вторник, 28 мая 2013 г.

Сульские водопады, весна пришла

Вот и наступила весна. Сошел лёд, и что-то зашевелилось в душе – какой-то странный зов гонит в гараж, на чердак, в антресоли, туда, где всю зиму, аккуратно сложенные в чехлы лежат надувные лодки, катамараны или байдарки. Кто-то уже вернулся с охоты, с рыбалки или куда они ездят, там на реке. А мы как всегда не ищем лёгких путей и проторенных дорог. Нам подавай что-то очень вкусное, что пробовали не многие.

О сульском падуне я уже писал на страничках этого блога, и, судя по реакции читателей, тема эта интересует многих. Меня не однократно спрашивают о том, где находится порог и как добраться до места. Сегодня я приглашаю Вас дорогой читатель в небольшое путешествие по реке Сулла на надувной моторной лодке. И так в путь.
Не отказав себе в утреннем сне, мы вышли из дома только в десять часов утра, ещё полчаса прокопошкались на берегу – укладывали топливо, снаряжение и прочий скарб.
Лёд на Печоре только сошел, а в Коткино – последняя жилая деревня по Суле, глава сельской Администрации Поздеев Олег Михайлович уже бил тревогу по поводу того, что вода на Суле стремительно падает и подняться по реке до водопада скоро станет не возможно.
Надувная лодка по большой реке идёт медленно, мешают волны, да и мотор слабоват для такой махины – длинна 4,2 метра, мотор – Ямаха 20 лошадей. Через два часа проходим Оксино (40 км.), ещё через десять километров кончается первый бак топлива. Дальше Пылемец, Лабожское (70 км.). После вилки Печоры можно повернуть к Великовисочному и по протокам выйти в Сулу, но погода позволяет, и наше утлое судёнышко движется дальше к Чурвинским островам. Здесь Сульский Шар очень близко подходит к Печоре и весной существует вполне судоходный промыв (90 км.), по нему мы и выходим на маршрут по Суле.
После того как лодка ушла с Печоры и вошла в сравнительно узкий Сульский Шар, как-то вдруг, стало жарко. Река Сула весьма уютная река – берега поросшие ивой, небольшая ширина, отсутствие волнения и защищенность от сильных ветров делает её по-домашнему приятной для туристов, особенно если не нужно напрягаться, когда за тебя всё делает мотор.
Ещё через полчаса после обеда (в 15:36) закончился второй бак топлива. Таким образом, на сто километров пути израсходовано 50 литров топлива, что несколько отличается от предварительных расчетов. Маршрут экспедиции является радиальным и продуман так, что мы оставляем две пустые и две полные канистры бензина на обратный путь по маршруту следования. К конечной точке путешествия лодка должна дойти налегке, свободная от канистр и топлива. В голову закрадываются сомнения о том – хватит ли топлива, ведь мы идём против течения, а на Суле оно стало ещё сильней.

Фото 1 и 2. Река Сула – весеннее половодье

В 16:10 прошли деревню Щелино. Идем по Суле с хорошей скоростью – 32 километра в час. В шесть вечера, через 155 км. пути опять заканчивается бензин, становиться ясно, что точка не возврата, лежит ниже сульского падуна. По правому берегу появляется первый еловый лес, в воздухе пахнет грозой, и мы останавливаемся на ночлег в небольшой избушке на правом берегу реки. Гроза гремит и поливает дождём до утра, с этого момента грохот будет сопровождать нас каждую ночь.

Фото 3. Первая ночевка на Суле

Пасмурное утро весьма приветливо встречает нас на берегу. Два часа на завтрак, сборы и прочие дела, и в путь. Ещё через два часа прошли Коткино – это 218 километров от начала нашего пути. Странно, на снегоходе до деревни 224 километра, а казалось – должно быть меньше. От Коткино до падуна на Суле 127 километров по извилистой реке, а по прямой – всего 72, но прямо и ворона не летает, куда уж нам "немощный".
О том, что на Щучью реку иногда поднимаются моторные лодки известно давно, а вот про моторы у падуна я никогда не слышал. После Щуки начинается высокий каньон, река здесь бурная, дно усеяно каменными глыбами. Немного не по себе становиться, двигаемся вверх малым ходом с приподнятым мотором. Решили израсходовать неприкосновенный запас топлива и подняться до порога, а там – будь, что будет, вернуться домой теперь топлива всё равно не хватит.

Фото 4. Так в Сулу вливается Щучья река

Фото 5. Река Щучья, вид на левый берег у её устья

Фото 6. Местами лежит лёд

На фотографирование не тратимся, идём напряженно – один высматривает камни по признакам на воде, второй не сводит глаз с показания эхолота, да ещё приходиться отворачивать от вертикальной стены куда так и стремиться прижать нашу "малышку". Про то, что на верху, по стене всё ещё висят сосули с двухэтажный дом и периодически что-то падает сверху говорить не приходиться. К счастью всё не так страшно, как могло быть при более низкой воде. К вечеру, если быть точным к 19:45 я заглушил двигатель в нескольких десятках метров от падуна (N66°53.716'; E49°32.211), за кормой 345 километров, вечереет и уже можно лечь спать.
Весь следующий день мы на водопаде – фотографируем, ползаем то по одному, то по другому берегу. Моросит и день совсем не для фотографии, но делать здесь нам больше нечего. Место несколько тёмное и ограниченное, да ещё грохот водопада постоянно стоит в ушах.

Фото 7 - 13. Падун на Суле

Самое лучшее время для отдыха на падуне – это середина лета, когда воды мало, береговая линия обсохла, и открылись каменистые пляжи. В этот период рыба, а водится здесь в основном щука, окунь и язь, настолько голодная, что рыбалка на спиннинг может стать развлечением, за которым стоит подняться на Сулу. Некоторые любители приключенческого туризма так и делают, доезжают до Коткино и дальше поднимаются, где на вёслах, а где и бичевой. Самые заядлые туристы уходят выше по Суле, и отправляются на Волонгу. Некоторые спускаются с верху, поднявшись для этого по Пеше и Волоковой речкам. Мы же поворачиваем обратно и на участках с особо интенсивным движением идём на вёслах. Мотор заводим только если совсем устанем, или когда идём против ветра на широких местах.

Фото 14. Всё, бензин кончился

Весь четвёртый день мы потратили на сплав по Суле до реки Щучьей. Толстые, неуклюжие, отвыкшие работать вёслами – конечно, мы устали и даже ныли друг другу в жилетку, но страдания были вознаграждены хорошей погодой при прохождении известнякового каньона.
Розовые и белые скалы переливались на солнце, где-то в небе кричали птицы, и мы, совершенно одни среди этих исполинов. И не надо думать за мотор – он уже и так не работает, можно только любоваться и впитывать в себя энергию земли, заряжаясь эмоциями до следующего похода

Фото 15 - 35. Известняковый каньон

Пижоны. Каждый наш лагерь похож на санаторий. Кофе по утрам, кашка овсяная с малиновым вареньем, стол с табуретками, готовим на газу. Мы так давно не жжем костров, не рубим лес и чистим зубы, что иногда становиться страшно, а не старость ли это подкралась незаметно, выследила же, зараза.

Фото 36. Завтрак на берегу Щуки

Ну почему нам не сидится на месте. Хотели отдохнуть, а нет, упёрлись вниз по течению до острова, где когда-то стояли лагерем с большой группой детей. А обратно? Всегда у нас так... Но самое страшное случилось, когда этот юнга, по моей просьбе заложить якорь против течения, вышвырнул его за борт как попало, и якорь разорвало при ударе натянувшейся верёвки. Только благодаря якорю мы имели возможность на бурных струях спокойно заводить мотор и, подняв его на борт, начинали движение. При помощи якоря мы приставали к скалистому берегу, заложив его выше по течению, управляя лодкой как воздушным змеем. И вот его с нами больше нет. А он был такой молодой, практически новый.

Фото 37. Мы не забудем тебя товарищ!

Фото 38. Якорный остров

Фото 39. Последний раз на якоре у якорного острова

Щука река встретила нас опять-таки грохотом воды по перекату. Расположившись на её правом берегу лагерем, мы две ночи подряд слушали мелодию стремительных струй и "барабаны" волн разбивающихся о берег. Сам водопад расположен чуть более километра выше по течению (N67°00.432'; E49°51.385', до Щуки от Нарьян-Мара 308 км). От традиционного места стоянки туристов к нему ведёт тропинка. Ближе к водопаду она несколько теряется и есть вероятность пройти мимо, но тут поможет слух, водопад хорошо слышно и этот звук не перепутать с рекой, грохот водопада, то стихает, то опять нарастает, а берег стремительно понижается и становиться ближе к воде.

Фото 40. Устье реки Щучья

Фото 41. Щучья впадает в Сулу

Фото 42. Интересный камень, его ещё называют "Титаник" – своеобразный знак Щучей

Фото 43. С тропинки открываются прекрасные виды на реку

Фото 44 - 46. Щучий водопад (вид снизу по течению)

Фото 47 - 50. Щучий водопад (вид сверху по течению)

Двигаемся дальше, и на помощь приходит русская смекалка. Из ствола сухой ёлки с курицей у комля делаем мачту. Курица нужна для того, чтобы поставить мачту на дно лодки и завалить её вещами. На верхней части мачты крепим верёвки и делаем оттяжки. Парус делаем из армейской плащ-палатки. Всё получается очень неплохо. От места, где располагался лагерь, отходим играючи с криками и воплями. У нас всё получилось, дальше идём под парусом.

Фото 51 - 53. Надувная лодка становиться парусной

Как всегда бывает, а особенно у нас в путешествиях, как в анекдоте: "...или свисток не работает, или акула глухая", но совсем скоро ветер кончился, а потом стан дуть навстречу. Так, что, хорошо, что мы взяли вёсла. А вёсла мы взяли по опыту сплава по реке Шапкина катамаранные пластиковые и гребли, сидя на баллонах, но об этом смотри пост "Под мотором по реке Шапкина". На Суле, так же как и на Шапкина, да и на Цильме, очень много лосей и соответственно охотничьих избушек. Люди приезжают сюда из разных мест – городские залетают на импортной технике, коткинские мужики занимаются промыслом, оленеводы из-за камня приходят, но встречаются и совсем "залётные" охотники с дорогими карабинами и техникой дорогой и надёжной. Бывает, так наездят, что думаешь – не ралли ли тут проходило. Такие приходят с юга из республики Коми. Местные очень злятся по этому поводу и с одной и с другой стороны камня.

Фото 54. Охотничья избушка, на Суле каких много

Фото 55. Ну не красава ли

Есть и сенокосные большие избы, в такой избе мы и ночевали, хоть и не любим это дело – в палатке оно куда сподручнее.

Фото 56. Сенокосная изба

Фото 57. Сула в районе Коткино

Ты не думай дорогой читатель, на вёслах мы шли ещё не долго, ниже Коткино у нас ведь был схрон с горючим, дальше мы уже оторвались и наверстали своё упущенное пока не встали на наш последний в этом походе ночлег, Но это будет отдельный абзац.

Фото 58. Детский городок в Коткино

Фото 59 - 60. Следы деревни Сула (нежилая)

Фото 61-75. Остатки деревни Гусенцы, республика Коми

Фото 76 и 77. Вода поднялась, и подтопило луговины

Вода поднялась, и подтопила луговины, а сними и избы, долго искать место для ночёвки не стали и как только нашли небольшой кусок сухой земли встали на ночлег. Первая ночь в тишине, нет ни малейшего стука не то, чтобы грохота, птички поют, на воде гладь, в палатке благодать, поели и спать. Лодку, правда, подтянули на берег, на всякий случай.

Фото 78. Лагерь, последняя ночь, тишина

На мягкой траве, на сытый желудок спалось ой как хорошо, но только во сне мне снилось, что огромная колесница падает с неба и на наш лагерь. От такого ужаса я проснулся и пулей машинально выскочил из палатки, но сон не проходил. То, что проходило на улице, не было сном, но и реальностью это быть не могло. В нескольких метрах от меня начинался порт. Порт с машинами и подъёмными кранами. Страшный треск каких-то сучьев или брёвен, скрежет металла, какие-то непонятные звуки, я понял, что не могу проснуться и быстро отправился спать. Навстречу мне спешил мой товарищ, глупый вопрос я задал ему и сразу ответил: "Тебе это тоже сниться, это просто сон". Но в это мгновение мы поняли, что не спим. Мы стояли в порту, и смотрели на него, ничего не понимая пока в наступившей тишине не прозвучало: "Мужики, у вас всё нормально". Огромная баржа СТ-58 с двумя плашкоутами загруженными машинами, кранами, контейнерами и прочим грузом не вписалась в поворот и влетела в наш лагерь, своротив часть берега и поломав могучие ивы. Под щекой оказалась и наша лодка, но, слава Богу, она резиновая и её смяло, но мотор не задело. Когда баржа двинулась, лодку мы вынули, она была невредима. А если бы мы встали на шесть или восемь метров ближе к берегу? Итак, на Суле не одной ночи нам не пришлось пережить без какого либо грохота, выспаться не удалось, да и ладно.

Фото 79. Лагерь, последняя ночь, тишина

Баржа долго выезжала, то и дело, перегораживая реку от берега до берега, а мы, позавтракав, отправились дальше – домой. Так закончилась эта увлекательная прогулка к Сульским водопадам, а как я рассказал о ней судить вам.

1. Андрей, как созреешь, презентуем твой блог в ЧУМотеке,чтобы читателей к тебе привести и рассказать про новый НАО-ресурс. Давай созвонимся, обсудим,как это лучше сделать.

1. Отлично ЧУМработница, я только за то, что бы людичитали и узнавали насколько интересные места и нас в округе.

2. Спасибо за интереснейший рассказ и изумительные фотографии.

1. Мне очень приятно когда есть люди которым нравяться мои рассказы. Спасибо Вам Елена, заходите ещё.

3. Андрей, потрясающе! В тебе прямо по Чехову: все прекрасно и патриотизм, и фотография, и слово, и чувство юмора!-)))

1. Спасибо Светлана. Приятно. С чувством юмора только и выживаем среди серости и дураков.

4. Фотографии потрясающие! Объемные облака, живая вода, а подтопленные луговины кажутся пейзажами фантастического рассказа.
    Андрей, такие фотографии нужно на конкурсы отправлять!
    Какая же у Вас камера?

1. Спасибо большое Biblio Bee. Мне в последнее время свои фотографии не очень нравяться и дело тут далеко не в камере. Иногда так задумаешься для чего таскаешь аппаратуру, жена, например, или товарыш мой достанут мыльницу и снимут ничуть не хуже. А я уже много лет, помимо снаряжения таскаю за собой 20 кг. фотоаппаратов. Учиться надо. Вот выду на пензию и поступлю в фотошколу, тогда и задам всем жару...

2. Я тоже все думаю о том, что нужно бы поучиться искусству фотоохоты. Частенько смотрю работы других фотографов, читаю посты о том, как правильно и как нужно. А в ноуте "пылятся" с пара десятков электронных книг. Но пенсии ждать не буду :-)
      Лучше отпуск :-)

3. Фотоохота - дело очень интересное. При этом полученый результат радует гораздо дольше, его не съешь. У меня есть несколько удачных снимков и позже я их опубликую, не успеваю пока. А в прошлый год меня подсадили на бабочек, это очень здорово, особенно у нас на Севере. Они не частые гости, но когда выследишь далеко не улетают, но повозиться приходится.

5. Андрей, ты молодец! Не каждому дано увидеть в обычном- НЕЧТО, в обыденном- чудо, а тебе это всегда удаётся. Спасибо!

6. Андрей, какие красивые места. А качеству исполнения фотографий можно просто позавидовать... Если сравнивать Сульские водопады с многочисленными водопадами нашего Краснодарского края, то прежде всего бросается в глаза то, что они не очень высокие, но очень мощные. У нас как раз наоборот: вода еле капает, зато высота самого водопада просто впечатляет.
    Хорошая зависть для меня - двигатель прогресса: появилась идея съездить к Агурским, Пшадским, Тешебским водопадам, и рассказать свою историю...
    Буду с нетерпением ждать новых интересных репортажей.

1. Наши места уникальны своей труднодоступностью, а водопады действительно сильные, но это весной, а летом они такие скромняшки. В фильме Сула - река тундры Щучий водопад такой, каким я его и не видел, очень тихий, а сульский падун, наоборот боле шикарно смотриться. На Вашем блоге Галина есть гаджет "Последние коментарии", подскажите как ставить. Я ещё совсем маленький блогер, только учюсь, а гаджет интересный. Я часто не могу найти последние комментарии.

2. Я тоже блогер только пол года. Уже поняла, что многое можно найти в интернете, просто набрав нужный запрос в адресной строке. Многие адреса уже и забылись (ведь гаджет устанавливаем один раз, а потом к нему не возвращаемся...). Попробуйте зайти по ссылке http://blogodel.com/2012/11/vidzhet-kommentarii-blogger-blogspot.html. Там, вместо красной строчки, вам надо будет ввести адрес своего блога, скопировать HTML-код, зайти в дизайн блога, где и вставляем этот гаджет.
      Если заинтересует, то могу подсказать с помощью какого сервиса и как делаются интересные слайд-шоу (вроде того, что приложено к этой статье http://solodenkovagalina.blogspot.ru/2013/05/blog-post.html). У вас так много интересных фотографий, что их представление в таком виде может понравиться читателям.

3. Спасибо Галина, сейчас посмотрю.

4. Рада, что у вас в блоге появился гаджет "Последние комментарии". С ним как-то привычней. Скажите, помогла вышеуказанная ссылочка или где-то нашли сами?

5. Галина спасибо Вам. С Вашей лёгкой руки у меня и комментарии и ракета летает по полю. А заодно и внешний вид переделал.

6. Ничего себе чайники!:-) Я давно хотела гаджет "комментарии" вернуть, блоггеровский перестал работать, но все руки не доходили найти. так что спасибо вам, чайники , за науку!:-)

7. Да, мы такие, мы стремительная молодёжь, акселераты, так сказать...

8. Да я слышу за спиной дыхание.. И на пятки уже наступаете:-) Ракеты у них.. Реактивные, ишь они..:-))

9. Не переживай ЧУМработница, я уже весь запыхался, мозг не успевает всё усваивать.

10. Кстати, достопочтенные мэтры, то что вы называете гаджетом, то есть специальной программой, на самом деле виджит, а гаджит - это прибор или приспособление. Вот. Не обижайтесь, это я из вредности, что у меня блога нет.-)))

11. Света, а гугл считает иначе. Если ты зайдёшь в редактор блога, то увидишь опцию: Добавить гаджет.
      ты,кончено,можешь подать гуглу протест!
      Передачу твою внимательно слушала:-)

12. Не, ну что за гуглы! Уже даже американизмы умудрились исковеркать!-))) В английском языке гаджет - это нечто осязаемое, то что можно потрогать, а виджит - электронный продукт, функция или программа. Вот учу я учу!-)))) Пожалуй, придется и после летних каникул продолжить передачу. А то прямо, оказывается, она такая востребованная и популярная.-)))

13. Света, да ради бога, приди ко мне, я тебе дам потрогать эти гаджеты:-))

14. Я даже не знаю, что сказать Вам дамы. Постою, помолчу.

7. Ах, какая славная нынче молодёжь пошла: шустрая и сметливая! Глядишь, и нас, стариков, быстро за пояс заткнут. что, в общем-то, прекрасно. Ириша, предлагаю перейти к рисованию наших портретов с надписью: «Победителю-ученику от побеждённого учителя» (помнишь, Жуковский Пушкину подарил после выхода в свет поэмы «Руслан и Людмила»?)

Спасибо Галине, осваиваю http://photopeach.com

1. Лена, я поскромничала цитировать. Не тяну на Жуковского, а Андрей больше на Льва Толстого с бородищей своей и постами-эпопеями:-))

2. С мрим интернетом более подходит анекдоты травить чем эпопеи писать...

3. Нам сервис PhotoPeach подсказали на курсах по созданию блога, которые были организованы перед летним городским конкурсом блогеров Краснодара. Можно фотографии размещать с помощью альбомов Picasa, но оказывается память этих альбомов не бездонна и может наступить такой момент, когда придется избавляться от старых слайд-шоу, что очень жалко. А вот память PhotoPeach не ограничена, причем можно музыку добавить. Вот только самих фотографий не более 20-ти.

4. Галина, ничего не понял. А память у блога ограничена? Наступит такое время, когда мне постучит сообщение и скажет, всё, место кончилось? Или деньги попросят...

5. Ой, оплошала. Я отвечала Елене, которая сказала, что начала изучать сервис PhotoPeach для интересного размещения фотографий. Я давала немного выше в комментариях ссылку на свой блог, где можно посмотреть как это выглядит http://solodenkovagalina.blogspot.ru/2013/05/blog-post.html.
      Память блога не ограничена. Ограничена память веб-альбомов Picasa, с помощью которых можно размещать слайд-шоу. У вас пока таких слайд-шоу нет, так что и не стоит переживать. А если надумаете создать, то пишите мне в блог, я с удовольствием помогу разобраться, чем Picasa отличеется от PhotoPeach.
      С разными гаджетами-виджетами тоже надо быть осторожнее. Я как-то польстилась на красивую ерунду вроде тикающих часиков и календаря с плавающими облаками. Красота чуть не стоила участия в конкурсе, так как в блоге появились фишинговые ссылки (спам). Пришлось "красоту" удалить.

6. Галина, спасибо Вам. С слайд-шоу буду разбираться позже. А Вы не скажете мне под каждым сообщением есть пять квадратных ссылок на другие сообшения. У меня они все одинаковые. Их как-то програмируют? Как они выбирают, что там показать?

Для девчонок, которые хихикают, читая это сообщение могу сказать: "Ну и хихикайте":-)))

7. мы серьёзны как никогда!
      Жми на слова LinkWithin в левом нижнем углу картинок.
      На странице заполни:
      Email: твой адрес электронный
      Blog Link: адрес блога
      Platform выбери Blogger
      Width:сколько хочешь картинок (число)

My blog has light text on a dark background-текст у тебя не белый, так что не ставь тут галочку
      Жми на красную кнопку, получай код HTML
      Дизайн - добавить гаджет HTML-вставить туда код-разместить под телом сообщения на главной странице.
      ФСЁ:-)

8. Нет, я понимаю, что все были на работе и разными глазами смотрели в разные мониторы. Но. Гаджет или виджет у меня уже установлен давно. Вопрос в том, что на картинках у меня одни и те же ссылки, под всеми сообщениями. Они как-то меняются. У тебя ЧУМработница эти картинки разные. И мне кажеться, ты сама решаешь, что на них изображено. У когото они так и называются "Похожие сообщения".

9. Блин, а я так старалась!:-)))))))
      Андрей, вот напишешь с моё - тогда и картинки будут меняться. У тебя же все посты практически с одинаковыми тегами, вот поэтому так и получается. Само рассосётся, не зацикливайся.

10. Спасибо большущее, я и в правду очень озаботился этой проблемой.