вторник, 21 мая 2013 г.

Сульские водопады

Сульские водопады – это участок реки Сулы, заключенный между тем местом, где реку пересекает один из самых больших порогов в Ненецком автономном округе – Сульский Падун, и местом, где, ниже по течению, в Сулу впадает река Щучья.

Обывателю, мало-мальски информированному о природных богатствах края, может показаться это название излишне помпезным, водопад на Щучьей реке не велик, да и Падун не то, чтобы водопад. Летом в реке воды совсем мало и она становится не проходимой, даже для маломерных судов, где тут другие водопады – так, капает по стенам, да и только. Мне посчастливилось неоднократно бывать на Суле. Спускаться на байдарке по её притокам. Подниматься по стремительным весенним водам. Ходить пешком и рыскать на снегоходе в поисках, погибших на Тиманском Камне в годы Великой Отечественной войны самолётов. Но увидеть своими глазами это чудо, возникающее только зимой и расцветающее к её окончанию, удалось только сейчас, спустя многие годы. Я имею в виду красивейшие ледяные наросты – замёрзшие струи воды, свисающие по отвесным берегам рек, но об этом чуть позже.
Впервые на Падун мы пришли летом 2001 года. В разные времена здесь побывали многие из исследователей – первопроходцев, и тогда, прямо на монолите пересекающем реку, был установлен памятный крест с фамилиями наиболее известных, по нашему мнению, путешественников – Чернышева Феодосия Николаевича (геолог,  палеонтолог, 1890 г.), Танфильева Гавриила Ивановича  (географ, естествоиспытатель, 1892 г.), геолога – палеонтолога Пиатровского (1932 г.), тележурналиста Михаила Заплатина. Многие пророчили скорый конец для установленного нами памятного знака, но время, кажется, для него остановилось – знак стоит, и надеюсь, простоит ещё долго.

Памятный знак на Сульском Падуне. Река Сула - левый приток Печоры. Ненецкий автономный округ.
Фото 2, 3. Памятный знак на Сульском Падуне

После неудачной попытки проскочить до Падуна в одиночку зимой 2009 года, когда страх открытой воды вдоль берегов и понимание безвыходности в случае внештатной ситуации превзошли любопытство, и разумное решение повернуть назад стало единственно верным, мы вернулись сюда только через три года – в 2012-ом. Конечно же, не могло быть и речи спускаться вниз по реке на снегоходах. Двумя машинами, подстраховывая друг друга и держась на почтительном расстоянии мы с трудом пробирались по глубокому рыхлому снегу, под которым текла вода. От Сульского Падуна до Щуки порядка 36 километров и примерно 1/6-ю часть этого пути составляет известняковый каньон, высота стен которого, местами, превышает высоту пятиэтажного дома. Весной и летом в этом месте очень быстрое течение, можно предположить, что и зимой данный участок таит немало "сюрпризов", надёжно отпугивая от этих мест путешественников и охотников.
 И вот совсем недавно мой телефон зазвонил, приятный женский голос на другом конце предложил "прокатиться" по Суле. Группа молодых инициативных людей из села Коткино серьёзно задумались о создании экскурсионного маршрута выходного дня. Сулла действительно является "лакомым" кусочком для туристов, в советское время здесь проходил всесоюзный туристический маршрут, каждый год на реку приходят множество туристов – водников, рыболовов, и прочих искателей приключений. Это был подарок судьбы, такой желанный и своевременный, уставший от городской рутины я, не задумываясь, вскочил на снегоход и рано утром отправился в путь.

Дорога в деревню Коткино, Ненецкий автономный округ, снегоход
Фото 4. Мой снегоход на дороге в Коткино

Из села наш караван вышел торжественно, как на параде, добрый десяток снегоходов направился вдоль линии электросвязи в верховье реки. Не зная группы, я предложил подняться чуть выше Падуна по буранному следу (в этом году дорога на Пёшу накатана превосходная), и уж потом спуститься вниз по реке до водопада, где после неутомительного приключения мы и пообедали.

Река Сула, берег, скальник. Река Сула - левый приток Печоры. Ненецкий автономный округ.
Фото 5. Снега много и воды совсем не видно

Группа туристов у памятного знака на реке Сула. Падун на Суле. Река Сула - левый приток Печоры. Ненецкий автономный округ.
Фото 6. На Падуне

Фото 7. Всё, что осталось от водопада зимой

Река Сула. Ненецкий автономный округ. Река Сула - левый приток Печоры. Ненецкий автономный округ.
Фото 8. Большая вода закидывает на монолит дрова

В этот раз логике и здравому мышлению не суждено было победить. Вместо того, чтобы вернуться на буранный след и отправиться к Щуке по нему, мы, сломя головы, но, не теряя рассудка, направили свою технику в самое "пекло" неизвестности и были этому очень рады. Двигаясь налегке и помогая друг другу вытаскивать снегоходы из жидкого снежного "бетона", постепенно наш караван подошел к уходящей за поворот отвесной стене.

Фото 9. Известняковый каньон

К тому времени часть группы изрядно вымокла, на реке показались не то чтобы тёмные пятна, а целые ручьи, и даже, речушки с ярко выраженным течением. Цепочка снегоходов всё сильней прижималась к отвесному склону, до тех пор, пока машины совсем не увязли в снегу. Пословица гласит: "Прямо – шесть, кругом – четыре". Вот и у нас, вперёд осталось шесть километров, а обратно – все тридцать, да, потом, ещё сорок.

Фото 10. Открытая вода всё чаще преграждает нам путь

Решили пройти на двух лёгких снегоходах и посмотреть путь, теперь нужно было только выйти на лед, преодолев небольшую полынью. Оказалось неглубоко – чуть выше колена, лёд тонкий и когда снегоход провалился и застрял подо льдом, вырубили его топором и подняли на лёд на руках. Оставив группу, мы с напарником, без всяких проблем, добрались до широкого места, отдыхая периодически на явно сухом берегу. Через некоторое время к этому месту подтянулись и остальные.

Фото 11. Василий Коткин на своём VK540-ом рассекает

Не смотря на усталость, холод и сырую одежду решили сразу посетить водопад на реке Щучья. Щучья река встретила нас водой, но после "тренировок" на Суле, эту воду мы проходили играючи.

Фото 12. Река Щучья

Фото 13. Воду проходим легко

Фото 14. "Младший брат" совсем не напрягается

Фото 15. Впереди Щучий водопад

Водопад на Щуке – это просто прелесть. Грунтовые воды, стекающие по правому берегу опустили свои ледяные струи до самой земли, и только небольшое отверстие в ледяной стене указывало на полость за застывшей массой воды. Прекрасная галерея открылась после того как мы расширили проход и вошли вовнутрь. Вот оно – царство снежной королевы, точнее её маленькая однокомнатная квартирка в Ненецком округе, так, на всякий пожарный.

Фото 16. Не каждый день мы можем пройти сквозь воду и не вымокнуть

Фото 17. Чувствую себя японцем – всё время фотографирую

Фото 18. Комната отдыха и релаксации

Фото 19. Да не под каждым здесь бугром Вам готов и стол и дом

Фото 20. Остановись мгновение

Фото 21. Мороз и солнце, день чудесный...

Фото 22. Так это выглядит снаружи

Напилив и наколов дров, для себя, и для "того парня", сытно поужинав целых два раза, мы уютно устроились на ночлег в новенькой избушке, а утром, просушившиеся и отдохнувшие мы всё же спустились на реку, и вновь посетили каньон с его прекрасными ледяными водопадами.

Фото 23. Река Сулла, впереди справа – устье Щучьей

Фото 24. След в снегах

Фото 25. Ледник

Фото 26. Ближе к берегу – лучше пешком

Фото 27. Скалы как будто излучают тепло

Фото 28. Вот это сосульки...

Добавьте подпись
Фото 29. Даже как то страшновато

Фото 30-34. Река Сула

Фото 35. Фотография на память

Фото 36. После ночного мороза можно ездить везде

Река Сула - левый приток Печоры. Ненецкий автономный округ. Природа НАО.
Фото 37-39. Река Сула

Фото 40-46. Река Щучья

Фото 47. Главные идейные вдохновители проекта

Фото 48-49. Река Щучья

Далее наш маршрут поднимался через лес на высокий левый берег Сулы и выходил на тундру, где по буранной дороге соединяющей Коткино и Индигу мы вернулись в посёлок. Маршрут оказался действительно интересным и познавательным. Многие жители НАО всю жизнь прожили в округе, и даже не имеют и малейшего представления о том, какая она НАША северная природа, что говорить о тех, кто приехал сюда зарабатывать деньги. Болота – скажут они, болота с нефтью и больше ничего, а нет, всё гораздо интересней.

Река Сула - левый приток Печоры. Ненецкий автономный округ. Природа НАО.
Фото 50. Ура, мы дома!

1. Хорошо. Просто замечательно

2. Черный Капитан23 мая 2013 г. в 09:57

А в честь кого или чего установлен крест на сульском падуне? Когда это было сделано и кем? В остальном все супер!

3. Крест установили мы с детьми в ходе краеведческой экспедиции Истоки. Это памятный крест, он посвящён путешественникам-первооткрывателям посетившим Сульский падун в разное время.

4. Черный Капитан24 мая 2013 г. в 13:59

А что эта за организация Истоки? И какие экспедиции она проводила, можете рассказать о них на Вашем блоге?

5. Черный Капитан, практически всё о чём я рассказываю это Истоки. Будте на связи и всё узнаете.

6. Андрей, как здорово!
    Ура, ты появился! Это так нужно!!!
    У тебя столько материала:-))))

1. Ир Эн, я тоже очень рад. Но так трудно методом тыка разбираться во всём этом хозяйстве. Надо чтобы Чумработница курсы организовала. Скоро пойду к ней сдаваться.

7. андрей, как здорово! Какой ты молодец!

8. В России множество интересных и исторических мест, только почему то мало кто о них знает. Вернее о них почти не рассказывают. Надо развивать внутренний туризм!