четверг, 13 июня 2013 г.

Центр экологических исследований и туризма на мысе Болванский Нос, остров Вайгач

Остров Вайгач. Ненецкий автономный округ.
Остров Вайгач, вид из космоса
Расположенный в Северном Ледовитом океане на границе Баренцева и Карского морей, этот  остров с незапамятных времён привлекает к себе внимание профессиональных исследователей и любителей дикой природы – путешественников, художников, фотографов, натуралистов.
Остров Вайгач – уникальное место Европейского Севера. На протяжении почти тысячи лет остров был «священной землёй» серных народов и считался заповедным местом обитания богов «сотворивших мир». Сегодня на Вайгаче зафиксировано более двухсот объектов культурного наследия и 150 уникальных природных объектов.
Историко-культурное наследие о. Вайгач
На площади более трёх тысяч квадратных километров широко представлено разнообразие форм ландшафтов, это равнинные и горные тундры, приморские луга и грядовые возвышенности. Особый интерес вызывают многочисленные заливы и группы мелких островов, в большинстве своём, сконцентрированные в трудно доступной северо-западной части Вайгача, где в прибрежных водах наблюдаются большие скопления белухи, кольчатой нерпы и морского зайца. Большую привлекательность данный район представляет и для атлантического моржа, который появляется здесь сразу после очищения акватории острова ото льда.
Остров Вайгач. Ненецкий автономный округ.
Остров Вайгач, М 1:200 000
На Вайгаче более 4000 озер. Реки имеют каменистое дно и местами протекают в глубоких скалистых каньонах усеянных многочисленными порогами и водопадами. Речные долины богаты травянистой растительностью. На острове произрастают около 270 видов сосудистых растений.
Остров Вайгач – одно из значительных мест массовых гнездований водоплавающих птиц в Западной Арктике. Здесь выводят свое потомство представители краснокнижных видов – гусь-пискулька и малый тундровый лебедь, встречаются беркут, кречет, орлан-белохвост, сапсан.
Остров Вайгач. Ненецкий автономный округ.
Птенцы лебедя
Благодаря промежуточному положению между материком и архипелагом Новая Земля, Вайгач является своеобразным мостом, по которому происходит миграция животных как с юга на север, так и в обратном направлении. В разное время здесь можно встретить зайца-беляка, лисицу, волка, росомаху, новоземельского северного оленя. Коренную же фауну наземных млекопитающих острова составляют сибирский и копытный лемминги, узкочерепная полёвка, песец, и самый крупный хищник планеты, хозяин Арктики – белый медведь. Остров Вайгач является одним из мест в Баренцевом море максимальной концентрации белого медведя в весенний период. В это время происходит массовое размножение в данном районе ластоногих, которые устраивают свои лёжки прямо на припайных льдах. Не редки встречи с косолапым хищником и в самый разгар полярного лета, в первую очередь это связано с ледовой ситуацией в проливе Карские ворота и в окрестностях острова в целом. Часто большие ледовые поля приносят с собой значительное количество белых медведей, которые затем остаются на острове и бродят по нему в поисках пищи, нередко останавливаясь «на постой» рядом с жилищем человека.
Хозяин Арктики (фото Анны Золотиной)
С целью сохранения и восстановления животного и растительного мира Заполярья, краснокнижных представителей флоры и фауны, уникальных арктических ландшафтов и историко-культурного наследия народов Крайнего Севера, постановлением Администрации Ненецкого автономного округа №111-п от «29» мая 2007 г., на территории острова Вайгач и прилегающих к нему островах учреждён Государственный региональный комплексный природный заказник «Вайгач» общей площадью 242 778 га, что составляет около 72% от всей территории острова. Приложением к постановлению определены границы заказника отсекающие от охранной зоны значительные территории на юге и севере острова. Если построение южной границы, по течению реки Дровяная, от ее устья до истока, и далее на запад до реки Талата а затем вниз по её течению до впадения в бухту Лямчина, может быть как-то обусловлено необходимостью осуществления хозяйственной деятельности населения постоянно проживающего на Вайгаче в п. Варнек для собственного обеспечения, то северная граница, от устья реки Хэхэяха вверх по течению до ее истока и далее на север до реки Стакан-Яхако и вниз по ее течению до впадения в Карское море, необоснованно выводит из-под охраны государства северную часть острова, которая, в свою очередь является своеобразным горлом, плацдармом на пути миграции животных.
Остров Вайгач. Ненецкий автономный округ.
Карта границ заказника "Вайгач"
Самой северной частью острова является мыс Болванский Нос или Ямалсаля, что в переводе с ненецкого может означать выступающая крайняя земля или выступ на краю земли («я» - земля, «мал» - крайний, «саля» трансформированное от ненецкого «сале» - выступ, место которое необходимо обогнуть, мыс). Впервые живописное описание самой северной части острова демонстрирует выдающийся русский художник и путешественник, уроженец Архангельской губернии Александр Алексеевич Борисов, побывавший здесь весной 1898 года в ходе подготовительной экспедиции на Новую Землю. В своих путевых очерках художник восторженно пишет:
Борисов Александр Алексеевич
– 31 мая я с проводником моим Ячей был на северо-восточной оконечности о. Вайгача, называемой Болванским Носом. Здесь находится священное место самоедов, вот почему этот мыс и получил такое название.
– Здесь я трое суток работал подряд, и все это время не спал: меня охватил какой-то бешеный восторг, и я, в возбуждении, бегал от одного мыска к другому, от одного камешка к другому – хотелось все увидеть! Пошел побродить по другому, соседнему с этим, носу «Аркасаля» (Большой Нос) и наткнулся на самоедское кладбище, состоящее из двух могил.
– Написал этюд – жертвенный камень с кучей костей и самих божеств, а также обрывистый берег и кладбище. Писал ледяные торосы, а неумолимый самоед все время стоял и подгонял, говоря, что надо ехать, скоро унесет припайки, и нам придется ждать лета, когда пройдут реки. И он был прав, тысячу раз прав! А как бы ни хотелось отсюда ехать, как бы хотелось здесь еще поработать, пожить! Но надо ехать, вот уже полночь. Напал страшный туман и не дал мне докончить этюд. Окутанные им, мы понеслись обратно, направляясь к «Неркасаля» (Костяной Нос). Там я мертвецки заснул на 18 часов, ведь я трое суток не спал!
Сегодня мыс, который Борисов в 1898 году называет Болванским, на некоторых картах именуется мысом Фёдорова, здесь расположена действующая полярная станция им. Е.К. Федорова (иногда полярная ст. Болванский Нос), Болванским же называют мыс указанный художником как «Аркасаля» (Большой Нос). Впрочем, вероятно оба выступа являются отрогами одного и того же мыса разделённого на две части бухтой Болванская с севера, и рекой Болванской с юга. Визуально мыс больше похож на группу из двух мелких островов соединённых с Вайгачём длинными галечными косами, такая же коса разделяет бухту и реку. Закрытые от пронизывающего северо-западного ветра каменистые пляжи привлекают сюда множество моржей и другого морского зверя. О чем свидетельствуют работники станции и жители посёлка Варнек. Именно для промысла морзверя, и, в первую очередь, «рыбьего зуба» (моржовый клык) приходили сюда промышленники из Пустозерска и Мезени, а причудливые заливы служили укрытием для утлых зверобойных судёнышек. Что касается белых медведей, то, на протяжении всего лета 2010 года, косолапый не покидал территорию станции, и спрятался только после приезда незнакомых ему людей.
Остров Вайгач. Ненецкий автономный округ.
Полярная станция имени Фёдорова
Мыс Ямалсаля можно назвать одним из самых удобных районов для проведения наблюдений за многочисленными птицами, отдыхающими в озёрах талой воды во время весеннего перелёта. По словам полярников, в мае, в озере возле станции так много водоплавающей птицы, что вода становится зеленой, и они вынуждены добывать питьевую воду в реке, далеко от бухты. Даже в летний период, стоя на высоких скалистых берегах можно подолгу любоваться бескрайними льдами, кочующими по проливу из холодного Карского в более тёплое Баренцево море. Отсюда и белые медведи.
Остров Вайгач. Ненецкий автономный округ.
Льды в проливе Карские Ворота
Как было сказано выше, мыс на протяжении долгого времени использовался как удобная полярная база, но самый глубокий шрам на его теле оставили последние десятилетия. В настоящее время вся территория вокруг Болванского усеяна металлическим мусором, это бочки, трубы, цистерны и многое другое оставленное метеорологами, полярниками и военными. Как не странно, но именно пребывание на севере Вайгача военных делает это место наиболее привлекательным для создания здесь станции мониторинга и центра экологического туризма – самой северной туристической базы Ненецкого округа. Пограничная застава с казармой квартирного типа, столовой, кинотеатром, многими хозяйственными помещениями, включая теплицу и баню, расположенными в трёх корпусах соединенных одним коридором, закрытым смотровым балконом на крыше и высокой обзорной вышкой, может стать уникальной площадкой для исследований, местом паломничества фотографов и художников, любителей острых ощущений и экстремального отдыха, да и всех тех, кто решит побывать в роли полярника. Одновременно на базе сможет находиться кордон, на котором разместится служба охраны заказника "Вайгач", представители пограничной службы или других контролирующих органов. Работа обслуживающего персонала может быть построена вахтовым методом, смена вахт может быть приурочена к сезонам наибольшей туристической активности.
Остров Вайгач. Ненецкий автономный округ.
Пограничная застава на мысе Болванский Нос
Остров Вайгач. Ненецкий автономный округ.
Свалка металлолома
Остров Вайгач. Ненецкий автономный округ.
Металлические бочки и трактора на берегу бух. Западная Болванская
Остров Вайгач. Ненецкий автономный округ.
Хозяйственный корпус и здание склада (на заднем плане)
Для создания данного объекта необходимо решить ряд задач, из которых наиболее сложными являются – проведение реконструкции и капитального ремонта заставы, а так же очистка территории от антропогенного мусора. Две эти проблемы могут быть решены одновременно, при этом для их решения могут быть привлечены средства федерального бюджета направляемые под программы по очистке Арктики. Мало того, для участия в подобном проекте могут быть привлечены и силы волонтёров, как из Ненецкого автономного округа, так и из других регионов, опыт подобной работы существует и в стране, и в соседней Архангельской области. Блочные корпуса имеют очень хорошую сохранность, в связи с чем, существенно сократятся затраты на проведение ремонта и реконструкции. В принципе, при грамотном подходе завоз всех материалов можно осуществить одним рейсом по морю, а сам ремонт провести в период одного полярного лета. Этим же судном необходимо вывезти метал, который, впоследствии, пойдёт на переплавку. Для удобства работы и экономии места на корабле необходимо использовать большой пресс, который позволит сминать двухсот литровые бочки как пивные банки. Проживание рабочих и волонтёров на первом этапе может быть осуществлено на корабле, после ремонта и переоборудования под общежитие отдельно стоящего здания склада, стройотряд может переместиться туда, позже в здании может проживать обслуживающий персонал базы. Для решения вопросов энергообеспечения могут быть использованы ветроэнергетические установки, которые обеспечат базу светом и теплом.
Остров Вайгач. Ненецкий автономный округ.
Модульные конструкции строений
Фермы фундамента
Остров Вайгач. Ненецкий автономный округ.
Запасы муки в помещениях склада
Остров Вайгач. Ненецкий автономный округ.
Помещения склада
Остров Вайгач. Ненецкий автономный округ.
Коридор, соединяющий хозяйственный блок и казарму
Остров Вайгач. Ненецкий автономный округ.
Тепличное помещение
Остров Вайгач. Ненецкий автономный округ.
Помещение бойлерной
Остров Вайгач. Ненецкий автономный округ.
В столовой
Остров Вайгач. Ненецкий автономный округ.
Местный мини кинотеатр
Следующий важный вопрос, требующий неотлагательного решения – это транспортное сообщение базы с "большой землёй", и в первую очередь, доставка на неё туристов (основной источник дохода и окупаемости объекта). Самым простым, но затратным является доставка людей из Нарьян-Мара при помощи вертолёта. Учитывая время на взлёт, посадку и заход на дозаправку в Варандее, время полёта в одну сторону составит 3 часа 10 минут, при ориентировочной стоимости 680 000 рублей. Поскольку на борт можно будет взять только 14 человек, стоимость одного билета туда и обратно будет равна почти 49 тысяч рублей.
Ми-8. Остров Вайгач. Ненецкий автономный округ.
Вертолёт Ми 8 - рабочая лошадка Заполярья
Другой вариант предполагает прилёт организованных групп в п. Амдерма и далее на судне соответствующей мореходности до северной оконечности Вайгача, судно может базироваться как в посёлке, так и в бухте Болванская. Данный путь по Карскому морю составит 134 км., по Баренцеву морю с переходом через пролив Югорский Шар – 245 км. (по пути могут быть проведены экскурсии с высадкой на берег в п. Варнек, на м. Раздельный, на м. Гребень, о. Большой Цинковый и т.д.). Данный вариант позволит развивать в Амдерме туристскую инфраструктуру: гостиничный бизнес, объекты питания, экскурсионные маршруты, транспортные услуги, аэропорт и многое другое, что в свою очередь послужит занятости населения и возрождению посёлка. Приезд на Вайгач через Амдерму наиболее привлекателен для уже сложившейся зарубежной туриндустрии и состоятельных туристов использующих для дальних перелётов собственный или зафрактованный авиатранспорт. При этом перелёт из Москвы в аэропорт Амдерма исключает множество проволочек связанных с посадками в других городах – Архангельске, Нарьян-Маре и т.д. Более состоятельные туристы могут проследовать на Вайгач тем же вертолётом, но уже из Амдермы, что в разы дешевле.
Посёлок Амдерма. Ненецкий автономный округ.
Посёлок Амдерма
Посёлок Амдерма. Остров Вайгач. Ненецкий автономный округ.
Центральная часть посёлка Амдерма
Полярная станция Амдерма. Остров Вайгач. Ненецкий автономный округ.
Полярная станция Амдерма
Не менее привлекательным станет и вариант приезда из Нарьян-Мара до п. Варнек рейсовым вертолётом стоимость билета, на который составляет семь тысяч рублей. Из Варнека группа туристов на внедорожной технике (вездеходах, машинах на шинах низкого давления, снегоходах, снежных тракторах и т.п.) самостоятельно в сопровождении гида проводника или на "общественном транспорте" пересекают остров с юга на север, что само по себе, уже уникальное приключение с посещением интересных мест, культурных объектов, оленеводческих хозяйств. Данная схема, так же как и предыдущая будет только благотворно влиять на улучшение жизни коренных обитателей посёлка и развитие туристской инфраструктуры в Варнеке.
Посёлок Варнек. Остров Вайгач. Ненецкий автономный округ.
Посёлок Варнек
Для жителей скандинавских стран посещение "священной земли" станет возможно при помощи ледокольного транспорта с отправкой прямо из города Мурманска. Подобная практика не нова и активно используется туроператорами. При организации ледокольных экскурсий Вайгач может стать промежуточной точкой на пути более глобальных маршрутов через острова Новой Земля, на Землю Франца Иосифа и далее по Серенному морскому пути.

В заключение хочется заметить, что подобный туристический объект не только благополучно существует, но и приносит доход в Норвегии, это мыс Нордкап, куда стремятся приехать туристы со всего света. Чем хуже северный Вайгач, расположенный на границе между Европой и Азией, омываемый водами двух морей, земля испокон веков почитаемая и посещаемая. Создание центра экологических исследований и туризма на мысе Болванский Нос позволит, не только популяризировать территорию арктических островов Ненецкого округа, принесёт доход в бюджет региона, решит проблему трудоустройства жителей посёлков Амдерма и Варнек, но и положительно повлияет на решение вопросов изучения, сохранения и восстановления животного и растительного мира Заполярья, уникальных арктических ландшафтов и историко-культурного наследия народов Крайнего Севера для будующих поколений.

9 комментариев:

  1. Даааа, классно было бы восстановить базу и устроить прекрасный туристический объект!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В этом посте, в отличии от бабочек, позитива не наблюдается. Вряд ли кому то нужен такой объект, проще ледокол подогнать и с ледокола проводить временные экскурсии на остров.

      Удалить
    2. Нет талантливого энтузиаста-инвестора! :(

      Удалить
    3. На самом деле для инвестора важен вопрос окупаемости, а на Вайгаче может быть государственная или даже международная станция мониторинга. Вопрос ведь не только о туризме.

      Удалить
    4. А Я, там служил в 2002-2004г. Клёво было... Летом очень красиво..!

      Удалить
    5. Я тоже 2003-2005 весна

      Удалить
  2. Да... время рушит всё. Был я и на полярной станции и на погранзаставе. И ходил на заброшенную часть ПВО неподалеку. Все теперь заброшено. Чертовски жаль... И в столовой, что на фото командир меня бощем угощал...

    ОтветитьУдалить
  3. Помню насобирал у них учебных гранат от подствольников на импровизировпнном стрельбище))

    ОтветитьУдалить
  4. Да... время рушит всё. Был я и на полярной станции и на погранзаставе. И ходил на заброшенную часть ПВО неподалеку. Все теперь заброшено. Чертовски жаль... И в столовой, что на фото командир меня бощем угощал...

    ОтветитьУдалить

Поделись

Популярные сообщения