скорость свыше 322 км/ч, или 90 м/с. Однако в горизонтальном полете уступает в скорости стрижу. Во время охоты сапсан сидит на присаде либо планирует в небе; обнаружив добычу, он приподнимается над жертвой и почти под прямым углом стремительно пикирует вниз («делает ставку»), по касательной ударяя её сложенными и прижатыми к туловищу лапами. Удар когтями задних пальцев бывает настолько сильным, что даже у достаточно крупной дичи может отлететь голова.



Сапсан


Птенцы сапсана

Сапсан включён в Красную книгу России (категории 2) как малочисленный вид, также включен в Красную книгу НАО со статусом 3 — редкий вид, а также в приложение 1 к конвенции СИТЕС, запрещающими торговлю этими птицами во всём мире, а ещё Красные книги Архангельской, Мурманской областей, Республики Коми, Ямало-Ненецкого автономного округа, в приложение №2 Боннской и Бернской конвенциях и т.д.

Вторым по значимости событием, для меня — это было посещение шахт, на которых трудились заключенные «ГУЛАГА» в конце 30-40ых годов 20 века. Конечно взглянув на тот нечеловеческий труд, и ту рентабельность этих разработок, начинаешь понемногу задумываться стоила ли эта добыча, стольких жизней людей, которые были брошены на освоение железо-цинковых руд на острове. Многие уголки Вайгача представляют собой «эхо истории», напоминающее нам о том что человечеству есть к чему стремится. Особенно было интересно проходить неподалёку от остатков трактора, который помнит эти времена. Кроме тракторов практически во всех частях острова есть шурфы, которые также говорят о разработке месторождений.

Сталинский трактор

Заброшенная шахта

Заяц на развалах

Совершив в общей сложности за три дня 45 км маршрут наша группа на корабле покинула бухту Варнек и взяла курс на бухту Лямчина. Группа которая изучала озёра отправилась в бухту Лямчина пешком, по пути проводя работу на реках и озёрах. Мы должны были с ними встретиться через три дня в устье реки Талата, чтобы затем уйти на север.

Каньон р. Талата

Берег бухты Лямчина

В небольшом каньоне в бухте Лямчина

Вид с гребня

Водопад на каньоне

Высохшая река

Выход горных пород анфас

Выход горных пород профиль

Гумменики

За работой

Заблудившийся птенец гуменника

Камни сложенные для ориентирования на местности

Юнояха

Котловина образовавшаяся в коренной породе

Местные жители

Мой портрет в этом каньоне

Морошка

Ожелезнение






Юнояха

Через несколько часов мы причалили у устья р. Юнояха. Утром высадились на берег и отправились в маршрут вдоль реки. Где-то в обед мы вышли к великолепному каньону на реке, который вы можете увидеть на фотографиях. К сожалению погодные условия и рабочий режим не позволили пробыть в этом прекрасном месте более 30-40 минут, но спустившись в него я прошёлся по нему и пожалуй за все путешествие — это было самое запоминающееся событие. На обрывистых скалах каньона расположился чаячий базар, кто хотя бы раз подходил к гнёздам чаек, понимает, что эти птицы делают с незваными пришельцами. Поэтому накинув капюшон, подняв штанину бродней, я двинулся к живописному небольшому водопаду. В это время мои коллеги наблюдали за мной сверху. Скажу честно из всех каньонов, которые я посетил на острове, а их было три (Юнояха, Талата баренцевоморская, и ещё один небольшой каньон маленькой безымянной реки) этот мне понравился больше всего, и на сколько я знаю, он менее известен, чем каньон на Талате. Посмотрев и сфотографировав каньон, мы продолжили свой путь, и в течение дня видели множество разных интересных пейзажей и пернатых товарищей. Среди птиц нам попадались гусь гуменник, белощекая казарка, малый тундровый лебедь, чернозобая гагара и т. п. Один раз пройдя неподалёку от озера мы подняли большую стаю гусей с выводком. Гусята ещё не летали, поэтому все гуси передвигались по земле. В итоге один гусёнок видимо перепутал направление своего движения и побежал за нами. Не понятно, то ли он решил, что мы его родители, то ли ещё что-нибудь, но посмотрев на нас он решил пуститься всё-таки в другой путь. Ну вот день подходил к концу и мы вернулись на корабль и вечером совершили переход к устью р. Талата. Ближайшие два дня мы провели на маршрутах у этой реки. На Талате тоже есть весьма живописный каньон, и вдоль берега мы встретили ещё один на безымянной реке. Именно каньон р. Талата чаще всего встречается на фотографиях в различных брошюрах посвящённых ГПЗ «Вайгач». К сожалению, после каньона на р. Юнояха, Талатинский не так сильно впечатляет, хотя он тоже весьма красив. Вообще каньоны о. Вайгач — это исторические места, по тому как они сложены можно описывать историю острова. Разные слои пород прям-таки явно бросаются в глаза и для геологов и ландшафтоведов здесь прямо скажем научно-экскурсионный рай.

Каньон на р. Юнояха 2

На третий день, к нам вышли члены второй группы. Все уставшие и счастливые что им всё-таки удалось проделать ту работу, которая была ими запланирована. В добавок ко всему им удалось добыть небольшое количество озёрного арктического гольца, весьма вкусной и ценной рыбы. В итоге вечером на ужине у нас был выловленный скоро посоленный арктический голец, за что конечно хочется поблагодарить рыбаков. 

Ночью нас ждал очередной переход. Переход состоялся в район губы Долгая (север острова), что в принципе было небольшим отступлением от запланированной точки нашего маршрута м. Болванский нос. Но выйдя на берег и приступив к нашим исследованиям мы несколько не пожалели. Неподалёку от губы располагается множество живописных возвышенностей, множество останцов и довольно интересные каменные гряды (гребни).

Из наиболее запоминающихся мест которые мы посетили на Долгой, это посещение нами района бывшей фактории, где мы обнаружили множество разрушенных зданий, среди которых осталось одно целое. Видимо посещаемое, т.к. внутри него можно обнаружить некоторые современные вещи. Ещё на этом маршруте нами был встречен крест, который устанавливали члены экспедиции МАКЭ в 1989 и довольна интересные суда, которые мы не смогли никак датировать. Поэтому если, кто-нибудь из вас знает что это за суда, то напишите, пожалуйста, о них комментарий. Как только мы очутились в районе фактории мы впервые за весь период нашей экспедиции попали в туман. Хочется отметить что нам в этом году очень сильно везло на погоду (за 9 дней, мы не разу не попали в серьёзный дождь). В целом всё лето на острове было тёплым, в результате много рек и водоёмов пересохли, и часто приходилось встречать их на своём пути.

Бухта в губе Долгая

Крест экспедиции МАКЭ 1989 г.

Район Фактории


Неизвестные мне суда

Аншлаг центра природопользования и охраны окружающей среды

Белощёкие казарки

г. Янгоя 

г. Янгоя р-он губы Долгая

г. Янгоя

За оаботой

Малые тундровые лебеди с выводком

Малый тундровый лебедь

На гребне

Останцы



Дорога в НАО )))

Вернувшись с маршрутов и встретившись со второй группой, которая в это время была на г. Болванской и озере Болванском (самом крупном на Вайгаче), мы погрузились на судно и приняли решение о возврате домой. Путь, домой также занял четыре дня и не был так разнообразен на события как путь на остров, поэтому не буду вам его расписывать.

В заключении хочу написать об острове следующее: побывав только на баренцевом (печорском) побережье Вайгача я понял, что он таит в себе ещё множество интересных тайн, которые мне ещё предстоит узнать, и что эта поездка не последняя. В путь! Дороги НАО ждут нас!

19 комментариев:

  1. Трудно, интересно, захватывающе!
    Удачи, новых путешествий и творческих планов (с их последующим осуществлением).

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо Андрей, за возможность рассказать всем читателям твоего блога о нашей работе. Тем кому интересна судьба данного мероприятия может прочитать о нём на следующих информационных порталах:
    1) http://nvinder.ru/article/vypusk-no-100-20012-ot-10-sentyabrya-2013-g/1171-vaygach-carstvo-morzhey
    2) http://vk.com/club25575829
    3) http://vk.com/wwf.russia

    Ну т конечно в скором времени мы постараемся обработать полученный полевой материал и разместить его в открытом доступе на сайте: http://www.wwf.ru/

    И помните слова великого русского ученого Александра Евгеньевича Ферсмана: "Мы хотим, чтобы из глубокого, вдумчивого исследования природы рождалась не только мысль, но и дело".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сергей, это тебе спасибо за то, что делишься своими интересными рассказами которые, безусловно, только способствуют популяризации Ненецкого округа. Думаю, эта встреча на страницах "Дорога в НАО" у нас с тобой не последняя. Удачи во всём.

      Удалить
  3. Ой, забыла. А что там с популяцией моржей?

    ОтветитьУдалить
  4. С популяцией моржей всё гуд! В этом году была обнаружена самая крупная лёжка за всю историю изучения этого вида на нашей территории. Учёные провели мечение, отобрали пробы на генетический анализ, оценивали др. параметры.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Серёжа, молодец, что сам всё комментируешь, я с новой работай не всё успеваю. Про моржей читал в Интернете и тоже хотел спросить...

      Удалить
    2. И сколько средненькая моржиха весит? Килограмм 300?

      Удалить
  5. Честно! Не знаю! Знаю что взрослые самцы весят от 500 до 1700 кг. В зависимости от возраста и подвида могут цифры могут меняться

    ОтветитьУдалить
  6. Когда я в ленте новостей вижу заголовок нового поста в "Дороге", откладываю все дела и, сглатывая слюни зависти, начинаю читать и смотреть картинки:-)
    Знаешь, что хорошо, Андрей? То, что сейчас в открытом доступе выложены важные и очень важные материалы по НАО.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, ты сменила аватарку (заметил давно, не мог написать), очень хорошо. Писать стал мало, новая работа и всё такое... Хотелось бы больше.

      Удалить
    2. Андрей, я в полном умилении! Бывало, пост рожаешь в муках, думаешь, ну вот сейчас как налетят, как расхвалят - ан нет! А тут фото сменила, так второй день всякие лайки и коммменты:-))

      Удалить
    3. Фото хорошее, яркое такое, весёлое. Зимой то фото вернёшь...

      Удалить
  7. Great photos from an exciting place and beautiful landscape! I do not understand your language, but photos tell a great story! Very nice! :-)
    Greetings from Lillian

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Thank you Lillian. The places are really very interesting. Please come again.

      Удалить
  8. ООООООООООООО!!! ВОТ ЭТО НАСТОЯЩАЯ ЖИЗНЬ!!! Покажу своему сыну! Он будет в восторге!

    ОтветитьУдалить
  9. "Суда" о которых Вы спрашиваете-это т.н. "доры"-транспортные грузовые лодки,строились в конце 50-х для транспортировки руды,недалеко от фактории Долгой 2местождения цинка и меди,таких лодок в 1975г там было около15-ти.Лодки построили,но в связи с полигоном на Новой Земле в 60-м г.все закрыли.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юрий, спасибо за комментарий, но, по моему, дора - это большая рыбацкая моторная лодка для выхода в море. То, что в губе Долгая это барки - лёгкие деревянные плоскодонные баржи, они действительно предназначались для отправки руды. В Сибире на таких барках сплавляли руду по рекам (в большую воду) в одну сторону, поднять их обратно против течения уже не представлялось возможным. Такая барка лежит ещё на севере Вайгача, недалеко от полярной станции им. Фёдорова и служит прекрасным местом для наблюдения за моржами.

      Удалить

Поделись

Популярные сообщения