воскресенье, 4 августа 2013 г.

Экспедиция Волонга 2013 - Кумушка. Начало путешествия


Вертолёт Ми-8 Нарьян-Марского объединённого авиаотряда поднялся в небо и взял курс на верховье реки Ома утром 21 июля 2013 года. На борту сразу три экспедиционных отряда. Впервые, на моей памяти, одним бортом забрасываются несколько групп. Ненецкий краеведческий музей – главный инициатор проведения экспедиций, сумел одним выстрелом "убить, сразу нескольких зайцев". На вертолёте летят археологи на реку Ома, палеонтологи из Сыктывкара на Волонгу, и наш отряд (из двух человек) отдела природы музея.

Заброска
Первая посадка в верховье Омы – на месте бывшего поселения Тарасово (ур. Тарасово), это 92 километра выше посёлка Ома. Здесь начинает свой путь первый - археологический отряд в составе четырёх человек.

Следующая и конечная остановка в полётном задании – река Волонга. Вертокрылая машина садится на каменистый пляж чуть выше места, где в Волонгу впадает река Кумушка.


На часах полдень и самое время немного перекусить. Ещё в вертолёте Павел – заядлый рыбак и охотник, уже бывавший на Волонге, пообещал, что первым делом на обед у нас будет уха, и как только закончили с разгрузкой он схватив спиннинг умчался к ближайшей яме, что находится в месте впадения в Волонгу реки Кумушка.

Первый улов в уху

Не смотря на все старания Павла, группа обедала привезённым с собой (оставшемся с вечера) пловом, но и уха не заставила себя ждать.

Первый базовый лагерь на Валонге

Через некоторое время "большая стрекоза" сложила створки, и с грохотом поднявшись в небо, унеслась прочь, оставив на берегу неширокой каменистой реки огромную кучу коробок, мешков, свертков и прочего экспедиционного скарба. Больше тысячи килограмм продуктов, снаряжения и оборудования лежали посреди неуютного каменного острова, какое-то время нам предстоит обживать его вместе. Отсюда намечены пешие выходы вверх по рекам Волонга и Кумушка, отсюда, через несколько дней первыми вниз по течению уйдёт наша группа, а вслед за ней на большом катамаране отправятся в свой двухмесячный поход ребята палеонтологи.

Надеждин водопад
Не откладывая в "долгий ящик" намеченные дела, уже в день прилёта на Волонгу, небольшим отрядом, точнее мужским составом, отправляемся вверх по Кумушке, до того места, где в Кумушку, образуя живописный водопад, впадает ручей Надеждин. 

От нашего лагеря до водопада чуть больше километра, но река Кумушка известна своими скальными обнажениями, поэтому приходится идти по её руслу, зачастую прямо по воде, постоянно спотыкаясь и поскальзываясь на камнях.

Солнце опустилось совсем низко и скалы окрасились в оранжевый цвет, а русло реки погрузилось в печальную холодную тень. Грохот воды на перекатах, сказочные пейзажи и первозданность окружающей природы наполняли голову разными мыслями. Ребята с геологическими молотками медленно проходили каменистые перекаты, пляжи и старицы, в поисках интересных артефактов.


Через пару сотен метров я уже пожалел, что взял в первый выход всё своё фото и видео оборудование. Внизу стало темно для съёмки, а переходя по скользким перекатам в голове моей, всё чаще мелькали ценники на аппаратуру, которая, несомненно, придёт в негодность после падения в воду, а самое главное – это то, что и я останусь не у дел.

Павел, как ребёнок, оказавшийся снова в своём любимом парке аттракционов, носился как сайгак от переката к перекату, то и дело, вытаскивая приличные экземпляры хариусов, кумжи, форели и прочих рыб. Зачастую я не успевал снимать, как он это делает. Ребята злились – они ведь не взяли с собой спиннинги, а я взял, но мне было совсем не до рыбалки, мы дружно, сначала молча, а потом и вслух, возненавидели нашего товарища, ко всему он постоянно просил сфотографировать себя с новым, более удачным, уловом.

Через два часа из-за поворота показался водопад, к тому времени, лично мне, было уже не до него. Появились мириады мошкары, ноги, от бесконечного хождения по камням и воде, стали похожи на протезы, я всё больше думал о том, что может пора перейти на "мыльницу" и не таскать за собой всю эту фототяжесть. Мне хотелось всё бросить, достать спиннинг, блёсны, и оторваться по полной на яме ниже Надеждина ручья. Дойдя до водопада и отсняв, буквально, несколько секунд видео на камеру, я развернулся на 180 градусов и, сломя голову, направился вниз по реке, преодолевая завалы валунов и переползая через каменные глыбы.

Вот она – яма, где Павел вытаскивал рыбу одну за другой, до тех пор, пока его не вытолкали с клеевого места. Но, по видимому, сегодня не мой день – новенькая катушка Ambition Surf Master AMB 20/L, которую я купил за бешеные деньги в магазине Акватория (Нарьян-Мар) устроила мне "истерику". Мало того, что при забросе, практически всегда, образовывалась "борода", она ещё и перестала срабатывать и наматывать леску. Картина маслом – я на берегу, Бог знает где, прилетел на вертолёте, у меня на блесне кумжа на три килограмма, а катушка не мотает леску. Так весело, смеясь и плача, я достал из воды и отпустил обратно три или четыре хороших рыбины, катушку уже хотел выкинуть в воду, но сдержался, как хорошо, что в лагере лежит старый, проверенный годами, дружище спиннинг. Стал как Илюша Муромский из мультика, пословицами всё мерить: "Старый друг лучше новых двух". Или ещё: "Старый конь борозды не портит".

Весь путь до Надеждина водопада и обратно составил всего четыре с половиной километра, но вернулись из этой прогулки мы совершенно уставшими и замученными только в 2 часа ночи потратив при этом на поход шесть часов. В лагере поджидали девчата, на костре томился котелок с макаронами, на столе стоял чайник свежезаваренного крепкого чая. Поужинав, все расползлись по своим палаткам до утра.


12 комментариев:

  1. Снова я-)) Мне в самолете один инженер похоронных служб (гробовщик) доказывал с пеной у рта, что в России нет рыбы, мяса и прочего. И что все русские -алконавты. Я хотела его без парашюта в океан выбросить, за то, что "водка -грязная вода и русские - грязные ..." Я указала ему пальцем на океан и сказала, что вот тут ничего нет. Попадись мне этот инженер и покажи я ему твои видео! Ничего не знают про Россию и кичатся не пойми чем. Поздравляю, Андрей -ты укрепил мою веру в то, что все там у вас есть, а самое главное -люди-)) Спасибо !!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, я очень рад это видеть, только одно "Но", только Россияне так могут писать как ты, значит У НАС ТАМ ВСЁ ЕСТЬ. Рано списываешь себя со счетов.
      Спасибо тебе :-))

      Удалить
    2. Андрей, я себя не списываю-)) просто получается, что я пока "тут" и я за Русь Великую как.. ну как все... ну просто люблю я страну,где родилась и не позволю ее хаять-)) Удачи и удачного лета-))

      Удалить
    3. Лето в этом году удалось, ничего не скажешь. Будем надеяться, что грибы, как морошка не выгорят

      Удалить
  2. Ёлки-зелёные, красота-то какая! Оля, ты права: всё у нас есть и ЛЮДИ и рыбы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лелик, ну наконец, ты появилась на моей Дороге...
      Я тут в ступор попал, не могу понять нужна моя писанина или нет, ни одного комментария. А так легко обозначиться в сети, правда!?
      Ты почему ещё тут, давай уже на следующий пост, продолжать пора, или ещё рано?

      Удалить
  3. Андрей, не впадай в ступор!!! В блогосообществе все жалуются на тишь да гладь - август, народ на каникулах. Я буду толкать тебя в моем издательстве -хотя до октября тоже все в ступоре-)) Не пропадай - мне твоя "писанина" как глоток живой воды, особенно в нашей жаре, африканской-)) Про адрес я поняла -)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Андрей Николаев10 августа 2013 г. в 16:54

      Оля, спасибо за поддержку. Уже собрался. Вчера начал писать продолжение, вот меня торкает, растянул на столько постов и сегодня ещё будет не конец. К ночи, думаю, опубликую, почитай, там про нашу царь-рыбу (есть видео). Это я в продолжение темы про гробовщиков...

      Удалить
  4. Я тута... Просто впервые в жизни позволила себе расслабиться и ушла в загул аж на три недели:-)
    Что мне здесь нравится, так это меткие заголовки. Каждый раз, когда пост напишу, придумываю название, такое,чтобы в точку, чтобы не в бровь, а в глаз.
    Мне даже не верится,что у тебя совсем недавно не было блога:-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Посмотрите кто пришел, не, шо, лето закончилось?:-)))
      А мы только начинаем отдыхать. Дол....ый мобильный интернет от МТС, четвёртые сутки не могу опубликовать продолжение истории о походе на Волонгу...
      Простите меня братья и сестры

      Удалить
  5. Андрей, я не поняла, а Павел что, рыбу ловил, фотографировался и выпускал? А для чего тогда ловить?.. Или мне этого все равно не понять - женщина!? :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Андрей Николаев25 августа 2013 г. в 10:52

      Елена там так много рыбы, что её не съесть. такой лов называется спортивным - очень приятное занятие.

      Удалить

Поделись

Популярные сообщения