Очень часто в сети Интернет можно найти прекрасные отчеты
о путешествиях на территории НАО, сегодня я познакомлю Вас дорогой читатель с одним из таких отчетов,
безусловно, в сокращении (оригинал можно найти здесь),
автором его является руководитель группы Сергей
Шитов.
Итак, мы опять отправляемся на реку Сула, но сегодня мы зайдём гораздо дальше, то есть совсем далеко.
Итак, мы опять отправляемся на реку Сула, но сегодня мы зайдём гораздо дальше, то есть совсем далеко.
Прохождение рек против течения является для многих
туристов серьезной, часто психологической, проблемой. Мы сами не являлись
исключением. Решиться на подобное путешествие нас заставило желание посетить
заповедный уголок Русского севера – древнее лавовое плато Северный Тиман.
Сразу следует отметить, что наиболее интересная часть
маршрута по реке Сула расположена выше по течению от села Коткино. Добраться до
Коткино можно самолетом (АН-2) из Нарьян-Мара или из Архангельска, а также
снизу по реке Сула от урочища Гусенцы (это 50 км ниже Коткино) на моторке
(около 2-х часов) или своим ходом на веслах (2-3 дня). При заброске через
Гусенцы необходимо сначала попасть в поселок Харьяга, который расположен на
протоке Харьягский Шар и от которого есть хорошая дорога, срезающая нижнее
течение Сулы. Традиционный путь в Харьягу лежит через село Ёрмица, которое
стоит на левом берегу Печоры. От Ёрмицы в Харьягу легче всего попасть на
моторке по протоке Харьягский Шар (около 10 км).
Мы ехали поездом на Воркуту до станции Ираёль, куда
прибыли около 3:40 час утра. Около здания станции обнаружили
"рейсовый" микроавтобус.
Фото 1. Посадка
в микроавтобус
До Щелья-Юра, который находится на левом берегу реки
Печора, ехать, судя по карте, около 150 км по вполне приличному шоссе. Это
заняло, примерно, 2,5 часа. Мы прибыли туда около 7:00 утра. В Щелья-Юре, побродив
по берегу и оценив обстановку, что называется "с нуля", а также
дождавшись начала рабочего дня, обнаружили баржу под погрузкой. Не спеша
осмотрели фронт работ, познакомились с рабочими и стали выяснять, кто же
сегодня "может пойти вниз". Как-то плавно, почти лениво договорились
плыть на барже со стройматериалами, направляющуюся из Щелья-Юра, где ее прямо
при нас загружали с КАМАЗов, в Нарьян-Мар.
Фото 2. Баржа
со стройматериалами
Вышли в путь в 14:00. Буксир "Разумный",
направляемый капитаном Сергеем Дуркиным, толкал нашу баржу со скоростью около
12-16 км в час без всяких остановок. На барже можно было поставить палатки, но
мы переночевали в спальниках, укрывшись групповым тентом. Если вы решитесь на
аналогичный вариант, не забудьте одеться потеплее. На барже приходится вести
малоподвижный образ жизни, и без движения (даже при сравнительно хорошей
погоде) можно легко простудиться в самом начале похода.
Фото 3. Баржа
со стройматериалами
Путь до Ёрмицы занял ровно сутки, стоил нам по 500
рублей с носа и прошел абсолютно спокойно.
Пристань "Ёрмица" находится в километре ниже
по течению от одноименного поселка. "Пристань" – это крутой
песчано-глинистый берег с ржавым дебаркадером на обсушке и с щелястым
деревянным сарайчиком – "залом ожидания" на прибрежной поляне.
Фото 4. Пристань
Ёрмица
Путь от пристани к поселку, если идти вдоль берега,
лежит мимо летного поля зарастающего травой грунтового аэродрома.
Фото 5. Аэропорт
Ёрмица
Выслали двух гонцов за сухопутным транспортом,
рассчитывая доехать до поселка Харьяга на машине. Трое с вещами остались на
поляне у "пристани" (кормить комаров). В поселке стали выспрашивать
первых встречных о том, где бы найти машину, чтобы доехать в Харьягу, а затем и
в урочище Гусенцы на берегу Сулы. Постепенно стало понятно, что дорогу попросту
не успели отремонтировать после весеннего паводка. В конце-концов нашли
человека, который посоветовал обратиться к энергетикам, которые работают в
Харьяге посменно и регулярно ездят туда на своих моторках. Указали дом на
северо-восточной окраине деревни. К счастью, человек оказался дома, и быстро
удалось договориться.
В моторку влезли все рюкзаки и двое пассажиров – Игорь
с Ириной.
Фото 6. Моторка
до Харьяги
Остальные бодро зашагали в Харьягу по дороге, или
вернее, по суше. Расстояние до цели оценили в 10 км, а потребное время в 2,5
часа, что, в целом, подтвердилось.
Фото 7. По
столбовой дороге в Харьягу
На пути в Харьягу на нас напали комары в таком
количестве, которое может присниться только в кошмарном сне. Порой они
покрывали некоторые части тела и одежду сплошным шевелящимся ковром... Одним
ударом можно было убить несколько десятков. Признаюсь, это явилось для нас
первым и вполне нешуточным испытанием...
Фото 8. Твари
Примерно в километре не доходя Харьяги, уже в прямой
видимости поселка, мы обнаружили на берегу Харьягского Шара короткий участок
свежеотремонтированной дороги и бульдозеры в некотором отдалении. Дорога вывела
к паромной переправе. Паром находился у противоположного берега. Покричав, мы
вызвали Игоря, который на весельной лодке переправил нас через Харьягский Шар в
поселок. Лагерь поставили на обширной поляне у края поселка вблизи паромной
переправы.
Фото 9. Стоянка
в Харьяге
Игорь уже провел предварительную разведку, выявил
потенциальный транспорт до Гусенцов, и мы отправились на переговоры к местному
бизнесмену.
Молодой крепкий мужчина, в прошлом молодежный
заводила, спортсмен – Рогачёв Владимир Сергеевич. Его адрес: Республика Коми,
Усть-Цылемский район, поселок Харьяга, дом. тел.: 8(82141)93-5-47 и мобильный
8-912-862-34-14. Имеет прямой смысл списаться с ним заранее (за пару месяцев
или даже раньше) и договориться о доставке прямо в Коткино, включая: встречу на
Печоре у Ёрмицы и переправу в Харьягу, машину до Гусенцов и моторку вверх по
Суле.
Наутро загрузились в "батон" и, примерно
через час пути, были в Гусенцах.
Фото 10. Транспорт
до Гусенцов
Дорога от Харьяги до Гусенцов – хорошая грунтовка,
длина ее около 20 км.
Фото 11. Урочище
Гусенцы
Она идет по цепочке небольших возвышенностей, поросших
сосновым лесом (по бору-беломошнику). Урочище Гусенцы сегодня – это несколько
срубов в конце огромной поляны, окаймленной с севера болотистым редколесьем.
Подъем по Суле от урочища Гусенцы до деревни Коткино (50
км, 2,5 ходовых дня) технических сложностей не представил. Вышли из Гусенцов на
веслах около 16 часов. Старались идти в часовом ритме: 45 минут гребли плюс 15
минут отдыха с небольшим перекусом.
Около 6 вечера километрах в 10 выше Гусенцов мы
встретили катер, который спешил вниз по реке. Возникла мысль тормознуть его, но
мы разошлись на довольно большом расстоянии: катер шел по фарватеру у левого
берега, а мы срезали плавный поворот реки под правым берегом. Нас разделяло
более 200 метров мелковатого русла с заметным течением – "не
добежать". Вечером около 20 час тот же катер прошел обратно вверх по течению.
Пошел дождь, мы перетаскивали вещи в лагерь, катамаран был на берегу. Суета с
перегрузкой показалась неуместной – проводили катер взглядом.
Оценивая прошлую ситуацию, напрашивается ряд
предположений. Может быть это и была "заказанная" для нас (по телефону)
попутка? А может этот катер забрал в Коткино товар, привезенный в Гусенцы тем
самым колесным трактором с тележкой. Надо было... надо было поговорить с теми
мужиками! Следующие два дня мы потратили на подъем на веслах вверх по Суле до
Коткино. Катер этот довольно забавный, похожий на мотоцикл с коляской, с
огромной будкой и железной трубой мы видели еще раз – уже на приколе в
коткинском "порту".
Стоянку первого дня выбирать было трудно, так как на
участке реки примерно в 10-20 км выше Гусенцов берега либо заросли ивняком,
спускающимся в самую воду, либо представляют собой довольно крутой глинистый
скат. Удалось найти стоянку на очень характерной лесистой гряде левого
(орографически правого) берега. Удобная полка находится примерно в 15-20 метрах
над уровнем реки, от берега идти около 100 м. На полке – настоящий лес с
большими елями (фото).
На второй день мы встали на огромном пляже левого
берега примерно в 1,5 км ниже устья Большой Пулы. Здесь есть уютные полянки в
полукружье ивового лесочка. Здесь нет проблем с дровами.
На подходе к Коткино встали на стоянку в виду деревни
у лесосклада на правом орографическом берегу. Отсюда до села около одного
километра по грунтовой дороге, по которой периодически проезжали самые разные
машины – от колесных тракторов и грузовиков до легковушек. Жаркий конец
трудового дня закончили купанием. Палатки поставили между рекой и штабелями
бревен.
В ближайшем лесочке насобирали грибов. Здесь первый
раз был потерян накомарник, что стало на время небольшой трагедией (его удалось
найти в лесу чуть позднее).
Прибыв в Коткино и поговорив с местными жителями,
удалось понять, что по сегодняшней высокой воде можно проехать на моторке вверх
по Суле километров на 40-50.
По низкой воде можно подняться, как правило, только до
устья реки Сойма (левый приток). Это всего около 2,5 км. Удалось найти
человека, который "любит возить туристов": когда-то подвозил
белорусов, незабываемо "гудели"... После обеда Гера Безумов запряг
свою моторку в наш катамаран и потащил вверх по течению со скоростью около 15
км в час.
К сожалению, изношенный мотор на такой низкой скорости
перегревался. Из трубки охлаждения вместо воды периодически шел пар... Проехав
около 15 км (примерно один час), мотор заклинило, и нам пришлось дальше
полагаться исключительно на свои силы. Гере мы, конечно же, заплатили за извоз,
пожелали удачи в реанимации движка и, вздохнув тайком, представили как он будет
дрейфовать до дома...
Распрощавшись с Герой Безумовым и пожелав ему удачного
дрейфа, мы продолжили подъем на веслах. У одной из береговых отмелей спугнули
щуку, которая стояла на глубине, ну, от силы, сантиметров 30. Стоянку нашли на
правом повороте, в точности там, где планировали дома, ткнув пальцем в
спутниковую "гугл-карту". Здесь на крутом, более 120 градусов,
повороте правый берег – широкая каменистая отмель у самой воды и луговая полка,
поросшая редким кустарником – в глубине берега. То, что это медвежий рай,
подтвердилось следами косолапого. Погода не предвещала дождя, и мы поставили
палатки прямо на галечнике, что гарантировало минимум комаров.
На отмели насобирали много красивых камушков, которые
впоследствии повыбросили: в верховьях нашли более интересные и крупные
экземпляры. Первый же заброс спиннинга выявил, что на отмели живет щука. К
первой блесне она попросту не успела, бугром приподняв мелкую воду. Успела ко
второму забросу.
Затем была и вторая, но чуть поменьше. Вся рыбалка
"не сходя с места" заняла от силы пятнадцать минут.
Второй день. Мы поняли, что такое настоящая рыбалка!
На песчаных перекатах стали клевать все подряд: язь, хариус, щука. Стали
выпускать рыбу, отбирая только ту, которая "на сегодня". В конце дня
столкнулись со значительным перекатом – гладкое и быстрое течение создавало
почти предельное напряжение на бечевнике. Встали на заливной полке левого
берега. Наварили ухи, нажарили рыбы.
Третий день. Первым выполз из палатки Володя, чтобы
приготовить завтрак. Птичка-мухоловка, похожая на пестренького воробушка, ловко
подпрыгивая, склевывала комаров с нижней стороны листьев калужницы в двух шагах
от палатки. Видимо, птичка совсем обалдела от обилия вкусных комариков на
Володиных штанах. Она пристроилась к нему на сапог и, кося желтым глазом вверх,
проявила необычную доверчивость.
В километре ниже устья М. Пулы расположен целый каскад
быстрых перекатов длиной метров 300. Здесь практически нет альтернативы
бечевнику, а порой нужна проводка по колено в воде с риском провалиться и
поглубже. Процесс включает траверс с берега на берег, чтобы избежать нависающих
кустов. В устье М. Пулы случилась бешеная щучья рыбалка – всех выпустили.
Встали на стоянку на широченной пойменной поляне левого берега. Здесь нашли
старую вездеходную колею. К ужину добавили каждому по язю, запеченному в
фольге.
Четвертый день. Утром для разминки Володя взял щуку,
кило на три – опять же не отходя от лагеря. Померились ростом и выпустили.
Погода испортилась и целый день с перерывами шел моросящий дождик. На реке
появились мелкие разливы, требующие проводки.
На стоянку встали на каменистой полочке левого берега;
соорудили сушильный каркас. Запекли традиционных язей в фольге.
Пятый день. С утра ясная солнечная погода. Прошли
протяженный участок быстротока с узким руслом.
Затем последовал длинный участок относительно
спокойной воды с высоким правым берегом (ор. слева). Берега стали заметно выше,
появились овраги и участки оползней. Главные препятствия на Суле начинаются с
участка при подходе к устью реки Щучья.
Аналогичная комбинация – острова с быстрыми протоками
– имеет место в окрестностях Сульского водопада. По-видимому, это характерно
для участков, где река прорывает скальные преграды. Устье Щучьей со всех сторон
окружено красивейшими каньонообразными берегами, а ее стрелка с Сулой
представляет собой широченную известняковую плиту.
В лесу на стрелке хорошая поляна на 3-4 палатки. Место,
судя по всему, популярное и за дровами приходилось ходить довольно далеко.
Радиальный выход к водопаду (дневка). Погода сделала
нам подарок. Как следует выспавшись, мы двинулись на осмотр водопада на реке
Щучья, до которого примерно 3 км (береговой тропой). Тропа идет вдоль
красивейшего каньона с подмытыми, нависающими над водой берегами. Спуститься к
воде без применения веревок здесь попросту нереально; вокруг стеной стоит
дремучая тайга.
Глядя на это, трудно поверить, что этот оазис
находится в самом что ни на есть Заполярье и окружен со всех сторон вечной
мерзлотой и тундрой! В районе водопада Щучья пропилила щель в осадочных породах.
Верхний бьеф водопада – открытая, промытая водой
плита, на которой можно долго медитировать (фото).
Вернулись в лагерь к моменту, когда мимо нас проходил
Александров; состоялось наше очное знакомство с автором отчета. Николай шел на
байдарке "Щука" вдвоем с женой Татьяной.
Во время ужина, когда мы тихо сидели в лагере, Сулу
переплыл дикий северный олень, выбрался ниже устья Щучьей и, сделав несколько
зигзагов по прибрежной поляне, мощными прыжками скрылся в лесу.
Самый трудоемкий участок подъема по Суле – это каньон
протяженностью несколько километров выше устья реки Малая Янгыта. Мы проходили
его на шестой ходовой день (выше Коткино).
Каньон красив! Как правило, только один (вогнутый)
берег представляет собой скальную стену. Вогнутый берег – пологий (по крайней
мере, у воды), поэтому от поворота к повороту ситуация с бечевником меняется.
Неглубокое русло с быстрым течением замусорено обломками скального материала, а
изрезанная береговая линия не слишком удобна для бечевника.
Приходилось идти прямо по воде, по подводным
булыжникам, порой, чуть ли не в центре русла. Иногда путь преграждали
неприятные локальные ямы, которые приходилось обходить берегом или бродить всю
реку целиком. В каньоне есть места, где можно взобраться наверх и полюбоваться
красивой панорамой. Здесь находится один из порогов Сулы, который мы провели.
Вода размывает слоистые осадочные породы, образуя "балконы" и
"пандусы". Здесь можно найти интересные отложения, в которых
встречаются самые разнообразные окаменелости.
На верхнем участке каньона нас поразили подмытые
нависающие стены, похожие на гроты. Выше каньона река снова спокойно течет в
крутых лесистых берегах.
В конце дня погода начала портиться. Сначала прошел
небольшой дождь, который порадовал нас яркой радугой. К полуночи разом
понаехали красиво освещенные облака, снова заморосил дождь, и начался штормовой
ветер.
К этому времени мы уже встали на правом берегу,
практически напротив озера Сосновое. Тент поставили в группе мощных елей,
защитив "жилую зону" от ветра и дождя.
Надувные коврики и палатки было решено держать
подальше от хвойных иголок: их разместили на прибрежной луговине. По реке пошли
волны угрожающего размера (с барашками!). Ничего подобного мне ранее видеть не
приходилось.
Утром стало ясно, что против комбинации "течение
плюс ветер" нам не совладать. Решено было устроить дневку. Это вынужденное
обстоятельство позволило нам всласть выспаться и не спеша соорудить мачту для
катамарана. К полудню моросящий дождь прекратился, а ветер нет. Володя пошел куда-то
погулять и вернулся в несколько возбужденном состоянии: "Пойдемте наверх,
от реки-то всего метров 200. Там такая красота!"
Так у нас случился второй радиальный выход, который
можно назвать "прогулка в ягельную лесотундру за белыми грибами". Нас
сопровождали солнце и ветер (фото). Вдоль горизонта с трех сторон
просматриваются крутые берега Сулы, за ними зазубренной стеной стоит тайга.
К "Падуну" пришли поздно, после 10 вечера.
Основную часть пути прошли на веслах. Перед водопадом – длинный участок
гладкого быстротока в протоках вокруг большого острова. Шли левой (ор.)
протокой бечевой с рулевым (около 1 км).
Встали на стоянку "в березках" на скалистом
острове. Остров высокий, около 4-х метров над водой, прижатый к правому берегу.
Он как бы замыкает широкий плес ниже водопада. Правая протока не течет,
переходили ее по обсохшим камням. Место чем-то напоминает карельские скалы, но
сложено базальтовой породой. Здесь народ традиционно выколачивает (выколачивал)
агаты из базальтовой "кладки". С острова открываются красивые
панорамные виды на реку, в том числе на водопад.
Уходить с этого места не хотелось. Володя с утра
сбегал к водопаду и запечатлел его.
Потратили почти полдня на поиск камней. Увлекательное,
надо признать, занятие... Вещи выгрузили поближе к водопаду у места обноса и
немного покатались. Сильные впечатления оставляет траверс потока под водопадом
на расстоянии 15-20 метров от пенных бурунов.
Отчетливое выносное течение делает такое катание
практически безопасным.
Сульский водопад "Падун" легко обносится по
низким скалам правого берега; линия движения здесь очевидна.
Загрузили судно на верхнем бьефе водопада – дальше
проводка по правому берегу невозможна из-за отвесных скал. До места, где можно
причалить к берегу, около 100 метров против гладкого и не слишком быстрого
потока. Маневр на этом участке является не столь сложным, сколь ответственным.
Здесь нужно дружно отработать по траектории с поворотом направо, нельзя
растеряться, побросать весла и начать рассуждать о проблемах координации
гребли... Это касается, в первую очередь, прохождения на катамаране. Иначе
судно может затянуть в водопад. Можно, в принципе, обносить водопад еще выше –
через упомянутый бом правого берега. Это позволяет снизить риск практически до
нуля, но сам процесс обещает быть трудоемким, что позволяет усомниться в его
целесообразности. Мы прошли этот участок на веслах от верхнего бьефа.
Порог "Агатовый" расположен практически
сразу выше Сульского водопада. Проводка порога и участка в несколько сот метров
выше него оказалась довольно трудоемкой – всего около двух километров: в пороге
– ступенчатый характер скального русла. Мы часто использовали проводку с
рулевым. Выше "Агатового" – протяженный быстроток с широченными
береговыми зарослями калужницы.
Далее до устья реки Верхняя Каменка Сула течет
довольно шустро, но ровно: здесь мы шли на веслах. На стоянку встали в
километре ниже устья Нижней Каменки на широком правом берегу; здесь есть
плавник для костра и можжевельник для копчения.
Утром, через час хода мы были в устье Верхней Каменки.
Следует планировать 100-процентную проводку Каменки, начиная от самого устья. И
все же в нижнем течении есть несколько длинных плесов, перемежающихся с
зарослями калужницы. Несколько участков здесь можно пройти на веслах. За первый
день подъема по Каменке мы прошли около 15 км, из них 5 км – на веслах. На
стоянку встали на классической луговой полке, на острове.
Начиная с этого места, стало понятно: гребля на
Каменке станет скорее исключением, чем правилом, что подтвердилось уже в самом
начале каньона. В верховьях Каменки порой сложно понять, куда девалась вся
вода, и определить главное русло: основная (вполне глубокая) струя часто идет
между жирных стеблей – прямо по зарослям калужницы. Продвижение судна волоком –
это типичная тактика в каньоне Верхней Каменки: в траве остается настоящая
колея. Второй день проводки Каменки мы закончили в паре километров выше устья
речки Песчаной (левый приток). К обеду следующего (третьего) дня на Каменке мы
вышли к началу волока.
Волок делали в одну ходку с рюкзаками весом около 40
кг у (троих) мужчин и 25-27 кг у (двоих) женщин. В последний момент решили
взять с собой деревянную раму для катамарана, которая существенно подсохла за
две недели путешествия от Гусенцов. Это увеличило вес рюкзака у мужчин на 3-4
кг, то есть до 43-44 кг...
За время обеда мы с Володей искупались в ручье: здесь
нашлись естественные ванны. Погода баловала как никогда! Замер температуры
"окружающей среды" показал, что температура воздуха в тени составила
+28-30 С, а температура воды +20-21 С. Сильный теплый Ю-З ветер оставил от
комаров и мошки одно воспоминание.
Волок мы закончили на берегу Масляного ручья перед его
правым "финишным" поворотом, примерно в 1 км от слияния с Волонгой.
После несложного брода через Масляный есть удобное место для стоянки на полке
правого берега. Очевидным плюсом такого выбора явилось сокращение волока.
Пойменная полочка у самой воды оказалась удобной для стапеля, а полноводный
ручей позволил провести загруженное судно до слияния с Волонгой.
По нашей воде Масляный ручей вполне годился для
проводки и был не менее полноводен, чем Верхняя Каменка в ее верховьях. На
километровом участке до устья Масляного обнаружились плесы, вполне пригодные
для движения на веслах. В месте слияния Волонги с Масляным две реки не слишком
сильно отличаются друг от друга по количеству воды.
После слияния с Масляным Волонга широко растекается,
обманчиво прикрыв многочисленные мели. Через шесть километров слева впадает
ручей Ящик-Шор, отсюда река становится заметно шире и полноводнее. Отсюда
начали полноценный сплав впятером на одном укороченном катамаране. Через два
километра встали на стоянку, с дровами здесь плохо (тундра!), однако удалось
набрать вполне достаточно сухого можжевельника, чтобы приготовить ужин на
пятерых. Как чудесно пахнет костер из можжевельника! Пойманную рыбу Игорь
пожарил на газовой горелке.
Верхний каньон Волонги прошли на катамаране полным
экипажем практически без проводок. Красивый порожек на входе, прошли экипажем
из двух кормовых гребцов. Это оказался единственный порог сливного типа на всей
Волонге! "Сплошные сады камней, напоминающие больше булыжную мостовую, чем
русло реки по нашей воде особой сложности для проводки катамарана не
представили. Далее река была вполне пригодна для сплава на катамаране, с редкой
проводкой незначительных препятствий (мелких перекатов).
Сразу ниже устья Кумушки на правом берегу – отличное
место для стоянки. Уютная поляна расположена на краю старой вездеходной дороги.
Противоположный берег Волонги обрывается в реку красивыми скалами из
ярко-желтого песчаника. В этом месте на Волонге находится так называемая
Лососевая яма. Уловист также и длинный перекат ниже ямы. Поляна уже была занята,
и мы встали метрах в 200-х ниже по течению.
Долина Кумушки представляет собой интересный
экскурсионный объект. Мы сделали пеший выход в ее среднее течение. В верховья
идет вездеходная дорога. Брод через Кумушку в районе ее устья несложен.
"Каменный город", находится в долине небольшого ручья. Привлекают
внимание необычные формы конгломератных столбов. Из-за цейтнота мы были
вынуждены ограничиться полудневкой. Посещение "Каменного города"
заняло (на круг) 4 часа.
В паре километров ниже устья Кумушки на левом берегу –
вертолетная площадка: традиционная кабина от трактора с развевающимся на шесте
чулком. На следующем правом повороте – еще одна уловистая лососевая яма. Полдня
сплава закончили в паре километров ниже устья реки Травянка, миновав участок
реки с крутым и обрывистым правым берегом. Лагерь поставили на широком правом
пойменном берегу (фото). Ниже устья Травянки рыбалка стала малорезультативной.
Последний сплавной день был рекордным как по
длительности, так и по пройденному расстоянию. Рыбалка в этих местах нам успеха
не принесла.Ни в районе рыболовной базы "Манса", ни ниже по Волонге
мы не рыбачили вовсе. На пустующей базе нас встретил Валентин, напоил чаем с
вареньем из морошки, предложил принять душ и отдохнуть. Посетовал, что
транспорта у него сейчас нет. Вездеход сломался, и местные браконьеры
распоясались. "Последний год здесь, уеду домой в Белоруссию," -
сообщил Валентин на прощание.
Последние 20 километров Волонга течет по живописным
местам. Скальные выходы самого нижнего каньона Волонги начинаются в паре
километров выше рыболовной базы и протянулись до зоны прилива (до приливной
ямы). В каньоне встречаются участки с высокими гладкими стенами, крутыми
поворотами и бурными перекатами, в которых снует идущая на нерест рыба. Все это
не нашло отражения в отчете Александрова. К сожалению, мы проходили этот
участок в сгущающихся сумерках. Если бы знать заранее, мы могли бы сэкономить
время, потраченное на малоэффективную рыбалку последнего дня, и более тщательно
исследовать местность в самых низовьях Волонги.
И сколько-же таких фанатов-маньяков-путешественников (в хорошем смысле этого троесловия)?
ОтветитьУдалитьЛёлик, это только начало. Ежегодно, только меня просят помочь по несколько групп. В этом году, знаю, будет сразу несколько экспедиций на Вайгач, на Волонгу, на Белую, в Пустозерск, просто в тундру приедут фотографы. А сколько мы не знаем. У нас вопросы туризма находятся не там и занимаются ими не те...
УдалитьХочу на Сулу. Веду усиленную агитацию своих ребят. Один кат, 4, другой двойка. Есть мысля взять АЭРОРАНЕЦ. а ВОТ КАКАЯ СКОРОСТЬ ТЕЧЕНИЯ СУЛЫ???
ОтветитьУдалитьТечение в реке может существенно меняться в зависимости от времени года и количества воды. Что позволяет делать аэроранец, летать? Если летать, то у меня есть к вам предложение спуститься по Суле и полетать в её среднем течении http://dorogavnao.blogspot.ru/2013/06/blog-post_7.html, http://dorogavnao.blogspot.ru/2013/10/blog-post.html.
УдалитьНу летать никто не собираеться, а вот использовать его как аэродвижитель, думаю можно. Да и вес у него детский а греблю против течения должен облегчить значительно. Подниматься - то прийдёться от Коткино, а на моторе винт на мели можно потерять. А вот как с картами? Вы описываете всё красиво и подробно, но на местности .... А вообще - то спасибо Вам за описание. Читаю и вроде бы уже там...
УдалитьПро винт могу не согласиться, сам поднимался http://dorogavnao.blogspot.ru/2013/05/blog-post_28.html. Река Сула вполне приятная река и для мотора, песок в основном, в отдельных местах камни, там где отвесные стены начинаются, и то они в основном плитами по дну лежат, например с рекой Шапкина не сравнить. С картами тоже проблем нет, сегодня всё есть в сети. Именно этот отчет, кстати, не мой, тоже из сети, я собираю на блоге разные интересные рассказы о путешествиях. Но на Суле бывал неоднократно, вариантов прохождения по реке много.
УдалитьПро винт.... Вот и я туды же! Один мотор у нас есть, а ежели аэроранец, (проще крепление и управление, я так думаю!), то Што плохого? Нет, я не утверждаю свою правоту, просто хочу найти лучший вариант. Кстати, Андре, а мы не встречались с Вами? Уж больно "борода", знакомая. Река Собь, Харматалоу, Пятиречье.... Косью, Сыня, Кожим....? С уважением.
УдалитьНет, я как однажды с рюкзаком в Нарьян-Мар пришел, так тут и брожу, а борода такая у Михаила Евдокимова была, да у Губернатор Арх области, оба уже не живые. Я плохо себе аэроранец представляю, поэтому сказать ничего не могу.
УдалитьКстати, о множество вариантов прохождения по Суле. Какой, на Ваш взгляд, самый лучший?
ОтветитьУдалитьВсё зависит от целей, что хотите. Если порыбачить только то достаточно до падуна дойти. Если Тиман посмотреть желаете, то на Волонгу или Белую нужно перебираться. Можно по Всесоюзному маршруту ломануться - на Пёшу самолётом, далее вверх по реке до Волоковой, переход на оз. Сульское и сплав по Суле с выходом в Коми или в Нарьян-Мар.
УдалитьНет, самолёт отпадает. Лучший вариант, это станция Ираэль и т. д. Но потенциальный помощник, Владимир Рогачёв, пока не отвечает. Может он на промысле, (охота), но и в "Одноклассниках" не выходит. На домашний, пока не звонил. Я тут пишу "аноним". Но зовут меня Пётр, 67лет. г.Шуя Ивановской губ. Пётр Карауш. caraush2012@yandex.ru Мне нравится, по описанию, что это редко посещаемый край. Вот и упёрся сюда! А когда увидел друзу с синими камнями.... сказал себе! Жене на серьги надо принести.
ОтветитьУдалитьОчень приятно, Пётр. друза это не Сула. На Суле можно поискать агаты, но они в основном у падуна и все в стенах. Достать такой агат не реально, на берегах всё почищено. Я так и не понял, вы куда по Суле после Коткино собираетесь. На какую реку будете переходить. Вот ещё из опыта походов по Суле http://dorogavnao.blogspot.ru/2013/07/2012.html#more
УдалитьЯ так думаю, от Коткино вверх по Суле, и назад до Коткино, оттуда вверх до железки. Перейти на другую реку с выходом в Архангельск,..... не знаю, как по времени, (хочется!), но бежать по маршруту, нет желания. У нас был уже такой капитан, летели по маршруту, как на соревнованиях, неуспел в горы сходить, уже на выходе. Конечно, выход на Волонгу ... не плохой вариант, а дальше как?
Удалить