среда, 25 сентября 2013 г.

"Золотая осень". Как это было...

Традиционный в Ненецком округе туристический слёт школьников "Золотая осень" запланирован на ближайшую пятницу и спустя какое-то время мне снова посчастливилось участвовать в этом, самом грандиозном и значимом детском туристическом мероприятии, проходящем в городе Нарьян-Маре.
Впервые на "Золотую осень" я попал с командой Ненецкой школы-интерната, это было в 1998 году, поскольку туризмом занимаюсь с раннего детства и имею большой опыт участия в подобных соревнованиях Архангельской области, то и карты в руки мне. Но первые впечатления от мероприятия оказались подпорченными, слёт, на тот момент держался только на инициативе одного человека который мало что понимал в проведении туристских соревнований. Кокина Анна Ивановна, в то время специалист Комитета по молодёжной политике Администрации НАО, держала из последних сил угасающее мероприятие. В округе не было средств, но этой энергичной, идейной и полной оптимизма женщине удавалось находить решение проблем и иногда они решались самым необычным способом. Помню, как в качестве призов использовалась мясная и молочная продукция, к примеру, в 1998 году за первое место мы получили кучу CD дисков – кто-то из знакомых пожертвовал их в призовой фонд. Тогда-то, при обсуждении вопросов проведения слёта и его результатов я впервые и надолго связал свою жизнь с одним из самых замечательных детских окружных мероприятий. Анна Ивановна поддержала идею приведения соревнований к общепринятой программе, и мы, совместными усилиями, объединённые общей идеей принялись создавать красивое и доброе мероприятие, наполненное приключениями и романтикой, настоящими препятствиями, требующими технической подготовленности его участников. Только спустя несколько лет слёт превратился в настоящий слёт туристов, но шли годы, менялись ответственные люди, поменялся и слёт "Золотая осень". Я не хочу искать виноватых, правых и левых, сегодня мне хочется вспомнить, то каким он был, и, может быть, прочитав этот пост, наши руководители узнают больше чем написано в Положении о соревнованиях, и дай нам Бог, в недалёком будущем всё вернётся на круги своя.


И так, обо всём по порядку. Подготовка к турслёту начиналась задолго до самого мероприятия, вернее сказать, она и не заканчивалась, а сам турслёт был, как бы, подведением итогов всей туристской работы проведённой за год и началом новых планов, дружеских отношений и новых маршрутов. То есть, с турслёта всё начиналось, турслётом все и заканчивалось. 

Для технической подготовки команд в последние годы помимо слёта, который проводился по инициативе Кривовой Ольги Зинуровны в первую неделю октября, в сентябре при поддержке Управления образования города организовывались курсы по технике преодоления простейших препятствий для представителей школ города. Обычно на них присутствовали учителя – ответственные за туристическую работу в школах и наиболее активные школьники. Команды из деревень активно нагоняли своих соперников после приезда в город, для этого всегда находился один запасной день в программе соревнований.

Группа учащихся школ города и села Тельыиска на курсах
по технике преодоления естественных препятствий

Отработка переправы по параллельным перилам

Раз уж заговорили про участников из деревень округа, то сразу стоит отметить, что в бюджете соревнований были предусмотрены средства на оплату транспорта и расходы по проживанию и питанию участников соревнований. На моей памяти в "Золотой осени", помимо городских команд, принимали участие команды из следующих населённых пунктов округа: Тельвиска, Красное, Андег, Нельмин-Нос, Оксино, Великовисочное, Коткино, Ома, Индига, Несь. 

Основными документами при организации Окружных соревнований по туристскому многоборью – туристический слёт школьников Ненецкого автономного округа "Золотая осень" являются Положение и Условия проведения соревнований и конкурсов. Но это далеко не все документы в тяжеленной папке главного судьи, здесь и схемы, маршруты, графики движения групп, пакеты организационных материалов для судей на этапах, протокола и многое, многое другое.



Команды же ограничиваются несложным для подготовки пакетом заявочных документов, в который входят: 
- именная заявка команды за подписью руководителя направляющей организации, в которой указывается название направляющей организации, название команды, список всех участников, включая руководителя и его помощника, дата рождения, серия и № паспорта, номер страхового свидетельства и ИНН;
- приказ направляющей организации об утверждении состава команд и назначении руководителей групп из числа работников, возложении на них ответственности за жизнь и здоровье детей;
- ксерокопия из Журнала регистрации инструктажа по техники безопасности с учащимися при проведении внеклассных мероприятий заверенная руководителем организации;
- документы, подтверждающие личность участников (ксерокопии).

Как уже было сказано выше, с некоторых пор, слёт стал проводиться в первую (полную) неделю октября. В понедельник – день заезда участников из отдалённых населённых пунктов, организовывались краткосрочные ускоренные курсы по наиболее важным вопросам проведения соревнований. В этот же день проводилось торжественное открытие соревнований у Обелиска Победы, с напутствием перед учащимися выступали представители органов исполнительной власти округа, здесь же проводилась жеребьевка, в ходе которой определялся порядок старта команд. Все соревнования начинались на следующий день по индивидуальному для каждой команды графику. В Программу слета вошли следующие виды соревнований, проведение которых было равномерно распределено на три дня: соревнования по пешеходному туризму – туристский поход-кросс, соревнования по технике преодоления естественных препятствий – туристская полоса препятствий, ориентирование на местности и поисково-спасательные работы, а так же конкурсная программа.



ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ И МЕРОПРИЯТИЙ ПО ДНЯМ СОРЕВНОВАНИЙ выглядело так:

День открытия соревнований.
17:00 – торжественное открытие слёта у Обелиска Победы в г. Нарьян-Мар (построение команд, приветственное слово представителей учредителей соревнований и власти, рапорт представителей команд).

1 день. 
Соревнования на дистанции "ПОХОД - КРОСС"
09:00 - 13:00 – старт команд.
15:00 - 19:00 – финиш команд.
19:00 - 21:00 – подготовка ночлега, ужин.
21:00 - 22:00 – "КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА": проведение конкурсов "ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНД" и "ПРОПАГАНДА ТУРИЗМА".
23:00 – общий отбой команд.

2 день. 
Соревнования на дистанции "ТУРИСТСКАЯ ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ"
07:00 - 08:00 – подъём команд, утренний туалет.
08:00 - 09:30 – завтрак.
09:30 - 10:00 – сбор представителей команд в судейском лагере.
11:00 - 17:00 – соревнования на туристской полосе препятствий.
18:30 - 19:30 – ужин.
19:30 – 21:00 – "КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА": проведение конкурса "КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ЛОТО".
21:30 – 23:00 – "КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА": проведение конкурса "ТУРИСТСКАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ".
23:00 – общий отбой команд.

3 день.
"КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА". 
07:00 - 08:00 – подъём команд, утренний туалет.
08:00 - 09:30 – завтрак.
09:30 - 11:30 – конкурсы "ТУРИСТСКИЕ УЗЛЫ" и "ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ ЗНАКИ". 
12:00 - 13:00 – конкурс поваров "КУХНЯ РОБИНЗОНА".
13:00 - 14:30 – обед.
15:00 – подведение итогов слёта, награждение победителей.
15:30 – выход участников слёта к месту посадки в автобусы, возвращение в город Нарьян-Мар.

ДИСТАНЦИЯ СОРЕВНОВАНИЙ "ТУРИСТСКИЙ ПОХОД-КРОСС"

Соревнования на дистанции соревнований "Туристский поход-кросс" заключаются в командном прохождении дистанции с преодолением естественных и искусственных препятствий, большая часть которых часто встречается в походах, а также в выполнении специальных заданий теоретической основой для прохождения которых являются знания полученные, в первую очередь, на уроках ОБЖ в 5 – 8 классах, уроках природоведения и географии.

Схема движения групп на дистанции похода-кросса
Дистанция преодолевается в заданном направлении и разделена на 8 участков контрольными пунктами (КП), на дистанции так же присутствуют три пункта контроля времени (ПКВ). На прохождение каждого участка вводится оптимальное время (ОВ), предельное время (ПВ) и контрольное время (КВ).

Первый пункт контроля времени

Если команда приходит раньше, то она ждёт своего времени не заходя на этап, если опаздывает, то получает штрафные баллы. На прохождение каждого КП также вводится контрольное время.

Ожидание ОВ перед этапом

Для неподготовленного организатора слёта данная информация не о чём не говорит, и понять её сложно, но на самом деле все эти КВ, ПВ, ОВ и остальная абракадабра позволяет избежать многих неприятных моментов на двадцати километровом участке соревнований. Лично я, благодаря дотошному планированию и точным расчетам всегда знал, где в определённый момент времени у меня находится каждая команда, и, что она в это время делает. Дополнительный плюс для организаторов это наличие портативных радиостанций у судей на этапах. 

Пример (часть) графика движения групп
на дистанции похода-кросса
Кроме всего на старте каждая команда получает специальную маршрутную книжку, где указана вся важная для неё информация, здесь же судьи на этапах производят соответствующие отметки. 



Маршрутная книжка является основным документом при прохождении дистанции похода-кросса и её потеря или порча приводит к снятию команды с этапа соревнований.

Этап "Предстартовая проверка"



На этапе производится проверка правильности укладки рюкзаков, соответствие личного и группового снаряжения условиям проведения соревнований, а так же осуществляется весовой контроль рюкзаков участников.

Этап "Спортивное ориентирование"



Задача участников найти (собрать) максимальное количество КП двигаясь в заданном направлении. Заданное направление при движении и последовательность прохождения КП команда выдерживает в соответствии с полученной на "Старте" картой-схемой по которой участники соревнований определяют необходимое направление и примерное расстояние до следующего этапа. 




Этап "Движение по маркированной трассе"


На протяжении всего маршрута похода команда ведёт отчет пройденного расстояния при помощи шагов. Полученные результаты команда записывает в маршрутную книжку.

Этап "Туристские узлы"



При выходе на этап каждому участнику необходимо завязать на верёвке один из предложенных узлов. Каждая ошибка при вязке узлов равна 1 баллу. Каждый не завязанный узел – 3 балла. Про туристские узлы я уже писал, их можно посмотреть здесь.

Этап "Поляна заданий – "Топография"



Команда выходит на этап где должна: 
1. определить расстояния по карте (на прямом участке и по кривой линии) – по 1 чел. на каждое задание; 
2. определить 36 топографических знаков (по 4 на каждого участника). Знаки можно посмотреть здесь.



Этап "Движение по азимуту"

По прибытию на КП, команда получает задание, в котором указаны азимут и примерное расстояние. При выходе на контрольную линию команда записывает номер таблички и движется дальше по направлению указанному в карте-схеме или судьёй.

Азимут - угол, отсчитываемый по ходу часовой стрелки от северного направления меридиана до заданного направления в пределах от 0° до 360°.




"Поляна заданий – "Ориентирование"

Задание на этапе: 
1. определить азимут на ориентир;
2. определить расстояние до объекта на глаз;
3. определить расстояние до объекта шагами.


Этап "Тур. быт. навыки"




Команда должна за контрольное время (20 минут) подготовить место для лагеря, установить палатку, развести огонь и вскипятить три литра воды. После отсечки времени судьёй она получает время необходимое для отдыха и приема пищи.

Этап "Глазомерная съёмка"






Команде необходимо произвести глазомерную съемку местности участка дороги (не менее 1 км.). Оценка этапа производится по системе "зачет" - "не зачет". Всё оборудование – командное. Команда сдаёт в судейскую коллегию рабочую таблицу с описанием маршрута и вычерченную схему на формате А4.

ГЛАЗОМЕРНАЯ СЪЁМКА - упрощённая топографическая съёмка с целью создания непосредственно на местности приближённого плана маршрута или небольшого участка территории (планшет с компасом и визирная линейка).

1 вариант.

Планшет ориентируют по компасу (северный конец стрелки компаса совпадает с направлением на север изображенным на листе бумаги). Визирную линейку прикладывают к нанесённой точке стояния и визируют снимаемый объект, прочерчивают линию вперёд от точки стояния.
Расстояния до объектов определяют на глаз или измеряют шагами и откладывают в избранном масштабе плана.





Этап "Движение по легенде"


При выходе на КП команда получает описание дальнейшего маршрута, в котором указаны расстояния, азимуты, основные ориентиры. При движении по легенде команде необходимо найти КП.

Этап "Оказание первой доврачебной помощи"

Команда отвечает на вопросы судьи, демонстрируя порядок оказания ПДП на одном из участников, по курсу ОБЖ средней школы. После имитации первой помощи пострадавшему команда транспортирует его до предполагаемого места размещения бригады скорой помощи. Все необходимое снаряжение и медикаменты для оказания помощи и транспортировки пострадавшего должно быть командное.





Команда укладывает бревно любым известным ей способом. Самостоятельно организует установку страховки и снятие ее после преодоления препятствия. На этап устанавливается контрольное время прохождения (15 минут). Для преодоления препятствия команде необходимо самостоятельно закрепить страховочную верёвку и переправиться через преграду.

ДИСТАНЦИЯ СОРЕВНОВАНИЙ "ТУРИСТСКАЯ ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ"


Неотъемлемой частью туристских соревнований являются соревнования на полосе препятствий. Основной отличительной чертой которых является скорость прохождения дистанции, техническая сложность этапов, малая протяженность и компактность трассы. 
Соответственно эти соревнования являются более зрелищными и запоминающимися для участников.




Этап "Старт-финиш" 





На этапе проверяется наличие и исправность командного снаряжения согласно перечня указанного в положении, осуществляется его подгонка под каждого участника команды. Команда получает информацию о маршруте, контрольных пунктах и т.д. Каждый этап на дистанции команда начинает проходить только после сбора на нём всех членов команды (командное прохождение). 

Этап "Установка палатки" 










Постановка палатки осуществляется на двух больших и десяти маленьких кольях, не используя срединные оттяжки боковых скатов и пола палатки. Разборку палатки осуществляет следующая по старту команда. 

Этап "Транспортировка пострадавшего на носилках с сооружением носилок" 











Конструкция носилок - жесткая, на 3 штормовках; снаряжение - 2 шеста, крепление «пострадавшего» к носилкам в двух точках. С момента начала этапа не разрешается ставить носилки на грунт. 

Этап "Движение по жердям" 








Длинна участка не более 20 метров. Жерди уложены зигзагом. При касании земли одной ногой, когда вторая нога находится в воздухе, считается падением. 

Этап "Спуск с самостраховкой" 





Длина спуска не более 25 м. Участник спускается по склону с самостраховкой на грудной обвязке при помощи уса и схватывающего узла (прусик). Угол наклона 30-450. 

Этап "Навесная переправа" 











Поддержка участника на двух карабинах. Подключение - судейская страховка, рабочая веревка. Крепление транспортировочной веревки - отдельным карабином к карабину беседки. 

Этап "Переправа по бревну с шестом" 














Участник движется по бревну приставными шагами, не отрывая ног от бревна. Страховка осуществляется при помощи шеста воткнутого в дно реки. 

Этап "Подъём с самостраховкой" 






Длина подъёма не более 25 м. Участник поднимается по склону с самостраховкой на грудной обвязке при помощи уса и схватывающего узла (прусик). 

Этап "Траверс склона" 





Количество отрезков не менее 3х. Самостраховка – ус со схватывающим узлом на наклонных участках, ус с карабином на горизонтальном участке. 

Этап "Переправа по параллельным перилам" 









Участники переправляются через реку по двум натянутым параллельным верёвкам. Участник движется по верёвке приставными шагами, не отрывая ног и кур от верёвок. 

Этап "Подъём по спортивному" 


При захвате верёвки хотя бы одна рука идущего должна «переламывать» верёвку, то есть, угол её захвата должен быть 900 или менее. 

Этап "Определение азимута на ориентир" 



Участнику необходимо определить азимут на указанный ориентир и записать результат в протокол на финише. Компас на этапе. 

Этап "Движение по кочкам" 






Длина участка не более 20 метров, расстояние между кочками не более 1,5 м. Вместо кочек используются деревянные чурки высотой 20 - 30 см., диметр чурок - 12-20 см. 

Этап "Спуск по спортивному 


Спуск осуществляется по верёвке, закреплённой на верхнем конце. Захват верёвки - через руку выше по склону, этой рукой осуществляется торможение и остановка участника в экстренном случае. 

Этап "Переправа по бревну с перилами" 




Участник движется по бревну приставными шагами, не отрывая ног от бревна, кур от верёвки. Для страховки участники используют ус с грудным карабином. 

Этап "Разведение костра" 















Команда разводит костёр из деревянной чурки. Используются только те дрова, которые можно получить из цельной чурки при помощи топора и ножа. 

Помимо основных соревнований, как уже было сказано выше, участники слёта могли посостязаться в правильности завязывания узлов "ПОЕДИНОК УЗЛОВ" не смотря на статичность этого конкурса, он всегда вызывал повышенны интерес со стороны его участников и зрителей. В конкурсе участвуют 6 человек от команды. По команде судьи каждый участник на судейских веревках завязывает узел, выбранный по жребию. Взаимопомощь не разрешается. Участники, неправильно завязавшие узел или не успевшие завязать узел, снимаются с конкурса. Оставшиеся участники продолжают завязывать узлы. Всего может быть предложено 5 узлов. Контрольное время на каждый узел – 30 секунд. За каждый правильно завязанный узел команда получает 5 баллов. Отсутствие необходимых контрольных узлов, перехлест веревки оценивается как неправильно завязанный узел. 






Конкурс "ТУРИСТСКАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ" всегда проходил у торжественного "Пионерского" костра. Оцениваются творческие выступления (5 - 10 минут). Тематика - туризм, отдых, здоровый образ жизни. Участвует вся команда. 



Конкурс "ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ ЗНАКИ". Участвуют 6 человек. Каждый участник вытягивает карточку с изображением топографических знаков (всего может быть предложено 5 карточек). За каждый правильный ответ участник получает 5 баллов. Участник выбывает из конкурса если не может правильно или полностью прочитать все обозначения на карточке.

Конкурс ЗНАТОКОВ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ. Участвует вся команда. За 1 минуту частникам необходимо а) определить название изделие, предмета быта, промыслов или культурных и религиозных обрядов, б) назвать для чего или как используется данный предмет. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда не может ответить на заданный вопрос, то право ответа переходит следующей команде. 





В последние годы конкурс Кухня Робинзона, где нужно было представлять на суд жюри различные вкусности превратился в КОНКУРС КАШЕВАРОВ.


В данном конкурсе судьями определяется и маркируется специальная зона проведения конкурса - "поляна". Всего на поляне может находиться не более 2 представителей каждой команды одновременно. 
Задача команд: 
• развести костёр на поляне и установить костровое оборудование; 
• вскипятить не менее 3 литров воды (учитывается скорость закипания воды);
• приготовить манную кашу по собственной рецептуре (учитываются вкусовые качества продукта);
• представить продукт для оценки жюри (оценивается подача блюда, его оформление и прочее).








Для участия в конкурсе ПРОПАГАНДА ТУРИЗМА команды сдают альбомы А4 формата, оформленный командой заблаговременно. Альбом может содержать сведения о команде, очерк о родном крае, репортаж об участии членов команды в походах, соревнованиях и конкурсах, прошедших за истекший год. Заметки из газет и журналов по пропаганде туризма, плакаты, объявления, вымпелы, эмблемы, значки, фотографии. Кроме того, в него могут быть помещены стихи, интервью, рассказы, юмор и т.д. Сданный на конкурс материал – не возвращается. Материалы можно сдавать в Главную судейскую коллегию до начала соревнований. Лучший балл при оценке конкурса равен количеству команд-участников увеличенный на коэффициент 10. Асе материалы конкурса вывешиваются прямо на поляне соревнований на специальных стендах под тентом.



В последние годы (не считая два предыдущих года) даже все результаты подсчитывались на компьютере и протокола распечатывались прямо на месте, процесс подведения итогов занимал буквально пять минут, больше времени уходило на распечатывание грамот. Вот как-то, так, если не влезать в подробности. 


Жаль, что сегодня слёт "Золотая осень" потерял своё лицо. Дети выросли, их руководители в школе постарели, детский туризм пришел в крайний упадок. В крайний, потому, что его больше нет, или лучше сказать, что детский туризм у нас в регионе только зарождается, так наверное будет лучше сказать...

21 комментарий:

  1. Ну ты, Андрей Сергеевич, блин даёшь. Это ж кладезь наиполезнейшей информации. Прямо пособие как ПРАВИЛЬНО подготовиться к турслёту!
    Что, зачем, почему, как! Я тоже участвовала (в качестве судьи) в таком т/слёте под твоим руководством. Всё было организовано на ять!

    ОтветитьУдалить
  2. Оля, спасибо большое. Всё хочу написать про всё, что нужно для проведения слёта и участия в нём, да ты знаешь, какая папочка получается. Честно говоря, в наше странное время, такие слёты нужны только фанатам и детям нашим, а остальные забыли старое, новое время - новые велосипеды придумывает... Жалко, что люди забыли какую великую пользу несёт туристская работа с детьми, раньше без неё ни один план классных мероприятий не обходился, а теперь и Макаренко забыли, что о туризме вспоминать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тем ценнее то, что ты вспомнил "мамонтов-корифеев", на ком долгое время всё это держалось: и Ольга Зинуровна и Аня Кокина делали это всё не потому, что "в плане стояло". Отдача от таких мероприятий гораздо больше. Анна Кокина до сих пор консультирует только теперь уже взрослые туркоманды, которые ходят на т/слёт "Дорогами отцов-героев".
      Провести в лесу 3-4 часа или 2-3 дня оч. большая разница, ребятки успевают что-то переосмыслить, а иногда и поменять шкалу ценностей. Турслёт - это маленький (а иногда и не очень) этап большой жизни.

      Удалить
    2. Лёлик, полностью с тобой согласен. Помимо Анны Ивановны и Ольги Зинуровны есть ещё большой отряд организаторов, суде, помощников, на перечисление которых уйдёт большой список, кто только не был задействован при проведении слёта. А турслёт учителей, помнишь. Настолько интересное мероприятие, "Дорогами отцов..." рядом не стоял. Спуски, подъёмы, переправы. И экипировка есть и карабины, верёвки, трасса отлажена, динамичная, удобная для обычных болельщиков, можно сесть в центре и увидеть как тут и там идут команды. Всё отмерено и взвешено до мелочей. А сейчас такое чувство, что все заболели одной болезнью - безразличие ко всему и ко всем, всем "до трубы" до всего, что происходит рядом

      Удалить
    3. И учительский т/слёт помню, он ведь осенью тоже проходил. Первый снежок! Азарт в глазах учителей! Всё было динамично и интересно! Объединяло это! Ну, а нынешний турслёт - пародия. Основной конкурс - турполоса, а итоговое 1-е место занимает команда, которая даже не была в ней лучшей зато представление у неё оказалось интереснее (правда система субъективной оценки капитанов творческих конкурсов весьма сомнительна).

      Удалить
    4. Сегодня в турполосе основными этапами являются два - разведение костра и установка палатки, есть ещё узлы и топознаки, их нужно просто угадать по карточкам - судья показывает карточку, а участник отгадывает название (бред). Остальное - это бег по пересеченной местности.

      Удалить
  3. Ни в ком случае не хочу обидеть ребят - организаторов из дворца спорта Норд, им прислали приказ и они поехали. Турслёт невозможно провести по приказу, этим нужно болеть. Если бы меня отправили проводить соревнования по любому виду спорта, который культивирует Норд, я бы относился к мероприятию также.

    ОтветитьУдалить
  4. Помню-помню я, как из-за тебя я впервые в жизни со всякими карабинами и верёвками обмотанная над Тамаркой проплывала вниз головой на учительском слете:-)))

    ОтветитьУдалить
  5. ЧУМработница, ну так ты там порекомендуй Андрея, куда следует! Такие знания, такой энтузиазм и желание работать! Конечно, если он согласится!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, у нас в округе от таких желающих и заставляющих работать быстро избавляются.(

      Удалить
    2. А вы все на что? Встанете на защиту! :) Губернатор у вас, похоже, нормальный чел, хороших людей ценит!

      Удалить
  6. Энтузиазма у него хоть отбавляй только он опять работать всех заставлять будет, пусть пока в своём подвале посидит.

    ОтветитьУдалить
  7. Лена, да он сейчас очень даже на месте - в Ненецкой школе-интернате, где когда-то начинал свою работу в "Истоках". Такие люди там всегда были нужны, а сейчас - того более.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, место святое, нужное! В смысле: не интернат нужен (лучше бы не было необходимости его существования!), а что такие крепкие люди просто необходимы детям, которым не хватает любви и заботы...

      Удалить
    2. Был я сегодня на турслете и как то грустно стало, то что было раньше и то что было, сейчас, просто небо и земля. Я не являюсь профессиональным туристом, хотя принимал участие в более 15 экспедициях и туристических лагерях. В данном случае, я был наблюдателем, а со стороны всегда виднее. Во первых маршрут был не отмечен ограничительными лентами, а оставшимися с прошлого года обрывками. Из за этого одна из команд прошла лишние два круга, они просто заблудились. Переходы через ручей, наипростейшие - бревно с перилами, бревно с шестом. Никаких веревок. Перенос пострадавшего на куске брезента по ровной дороге. Раньше носилки делали из подручного материала - два шеста и куртка. Да и команд было очень мало. Почему то не было команды Школы-интерната, Школы №3 и других учебных заведений города и округа. Печально, что такое значимое туристическое мероприятие губиться в зародыше. И в то же время идет открытие Туристического центра - для чего или для кого, в таком случае он открывается?

      Удалить
  8. Молодец! Очень интересно и познавательно.
    Вспомнил свой студенческий турслёт, и даже он не был столь насыщенным.
    Конечно округу необходим такой уровень проведения мероприятия.
    Томим надеждой, что Золотая Осень возродится - и люди которые проводят такие мероприятия будут оценены по достоинству.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Серёжа, конечно возродится. Иначе быть не может, поверь мне, всё возвращается на круги своя...

      Удалить
  9. Я сама такая неспортивная, что такие люди меня всегда восхищели.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо Dodo, я, как видите, тоже совсем неспортивный. Занимаюсь туризмом как краевед и детей учу этому.

      Удалить
  10. Может не в тему, но кто Вам дал право персональные данные граждан РФ вывешивать на сайт общего доступа?
    Вам по судам хочется бегать?

    ОтветитьУдалить

Поделись

Популярные сообщения