среда, 1 октября 2014 г.

Дорогами памяти. Очерки о поездке по местам боевой славы Карельского фронта в Мурманской области, посвященной 70-летию разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье

Что мы знаем о войне? О той войне 70 лет, окончания которой будем праздновать в следующем году. Началась в 41-м, закончилась в 45-м, наши победили – и такой ответ приходится слышать, и, надо сказать, это ещё неплохой вариант. Уже скоро как состоится ещё одно юбилейное событие, связанное с Великой войной – семидесятая годовщина освобождения Советского Заполярья, событие ради которого остались лежать на полях сражений сотни жителей Ненецкого округа. А многие ли в регионе знают, что ровно половина всех солдат из округа погибших на территории Мурманской области, информация о которых имеется в «Книге Памяти НАО», погибли в одном бою, практически в одном месте и в один день. А многие ли, вообще представляют, как и где воевали наши отцы и деды, где захоронены их тела, кто ухаживает за могилами.

Памятник воинам-оленеводам в г. Нарьян-Мар

О том, что мало кому, что-то известно об участии оленетранспортных воинских формирований в годы Великой Отечественной войны мы убедились ещё при организации и проведении мотопробега по пути оленетранспортных эшелонов "Дорогой оленной армии", о чём я уже писал в блоге. Тогда же возник вопрос о том, как сложились судьбы ушедших на Карельский фронт солдат. В итоге флаг мотопробега, прошедший на снегоходах от города Нарьян-Мара дорогой, по которой уходили на фронт наши земляки, побывал и в Карелии и на Кольском полуострове. Потрепанный в пути он гордо реял на самой высокой точке хребта Муста-Тунтури, прошёл фронтовыми дорогами Рыбачьего и Западной Лицы, стоял в строю при открытии обелиска на Титовском рубеже, вместе со всеми скорбил на захоронении советских бойцов в поселке Сосновый. 

Памятник Петру I в Архангельске

Прошедшим летом мне не пришлось путешествовать в округе, впервые за многие годы не проведено ни одного летнего похода. Причина заключается в том, что, на мой взгляд, мы ничего не знаем о той войне. Мы не имеем и малейшего представления, где и как воевали и похоронены наши предки, и этот пробел в сознании очень хочется заполнить информацией, а значит опять пора собираться в дальний путь. Уже весной была запланирована большая экспедиция на Карельский фронт. Мы вылетели из Нарьян-Мара в Мурманск в середине июня, на "разведку боем" отведено 10 дней. Пожалуй, так и начну – от Петра.

Всё только начинается

Для участия в мероприятии была собрана сводная группа из числа молодёжи различных поселений округа, всего 12 человек, в том числе: двое сопровождающих, шестеро школьников, трое молодых учителей и один директор сельского дома культуры. Все организационные вопросы и финансирование мероприятия осуществлялось Администрацией муниципального района "Заполярный район". Я намерено упущу множество информации, сориентировавшись на фотографиях, в общих чертах рассказывающих о поездке. Всю информацию, связанную с местами захоронения и т.п. постараюсь более подробно представить отдельно.

Как обычно и бывает – все большие дела начинаются с больших неприятностей. Уже в аэропорту города Нарьян-Мара отделение не досчиталось в своих рядах одного бойца. Всё просто – вылететь из деревни в Ненецком округе не всегда удаётся вовремя, особенно в период отпусков. Конечно же, после невероятных усилий координатора проекта Малодушевой Светланы Ивановны все вопросы были решены, и уже вечером первого дня отставший нагнал свою группу, но в город Воинской Славы Архангельск мы вылетали с грузом на сердце и тревогой. 

Экскурсия по городу - дело утомительное

Памятник юнгам, г. Архангельск

"Вечный огонь", г. Архангельск

В городе нам хотелось максимально использовать с пользой всё свободное время, и оно было потрачено на обзорную экскурсию "Архангельск в годы Великой Отечественной войны", не остались без внимания и экспозиции областного краеведческого музея. Только поздним вечером, в качестве разгрузки посещение кинотеатра, благо, он располагается рядом.

Всё складывается как нельзя удачно – в Мурманск самолёт прилетел в первой половине дня и у нас остаётся достаточно времени на осмотр достопримечательностей этого города. В Мурманске огромное количество памятников и памятных мест, связанных с войной. В камне, бронзе и железе увековечен подвиг не только солдат, матросов и офицеров, но и портовиков, пожарных, сотрудников органов внутренних дел, строителей, рыбаков, рабочих порта и судоремонтников, заводчан, всех тех, кто отдал свои жизни за Великую Победу. 














Погода стоит замечательная и по инициативе сотрудников ГОБУМП "Центр гражданского и патриотического воспитания молодежи", которые любезно сопровождали нашу группу на мурманской земле во главе с уважаемым и известным огромному количеству людей на бескрайних просторах нашей необъятной страны, так или иначе связанных с поиском погибших родственников в Заполярье, Орешетой Михаилом Григорьевичем, уже этим вечером наша группа выехала в сторону финской границы. Наша цель – посещение места дислокации и базы партизанских отрядов «Большевик Заполярья» и «Советский Мурман» (в настоящее время о. Партизанский, Верхнетуломское водохранилище). 

На данном местечке остановлюсь подробнее, потому как сюда больше не вернусь. Не вернусь в том плане, что следующий рассказ этого места уже не коснется в отличие от других объектов посещения. 




Из Мурманска выехали в направлении таможенного поста МАПП Лотта, российско-финляндской границы (удалённость от Мурманска – 231 км.). Не доезжая самого поста (118 - 119 км.), спешиваемся и уходим по старой лесовозной дороге на юг, в прошлом здесь проходила граница с Финляндией, а теперь вся низменная территория затоплена водами Верхнетуломского водохранилища. Дорога по редкому лесу и вырубкам протяженностью около шести километров постепенно переходит в тропу и выходит на живописный берег возле небольшого обелиска в память о войнах 82-го погранотряда которые 02.08.1941 изгнали врага за территорию СССР, рядом находится импровизированный колокол для подачи сигнала "островитянину". 

Дорога к водохранилищу

Памятный знак в честь воинов 82-го погранотряда

Землянка разведчиков отряда "Советский Мурман"

Памятная табличка на месте землянки

На остров можно перебраться только на лодке, база обжита энтузиастами, здесь имеются пара шлюпок для перевозки пассажиров. Для организации проживания групп воссоздано несколько построек – столовая, кухня, баня. Для организации ночлега используются, так же построенные в послевоенные годы вместо пришедших в негодность, землянки партизан. 

Весь следующий день был потрачен на осмотр базы партизан и посещение мест захоронения погибших. В этом районе дислоцировался 82-й погранотряд. Памятный знак пограничникам установлен выше базы партизан, примерно в километре в глубь острова. Рядом со знаком ещё видны следы пулемётных гнёзд, окопов и стрелковых позиций. Вся территория поросла лесом, и понять картину военных событий очень трудно. 


Погранпост 82-го погранотряда


База партизанских отрядов вполне сохранилась, для этого в послевоенные годы хорошо постарались и сами ветераны и энтузиасты. Сегодня здесь находится пять восстановленных полуземлянок, два обелиска, информационные таблички и стенды, построена и освещена часовня. В прошлом ветераны ежегодно собирались на слёты, теперь же эту традицию переняли школьники и студенты. 




































Захоронение погибших перенесены с острова на материк – выс. Ударная. Здесь, в стороне от тропинки, обустраивается кладбище, установлены новые пластиковые столбики, но табличек с именами нет. 










Участников партизанских отрядов, призванных из Ненецкого округа на сегодня не выявлено, при этом имеются непроверенные сведения об использовании в отряде оленей в качестве гужевого транспорта. А мы возвращаемся в Мурманск, завтра с утра нас ждёт непростой путь к местам основных боевых действий на мурманском направлении.

Всю ночь шел проливной дождь, который к утру превратился в сплошную завесу мелкой мороси. По асфальту тут и там бегут ручьи. Мы загружаем свой скарб в КУНГ армейского КАМАЗа. 

Из Мурманска отправляемся в северо-западном направлении, большая часть маршрута проходит по федеральной трассе «Кола» и тут не нужны серьёзные машины, но наша цель – это забытые Богом фронтовые дороги, места дислокации войск, боёв, отдалённые захоронения. Первая остановка на северном берегу озера Килпъявр, здесь находится захоронение бойцов умерших в 96 госпитале 14 армии, который размещался в годы войны здесь же. 

Захоронение умерших в 96 госпитале 14 армии

Вдоль дороги находится огромное количество памятников, могил и обелисков. В годы войны здесь на Мурманском направлении кипели события, в результате которых мог полностью измениться исход всей Великой Отечественной войны. Погода не балует и наш проводник – краевед, писатель и патриот Михаил Григорьевич Орешета ведёт группу по тем местам, где среди имён не трудно различить привычные для слуха Нарьян-Марцев фамилии. 

Менее чем через полчаса ещё одна остановка – место дислокации 182 погранотряда НКВД, здесь же располагается кладбище. 

Кладбище 182 погранотряда НКВД

Вместе с нами из Мурманска выехала одна пара – пожилой мужчина в сопровождении молодой девушки, как выяснилось позже, мужчина многие годы искал могилу своего отца и для этого он вместе с внучкой приехал на север. Его отец служил в 72 морской стрелковой бригаде. Основные боевые действия на мурманском направлении велись вдоль дороги соединяющей Мурманск с Печенгой, здесь же располагались войска, здесь же хоронили погибших солдат. Захоронение воинов, умерших в медсанроте 72-й морской стрелковой бригады 14-й армии также располагается у обочины автомобильной трассы. 

Кладбище 72-й морской стрелковой бригады 14-й армии

Не смотря на то, что дождик практически не заметен, все в группе давно промокли насквозь. Я опасаюсь за фотоаппаратуру, которую ни кто не бережет. У мемориала "Полярной дивизии" снимать стало практически невозможно без последствий для камеры. Стало очень холодно, дождь усилился. 

У мемориала воинам "Полярной дивизии"

К полудню наш вездесущий «автотанк» вышел на фронтовую дорогу свернув с асфальтового полотна, скорость заметно уменьшилась, стало потряхивать не только от холода, но и в результате езды по камням. Медленно переваливаясь с валуна на валун, расстояние 6,5 километров машина преодолела чуть меньше чем за час. Лагерь разбивали под дождём, над костром натянули тент, что позволило поварам приступить к приготовлению обеда. Для отдыха выбрали место на правом берегу реки Западная Лица в километре от берега, здесь находится небольшой обелиск в честь воинов-оленеводов, где нами запланировано установка двух мемориальных табличек с именами. 

Мемориал воинам-оленеводам

После обеда вся группа выдвинулась к обелиску, погода стихла, дождь прекратился, появилась возможность привести в порядок территорию и реализовать задуманные планы. К вечеру совсем распогодилось и подсохло, оказалось, что вокруг нашего лагеря повсеместно сохранились следы времён войны. Сразу за холмом вдоль берега озера располагаются останки землянок, по линии склона рядком выстроились одиночные окопы. Вдоль дороги к реке окопы более обустроены, соединены длинными путями сообщения и выложены камнем. Параллельно линии окопов, чуть поодаль в протяженной низине располагалась целая улица скрытых в склонах с двух сторон от дороги землянок, здесь же мы обнаружили, вероятно, баню с каменной печью. Ржавые металлические предметы, торчащие изо мха, оказались кружкой и котелком. В лагерь возвращались под глубоким впечатлением уже поздно ночью. 


Утренняя суета пролетела незаметно. Ничего хорошего дорога впереди не предвещала. Уже через километр первое препятствие – практически горная река Западная Лица, которую придётся форсировать. Дальше машины ездят очень редко, чаще по этим дорогам носятся танки и БТРы, настоящие, а не условные. У самой реки братская могила бойцов утонувших в 1942 году в ходе учений по форсированию реки, как некое предупреждение для «лихой головы». 


Наш водитель – дядька военный, с опытом и зазря людьми рисковать не станет, знает, что делает, но, всё равно боязно. Реку форсируем без происшествий, казалось, конечно, пару раз, что машину снесёт в низ по течению, но, ведь это КАМАЗ. Следующая остановка на госпитальном кладбище (12 ОМСБ) 10 гвардейской дивизии. 

Госпитальное кладбище 12 ОМСБ 10 Гв. дивизии

Ещё через семь километров высаживаемся на дивизионном кладбище рядом с высотой "Шпиль". Данное захоронение было потеряно до тех пор, пока его не обнаружили поисковики. По словам М.Г. Орешета на данном захоронении покоятся и бойцы, погибшие на высоте 341,1 и в районе озера "Дракон".





Времени на поездку отведено очень мало, а планов громадё, передвигаться по фронтовым дорогам непросто и наш отряд поворачивает в сторону Лицы, мы планируем уйти на север вдоль реки, пройти через кладбище 35 Гв.СП 10 Гв.СД., штаб Северного фронта и выйти на федеральную трассу на левом берегу реки Западная Лица.

Братская могила бойцов 35 Гв. СП 10 Гв. СД.





 


Проехав 113 километров, в том числе и по фронтовым дорогам наш КАМАЗ вновь поднялся на ровный асфальт, мы несёмся к реке Титовка. Как и на всех предыдущих захоронениях на захоронении 14 стрелковой дивизии, что расположено в полукилометре от реки Титовка, не доезжая пограничного поста, был проведён торжественный митинг в память о погибших воинах.

Захоронение воинов 14 стрелковой дивизии

В Старую Титовку (база дорожников) мы планируем ещё вернуться, завтра здесь открывают обелиск. Старая Титовка находится на перекрёстке дорог, после посещения Печенги, из Титовки мы планируем уйти на север к легендарному полуострову Рыбачий.

Братская могила воинов 2-го батальона
95 стрелкового полка 14 стрелковой дивизии
и неизвестных миномётчиков

Вид на трассу "Кола"

Только к половине одиннадцатого машина подъехала к месту захоронения солдат и офицеров погибших за освобождение Луостари. 

Братское кладбище воинов погибших за Луостари



Проводим митинг и встаём на ночёвку. После обустройства лагеря и позднего ужина небольшой группой, уже по сложившейся традиции, уходим на осмотр окрестных достопримечательностей. действительно посмотреть есть на что. 

Свято-Троицкий Трифоно-Печенгский монастырь

Выезжаем рано утром, сегодня возвращаемся в Титовку, но перед этим посещаем ряд объектов, так или иначе связанных с темой нашей экскурсии. 

Памятный знак "В честь освобождения древнерусской
Печенгской земли"

Мемориальный комплекс "Холм Славы"

Немецкое кладбище в Печенге

Кладбище советских воинов в Печенге

Мемориал немецким горным егерям

Открытие памятника посвященного 70-летию освобождения Заполярья в Титовке выглядело очень торжественно. На небольшой площади возле своеобразного музея "Титовский рубеж" собралось огромное количество народа, здесь были и поисковики и реконструкоторы одетые в форму военного времени, потомки солдат погибших на данном рубеже, в том числе и немецких. Торжественный митинг закончился солдатской трапезой у полевой кухни. Наша группа расположилась на ночлег на берегу речки, часть наших товарищей из города Мурманска уезжали домой, мы же, собирались духом для перехода через перевал к полуостровам Средний и Рыбачий.

Наконец то выпало время для небольшого отдыха, девчата, уставшие от запаха дыма и сырости оккупировали платный туалет где устроили небольшую помывку, а затем и маленькое кафе у дороги. Совсем недалеко, но и не близко, располагается местечко, которое совсем не хотелось пропустить - Титовский укрепрайон. На высоту "Угловая" направилась группа в количестве пяти человек. Именно Титовский УР, сопротивляясь превосходящим силам противника,  дал возможность перегруппировке войск на Западной Лице. ДОТы УРа называли "Малыми Брестскими крепостями" за схожесть судьб. Укрепрайон не был достроен и фашистам удалось прорвать советскую оборону, трудно представить как наши мужики стояли здесь под ударами артиллерии и миномётов.

Выс. Угловая, вид на автодорогу

Озёра перед ДОТами служили дополнительным "укреплением"

Тропа к озеру

Амбразура




Дорога соединяющая все ДОТы


Некоторые ДОТы теряются в ландшафте




На двух "Буханках" мы отправились на перевал. Ландшафт изменился до неузнаваемости, дорога пугала, но водитель Сергей заверил нас в том, что дорога стала гораздо лучше, после того как над ней поработали геологи в 90-е.

Как рассказать о том, что переживаешь посещая места где до сих пор лежат не использованные гранаты и патроны, где повсюду, будто шрамы и язвы, встречаешь следы той ужасной войны, где в голове,  как бы не старался, не укладываются мысли о том, какой ценой даётся Победа.

Дорога на перевал

Немецкая арт батарея

Водители курят перед решающим броском на вершину

п-в. Средний, могила коменданта 23 УР СОР СФ


Кладбище 23 УР СОР СФ,
п-в. Средний

Кладбище на п-ве. Рыбачий, Большое Озерко






Литературная землянка, п-в. Средний


По этой дороге щтрафники доставляли грузы на передовую




Наверное самое большое потрясение от увиденного каждый из участников получил на хребте Муста-Тунтури. Здесь нужно быть, чтобы хоть на чуточку приблизится к осознанию подвига русского народа, и в особенности северян, в той войне. Нужно, чтобы прошли века, и всё равно следы войны на этих скалах вряд ли залечит земля. Здесь, где вместо почвы местами лежит толстый, толстый слой стрелянных гильз, где каменные исполины посечены и усыпаны осколками мин. Где тяжёлые переносные советские ДЗОТы, как птичьи гнёзда, закрепились на самом краешке скалы и держали оборону до последнего патрона, до последнего солдата. Здесь нужно просто побывать. Подняться в лоб на Большую Муста-Тунтури, как поднимались наши деды, просто подняться и выматериться проходя немецкую пулемётную точку на узкой тропинке между скал, посылая проклятья тому фашисту с пулемётом в курах. А впрочем, это уже лишнее, он получил своё, когда рано утром наши мужики смогли и дошли прижимаясь к скалам. Конечно он умер не от той гранаты, что до сих пор лежит среди камней не разорвавшаяся, их здесь таких сотни убирают ежегодно военные. Но до чего приятно осознавать, собирая осколки советской мины внутри залитого бетоном укрепления, понимая, что, может быть именно она заткнула этот "скворечник" в самый сложный момент наступления.



































Мы уезжали с Кольского другими людьми. Хорошо это или плохо, не знаю. Мы мало, что успели за это время. Это была только разведка и, быть может, не совсем удачная. Понятно только одно - здесь война лежит под ногами и здесь её можно потрогать и ощутить. Предстоит много работы, необходимо понять что могут сделать жители НАО для увековечивания памяти своих земляков, а работы, на самом деле, на всех хватит на несколько лет. Многие кладбища и братские могилы поддерживаются только силами энтузиастов, нужна реконструкция обелисков и памятников, необходима замена табличек с именами солдат. Огромное количество погибших остаётся лежать не погребёнными, потеряны целые воинские захоронения. Пора Ненецкому округу с полной отдачей включиться в эту работу, а мы готовы её продолжать пока можем сами, а занеможем, так детей своих научим.











Комментариев нет:

Отправить комментарий

Поделись

Популярные сообщения