четверг, 17 октября 2013 г.

Каталина, поиск погибшего экипажа. Незаконченная история

Эта история началась ещё в 2001 году, тогда, спускавшись по реке Сула с группой школьников , мы обнаружили в тундре два самолёта времён Великой Отечественной войны (как это было можно посмотреть, пройдя по ссылке сюда или сюда). Позже была экспедиция на снегоходах Буран по Тиманской тундре, в ходе экспедиции, опять же с детьми, мы пытались выяснить судьбу экипажей погибших самолётов. Спустя годы, благодаря неисчерпаемой энергии и настойчивости краеведа Сергея Козлова нам удалось выяснить подробности гибели экипажа самолёта Каталина и историю спасения экипажа самолёта ТБ-3. По собранным материалам стало совершенно понятно, что лётчики с гидросамолёта после его крушения так и остались лежать в холодной Тиманской тундре, в лучшем случае присыпанные скудной листвой и поросшие мхом. План по поиску и перезахоронению экипажа упирается в несокрушимую стену отсутствия финансирования для оплаты вертолёта, другим способом добраться сюда не представляется возможным.

Деньги нашлись после обращения лично к Губернатору округа И.Г. Федорову, правда, только на оплату заброски группы в одну сторону. Средства выделили от Управления образования через Региональную общественную организацию участников боевых действий на территории Чечни и других государств "Щит", но это уже не имеет значение и 24 августа наша группа в составе 10-ти человек, вооружившись металлоискателями, щупами, лопатами и прочим туристским скарбом вылетела на поиск.

Центральная площадь в Нарьян-Маре

Наш new Нарьян-Мар

Под винтом вертолёта, в грохоте и в гуле турбин проплыл город Нарьян-Мар, красавица Печора, Сульские леса сменились пёстрым покрывалом Тиманской тундры с глубокими распадками рек.

Сула река

Тиманская тундра

Далеко на горизонте показался туман, застилающий всё свободное пространство от неба до земли. Именно туман стал причиной гибели Каталины, и вот спустя много лет мы летим в сплошном тумане искать погибший самолёт.

Небо становиться ниже

В иллюминаторе только облака

Недалеко от Каталины лежит ТБ-3, делаем небольшой крюк над советским гигантом и с высоты пытаемся разглядеть обломки. К счастью туман рассеялся, и винтокрылая машина без проблем оставила нас на кочкарнике рядом с местом катастрофы, здесь же установили лагерь.


Тяжелый бомбардировщик ТБ-3

Американский самолёт-лодка Каталина

Место крушения Каталины


Погода выдалась чудесная, лагерь поставили не сразу, пока стоит погода нужно попытаться сделать как можно больше, буквально при первом осмотре, в небольшом углублении находим фрагменты костей, но, увы, это не лётчики. Понять, как произошла авария, на месте оказалось не так-то просто, с нами на поиск останков людей приехали поисковики из г. Северодвинска, они много лет поднимают погибших солдат и нам есть чему у них поучиться.









Самолёт разбросало на множество обломков, часть из которых заросли кустарничком и мхом, но среди всего этого хаоса чётко просматривается эпицентр катастрофы с неглубокой воронкой и следами пожара, именно здесь находится скопление гильз, пуль, какие-то личные предметы и инструмент. После поверхностного осмотра, установки лагеря и небольшого перекуса начинаем зачистку территории от крупных частей обшивки, всё стаскиваем в одну большую кучу, в самом эпицентре, тоже начинаем собирать мелкие предметы.



























К вечеру территория поисков была зачищена от крупного мусора. Мы ужинали, расположившись в уютной кают-компании, было холодно.

Впервые за всю историю наших путешествий с детьми в экспедиции на Тимман мы применили следующую тактику организации быта, наверное, эта тактика и приемлема для стационарных лагерей и многие ею пользуются, но в нашем случае это было впервые. Для отдыха, приготовления и приёма пищи установили базовую (штабную) палатку, где поставили большой стол, на специальных ящиках оборудовали кухню. Для приготовления пищи использовали самовар, в нём кипятили воду, и две советские электрические плитки по 1 квт. каждая. Варили пищу в скороварке. Специально был куплен электрочайник на 1,8  квт., но его оставили, а зря (самовар в условиях занятости коллектива себя не оправдал). В палатке повесили энергосберегающие лампы, которые применяют для подсветки цветов. Электроэнергию вырабатывал генератор на 2 квт.

Наша скромная кают-компания


В результате поисков, работая с архивными документами, различными свидетелями, литературой, мы  выяснили, что здесь на Тиммане лежит не два самолёта, а как минимум – четыре, и это не считая деревянных самолётов которые давно истлели. Поэтому, кроме поиска останков на гидросамолёте мы надеялись найти лежащие, где-то неподалёку Р-6 и СБ-2, по нашим данным экипаж СБ погиб и лежит не захороненный, едва присыпанный землёй в небольшом углублении рядом с местом катастрофы. Утром второго дня пребывания на Тимане мы уходим в радиальную разведку в сторону реки Сула, по некоторым данным самолёт лежит на склоне в лесу в стороне от озера Сульского, сюда направляемся и мы.

Привал по пути к Сульскому озеру

Целый день поисков не дал желаемых результатов за исключением, пожалуй, того, что совсем недалеко от места предполагаемого нахождения самолёта мы обнаружили место стоянки оленеводов, а это хороший индикатор. В кустах рядом с оранжевым обтекателем ракеты мы нашли обрубки рифлёной обшивки самолёта – оленеводы часто используют полезный цветной металл в своём нехитром хозяйстве, очевидно – где-то здесь лежит Р-6, обшивка тяжелого бомбардировщика несколько отличается. Позже, зимой мы найдём ещё куски обшивки, используемые как ориентиры на сопках, но вот самого самолёта, увы, мы пока, так и не нашли.

Привал у обтекателя кареты на стоянке оленеводов



Обрубки обшивки самолёта


За нами Сула

Утро третьего дня встречало проснувшихся поисковиков холодным туманом, нехотя представишь то холодное октябрьское утро 1944 года, когда на этом самом месте погибали молодые совсем парни, погибали так просто, без боя, без особой причины. Теперь ребята их чуть младше вылезают из палаток и, корчась от холода и сырости, спешат укрыться от мороси под единственным навесом из тонкой ткани, и, хоть как-то согреться, приняв "на грудь" кружочку горячего чая. Но совсем укрыться от холода не получиться, время не ждёт и надо искать, на всё и про всё у нас всего шесть дней.






Завернувшись в дождевики и спрятавшись в капюшоны, без лишних разговоров, как по заводскому гудку выходим на работу. Каждый занимается своим делом – кто-то разбирает сантиметр по сантиметру перемешанную с пулями и пеплом землю, кто-то отгребает отвалы пустой породы в сторону. Постепенно на поверхности земли появляется внушительное количество разорвавшихся при пожаре боеприпасов. Так, монотонно и весьма прозаично прошел ещё один день экспедиции.












Не более примечательным стал и следующий рабочий денёк. Разница лишь в том, что работать под холодным осенним солнцем, всё-таки лучше, чем под, даже незначительным, дождём. Сегодня находим множество мелких предметов, это и пуговицы, кокарда, кожаные предметы, кусочки письма, обрывки какой-то инструкции. Но мы по-прежнему не находим останков людей, как будто их тут и нет вовсе. Даже найдя остатки обуви, не обнаруживаем в ней костей.







Обедаем и вновь идём на работу. И вот, наконец, едва слышно, но в полной тишине фразу слышат все, Андрей Иванов – командир поискового отряда из Северодвинска, несколько сомневается и, тут же, сам поправляет себя: "Нет, это точно кость человека". Все моментально окружают находку, и действительно на ладони поисковика, потемневшая от времени, часть нижней челюсти. Ищем ещё, и вот кусок лопатки, неужели нашли? Вечернее солнце залило медью окрестности, темнеет здесь быстро и мы потихоньку заканчивали, впереди ждал горячий ужин и тёплые спальники. Кто-то заметит, вот так ничего не делают, только едят и спят, впрочем, так оно и есть... Пора уже, в смысле – есть пора, кончай работу!

Понарыли...






Где-то рядом с сопкой Чашка, расположенной от нас к северу, по словам геологов, вроде бы, видели обломки самолёта, но это вполне может быть наш тяжёлый бомбардировщик. Через два дня, на третий за нами должен прийти бор, погода может смениться в любой момент, остаётся одно – пора собираться в путь.

До ТБ-шки добрались на одном дыхании, здесь всего четыре километра, а мы молоды и красивы, да и что такое четыре километра – для бешеной собаки не крюк. К тому же, мы идём под знаменем Боевого братства, а это не хухры-мухры.


Обломки фюзеляжа ТБ-3




Станины для моторов














За это день мы прошерстили огромную территорию, поднимались на все выдающиеся над ландшафтом сопки расположенные по пути, прошли 38 километров, да куда там прошли, ели ноги приволокли. Вернулись в лагерь в полной темноте, без фонариков, голодные как черти, батарейки в GPS-ке издохли, шли наощупь по резервному навигатору, лучше и не вспоминать. Можно просто посмотреть, не вчитываясь.

Уходим дальше на север

Малафеевский Никита (Могучий Никитос)

Котов Василя
Болгов Женька

Ванькя Елисеев


Серёга Козлов






На стоянке оленеводов




Лабаз для хранения продуктов

Погребок для продуктов,
слева деталь неизвестного нам самолёта





Что-то непонятное, может геологи стояли?




И вот он последний день. Завтра за нами прилетит вертушка и, дай Бог, мы отправимся домой. Стало совсем холодно, или просто организм подустал и не может согреваться сам, нет, наверное, всё же стало холодно. Как хорошо, что накануне, то есть ещё до разведки, мы закончили просеивать воронку, её всю залило водой. В дело пошли металлоискатели, до этого совершенно бесполезные. Интересно наблюдать со стороны как работают поисковики, Женя Парыгин так ловко, как куличок на охоте, орудует своими нехитрыми инструментами, что я не мог этого не заснять, настолько всё отработано до автоматизма – детектор, щуп, скоба, и вот находка на поверхности – какая-то фингя, выкинул в кучу.











Андрей Иванов


Парыгин Евгений (Женя) 


Саня Сенников




Фотокамера с самолёта



Прощупали вокруг все бугорки похожие на могилы, кто его знает, здесь проходит путь миграции оленей, а значит и оленеводы ходят прямо через самолёт, может и прикопал кто. Как бы то ни было, сегодня мы знаем точно, что погибший в октябре 44-го экипаж самолёта Каталина до сих пор не найден, ни на месте крушения самолёта, ни на кладбище в Катунино, ни где-то в другом известном месте. А кости, найденные нами, являются лишь фрагментами тел разорванных винтами. Вот так и получается, что история эта не нашла своего завершения, и значит всё ещё впереди.

22 комментария:

  1. Козлов Сергей17 октября 2013 г., 22:48

    Да, экипаж мы пока не нашли, но продолжаем искать. Еще жив сын Ветрова и дочь Дорофеева, они с нетерпением ждут от нас результатов. В ближайшее время, планирую слетать в Архангельск и осмотреть местные кладбища, и особенно бывших аэродромов: Лахта, Катунино, Ягодник, Кегостров. Побывать в музеях и архивах города. Если ничего не найду, то последнее, что мы можем сделать в этой ситуации, то это организовать последнюю экспедицию к месту крушения Каталины, что бы установить там памятный знак и отдать последнюю дань почести погибших защитников нашей Родины, нашего северного края.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нужно ещё осмотреть кладбища в деревнях Волоковая, Пёши, Волонга и соседних с ней деревень. Если есть люди, которые могут помочь, то добро пожаловать, работы хватит на всех.

      Удалить
  2. Андрей, привет, я тут уже думала, что ты в экспедицию ушел как Индиана -Джонс -)) Очень интересный репортаж, почти как в книге В.Каверина "Два капитана" Не исчезай так надолго, летописец НАО-)) Если все получится, ждите меня под Новый Год-)))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, привет. Я просто ушел на новую (старую) работу. Дел действительно очень много. Уже создали Туристско-краеведческий клуб "Истоки", при клубе молодёжный поисковый отряд, будет школа путешествий, фотографии, туризма. Дела двигаются очень медленно и с большими моральными и физическими затратами, но, думаю, всё у нас получиться.

      Удалить
  3. Андрей, Сергей (это те кого я лично знаю, ой ещё сын Сергея - Миша и сын у Лены Елисеевой) - вы такие молодцы! И все ребята, которые, не побоявшись далеко не самых благоприятных условий, пошли в эту экспедицию - все молодцы! Замечательно, что такая работа ведётся и дети принимают в этом участие! Вот он патриотизм - это не пафосное слово, а реальное дело! Удачи вам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо Лёлик. Ребята действительно молодцы. Было очень холодно и сыро. Ходили в две разведки - каждая по 36 - 38 км. В первой разведке остановились на привал, думаю, вот сейчас кони двину, ребятам сказал, что можно вздремнуть пять минут и тут же все выключились. Такое очущение было, что на мине подорвались, все упали, кто, где стоял и уснули разом.

      Удалить
  4. Люди!!! Если кто-то решит, в качестве зароботка, вывезти металл, очень прошу оставьте носовую часть и винт, будем ставить памятный знак. Помните, что здесь погибли солдаты защищавшие нашу Родину в Великой Отечетсвенной войне.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Андрюша, ты думаешь, люди тебя слышат?:-)

      Удалить
    2. А там, в смысле в тундре, ещё встречаются горячие парни парни которые и за карабины могут хвататься если, что против их мнения, поэтому я несколько спокоен. Обидно, конечно, когда ради наживы черех святое переступают. Тот-же Р-6, говорят, что, якобы, его вывезли, но кто и когда неизвестно. Но на Р-6 всевыжили, с трудом, но выжили, а вот СБ-2, там ситуация обратная.

      Удалить
  5. Считается, что война не окончена, пока не будет похорнен последний её солдат. Андрей, удачи Вам на этом пути

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо Михаил. Эти слова Суворова для многих, наверное, для всех поисковиков как флаг. Но нам так и не удаётся найти иголку в стоге сена.

      Удалить
  6. О, Боже. Я и не думала, что у нас в округе так близко была война. Андрей, Вы, наверное, на хорошем счету у Администрации, раз Вам так помогают. Молодцы, всех Вам благ.

    ОтветитьУдалить
  7. Елена, так оно и есть. Про Администрацию могу сказать только, что Вы сильно заблуждаетесь. После этой экспедиции нас пытались обвинить в марадёрстве и называли чорными копателями, специально была создана комиссия при Управлении культуры на неё вызвали Козлова Сергея (почемуто одного) и пытались чихвостить. У нас самих опыта нет в подобных акциях и поэтому мы пригласили своего рода профессионалов - поисковиков из Архангельска, у них были все нужные бумаги. Спасибо Управление образования всё проплатили. С ребятами работать очень понравилось, спасибо им. И Вам спасибо за добрые слова. Будем жить!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Для меня Архангельск и Северодвинск очень рядом, я сам из Рикасихи и поэтому всё одно. Ребята, конечно были из Северодвинска.

      Удалить
    2. Теперь всё ясно.

      Удалить
  8. Козлов Сергей18 октября 2013 г., 16:58

    Если бы нам помогали в Администрации мы давно бы уже нашли, всех летчиков и всех других участников ВОВ. Если бы вы только знали с каким трудом выбивались деньги на проведеную экспедицию, в конечном счете, мы еще и оказались виноваты, что не произвели вовремя оплату на вывоз группы с места поисков. А в Управлении культуры НАО, меня вообще обозвали "Черным копателем". Если бы Андрей был на хорошем счету у Администрации, то он бы не работал в школе - интернат, а был бы руководителем Туристического центра НАО, как самый опытный турист. О чем вы говорите?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну Сергей ты загнул. Работать руководителем учреждения учредитель которого сам незнает, что с ним делать - это каторга для директора. Так значит ты мне за мою доброту:-)))
      А в школе-интернат Администрация прекрасно понимает как использовать и опых и увлечения, и пользы от этого будет гораздо больше.
      Ты, кстати, когда поедешь в Архангельск, документы на регистрацию поискового отряда уведи и лично передай в центр.

      Удалить
    2. Андрей и Сергей, спасибо вам огромное за дело, которое вы ведёте. Сегодня "патриотизм" - это только слова, реальных дел мало, а вы делаете то, что, на мой взгляд, сделать в регионе очень и очень трудно. Спасибо вам.

      Удалить
    3. Спасибо Вам Елена, заходите ещё.

      Удалить
  9. В статье появилось видео. Первый раз попробовал закачать в HD формате. Содирал ролики в один клип редактором на Ютубе, вроде что-то можно посмотреть. Видео, правда снято фотоаппаратом.

    ОтветитьУдалить
  10. Вдвойне ценно, что к этой очень важной миссии привлечено столько детей! Удачи вам в ваших поисках!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо Елена. Если мы не будем работать с детьми, я имею в виду оставшихся по всему СНГ фанатов, то, думаю, скоро у нас остануться одни панки, готы и прочие производные современного мира, а памятники войнам освободителям сдадут в цвет.мет.

      Удалить

Поделись

Популярные сообщения