понедельник, 9 сентября 2013 г.

Велопробег Нарьян-Мар – Пустозерск

Городецкое озеро расположенное в  двадцати километрах от Нарьян-Мара является прекрасной зоной для рекреационного туризма и ежегодно привлекает к себе множество туристов. Многие приезжают сюда на моторных лодках, кто-то приходит пешком, в последние годы немало людей посещает эти места приезжая на квадроциклах, и лишь немногие ездят сюда на велосипедах. А зря, до Городецкого озера есть неплохая дорога, а велосипед легко можно провозить на рейсовом теплоходе не создавая проблем для пассажиров. При помощи велосипеда можно завезти и резиновую лодку и палатку, внедорожный велосипед станет хорошим подспорьем при путешествии вокруг озера. В 2010 году музей Пустозерск закупил большое количество внедорожных велосипедов, с того времени велопробеги в Пустозерск стали традиционным мероприятием учреждения. О том, как велопробег проходил в этом году с "Дорога в НАО" поделилась сотрудник ГБУК «Историко-культурны и ландшафтный музей-заповедник «Пустозерск» Елена Анатольевна Елисеева.

Автор: Елена Елисеева
Фото автора

28-29 августа 2013 года состоялся велопробег по маршруту Нарьян-Мар – Пустозерск, посвященный Дню Пустозерска (утвержден Постановлением Собрания депутатов Ненецкого автономного округа от 12 апреля 2012 года №72-сд «в целях увековечения Пустозерска – первого русского города за Полярным кругом, сыгравшего большую историческую роль в развитии северных территорий России»). Дата проведения в 2013 году - 15 сентября.

Участники похода – слушатели Школы юного краеведа-экскурсовода (музей-заповедник «Пустозерск») и Школы краеведа (Ненецкий краеведческий музей), всего 16 детей и 4 руководителя – сотрудники музеев.

На протяжении всего учебного года участники наших школ мечтали побывать в Пустозерске. Мы им рассказывали об истории Пустозерска, показывали фотографии и презентации, но как говориться, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать…

И вот в конце августа, когда основная масса детей вернулась с летнего отдыха, мы решили осуществить их давнюю мечту – съездить в Пустозерск. Это мероприятие мы запланировали на конец августа, чтобы у детей было еще одно яркое воспоминание об уходящих каникулах, и в это время на территории бывшего поселения Пустозерск работала археологическая экспедиция Института культурного и природного наследия г. Москва. Очень хотелось, чтобы дети узнали кто такие археологи, об особенностях их работы, посмотрели находки, да и нам было приятнее ехать на «обжитое» место.

И вот мы, сотрудники двух музеев, получив разрешение от родителей на участие своих чад в двухдневном походе, взяв на себя ответственность за жизнь и здоровье 16 подростков в возрасте от 13 до 16 лет, собрались в поход. Накануне были подготовлены транспортные средства (велосипеды), необходимое снаряжение, определен маршрут, закуплены продукты.

28 августа в 9.00 часов объявлен сбор группы. Детям выданы внедорожные велосипеды, проведен инструктаж, проверено снаряжение и экипировка. В 10 часов на причале в районе Морского порта нас ждал теплоход «Пустозерск».

Погрузив вещи и велосипеды, мы двинулись в с. Тельвиска, оттуда отправили снаряжение на машине «Буханка», а сами налегке направились на северо-запад от Тельвиски по проселочной дороге.

Расстояние до следующего пункта было 20 км. Первые 5-6 километров пути, несмотря на относительно хорошую дорогу (грунтовка) дались нелегко, туристы «притирались» к велосипедам, определяли скоростной режим, периодически поднимали и крепили падающие вещи, плохо зафиксированные на багажниках. Потом все пошло веселее.

Часть пути, так называемый район Машаново, проходила по песчаной дороге, где ехать на велосипедах было невозможно, эту часть пути шли пешком. Зато порадовала последняя треть пути – дорога проходила по живописному Устьянскому бору, усыпанному спелой брусникой, голубикой и обилием грибов.

Через 3 часа группа добралась до мыса Виселичный, где нас ждала первая достопримечательность - ненецкий монумент «Хебидя Тэн» (памяти предков посвящается). Участников поразила красота этого места: песчаные барханы и выдувы сочетались с березовыми лесами, корявые причудливые березы экзотично возвышались на фоне песка и водного пространства, радовала глаз необъятная гладь Городецкого озера. Экскурсанты охотно фотографировались и задавали множество вопросов (считаю это хорошим показателем интереса). После рассказа об истории возникновения данного памятника и о событиях, связанных с ним, мы двинулись дальше, к месту, где нас ждали лодки для переправы в Пустозерск.

К этому времени все устали и проголодались, но нас согревала мысль о том, что в Пустозерске нас уже ждет «полевой» супчик из тушенки, приготовленный умелыми руками Натальи Ивановны – сотрудника НКМ, которая ехала на машине со снаряжением и первая добралась до Пустозерска.

Переправа на двух моторных лодках заняла около 1,5 часов. И вот мы в Пустозерске, время 16 часов. На обед мы разместились в полевой столовой археологов. Все были довольны, что нужно для счастья в полевых условиях: чтобы было что поесть и сухая одежда.

После обеда и кратковременного отдыха нас ждала экскурсия по Пустозерску. Для детей была проведена подробная экскурсия – мы долго рассказывали об истории Пустозерска, с помощью «портфеля экскурсовода» и приемов зрительной реконструкции экскурсанты определяли местоположения домов и строений ХХ века. Участников очень заинтересовала история спасения английского судна «Стернен» местным жителей И.А Кожевиным.

Мы посетили предполагаемое место сожжения протопопа Аввакума, на котором затаив дыхание, дети слушали о трагической судьбе пустозерских узников, побывали в часовне им. протопопа Аввакума.

Но самое интересное было впереди - археологические раскопы. Барышев И.Б., начальник экспедиции, рассказал о проведении исследований, о находках, ответил на многочисленные вопросы слушателей, а в лагере была оформлена «полевая выставка» найденных артефактов.

После ужина мы отправились на ночевку. Ночевать нам предстояло в помещении трапезной старообрядческой общины (с разрешения Ляпунова А.И. - настоятеля общины г. Нарьян-Мара) (около километра от лагеря археологов). Расположились на полу в спальниках на мягкой подстилке, было довольно тепло. И тут началось: атмосфера трапезной, ночь, зажжённые свечи на подоконнике, настраивала на загадочные истории и страшилки. Наслушавшись разных историй вымышленных и реальных, мы все уснули около 3-х часов ночи и не слышали, как проливной дождь стучал по крыше трапезной…

В 7 часов утра – подъем. Все, не выспавшиеся, слегка опухшие, выползли из трапезной. Сложили снаряжение, прибрались и направились в лагерь археологов. После завтрака нам предстояло принять участие в археологических раскопках. Когда мы пришли на раскоп, работа там шла полным ходом. Археологи аккуратно снимали слой за слоем, глубина раскопа была около 1 м. Юные краеведы охотно приняли участие в работепод наблюдением археологов, Находок было немного - нашли несколько кусочков слюды и небольшое изделие из железа. Но главное – процесс!

Зарядившись положительными эмоциями от всего увиденного и услышанного, мы отправились в обратный путь. Дорога домой, те же самые 20 км показалась намного легче и быстрее. В 17-30 часов мы были уже в Нарьян-Маре. За два дня, проведённых в походе, ребята сдружились, совместно преодолевая трудности, узнали много нового и интересного, получили опыт пребывания в полевых условиях. А самое главное у подростков возникло желание в дальнейшем изучать краеведение и принимать участие в подобных мероприятиях, проводимых музеем, а у некоторых появилось желание связать свое будущее с археологий…

1. А кто автор? Путешествие замечательное, куча эмоций, возможность прикоснуться к истории, археологии. Молодцы!

2. Лёлик, спасибо большое. Забыл написать, но теперь, вроде всё в порядке

1. Я читаю и понимаю, что писал не ты. А потому и требую:) автора!
      Лена, привет от бывшего хранителя фондов!

2. Я, как-то, совсем забегался и если бы не ты, то так и не заметил пропажи автора.

3. Андрей, здорово! Молодец! Горжусь виртуальным знакомством с тобой. Один вопрос: разясни ты мне, темной, не протопоп ли сжег всех деревянных идолов на Вайгаче? Я ведь продолжаю мой "проект" - книжку про север и ненцев, а в нете данные странные. Спасибо.

1. Оля, ты имеешь в виду настоятеля древнего Антониево-Сийского монастыря Вениамина (Смирнова) который в 1825 г. отправился с миссией в европейские тундры . Он и жег идолов на Вайгаче, а протопоп Аввакум, к счастью для себя и современных паломников до на Вайгаче никогда не был.

2. Ага, поняла. Спасибо, Андрей -)) Просто на русском одна инфо, а на испанском такого выдумывают, волосы дыбом -)) А испанцы склонны верить испанцам -))

3. Вот он как... Тогда пиши скорей свою книгу на испанском. Если что - пиши.

4. Замечательная экскурсия/поход/путешествие! В возрасте 13-16 лет провести пару дней вдали от дома с ровесниками и умными взрослыми - какое счастье!!!

1. Елена, в любом возрасте пару дней в дали от дома с хорошими людьми - просто счастье какое-то...

2. Андрей, позволь я тоже подпишусь под твоей фразой и добавлять ничего не надо!

5. 15 сентября - день Пустозерска. Как-то бы надо этот пост везде пропиарить..

6. Елена Елисеева11 сентября 2013 г. в 20:51

Этот велопробег мы и проводили в рамках Дня Пустозерска, только сделали накануне и приурочили ко времени пребывания археологов в Пустозерске, что бы у ребят больше впечатлений было. Кстати им (всем) очень понравилось, хотя и устали, на следующий год снова собираются. Если нужна статья в Чумотеку - могу скинуть.
    Завтра, т.е 12 сентября в 17-00 в Краеведческом музее мы, т.е. Пустозерский музей, проводим презентацию книги Н.Окладникова "Экспедиция в прошлое" (тоже в рамках Дня Пустозерска), приехал автор, приглашаем всех.

7. Красивая серия фотографий и историй. Усталый и голодный и раскопки перемежаются с красивой природой :-)
    Привет, Helma

*************

A beautiful series of pictures and stories. Tired and hungry and the excavations interspersed with beautiful nature :-)
    Greetings, Helma

1. Спасибо Helma, ребятам всегда интересно побывать в Пустозерске, их манят тайны и приключения, а в Пустозерске этого хоть отбавляй.