вторник, 4 июня 2013 г.

Экспедиция Следопыт – за тайнами Сулы


Приток Печоры – Сула относится к наиболее крупным рекам Ненецкого округа. Эта река берёт свое начало с крайней западной гряды Тиманского кряжа – Косминский камень, и пересекает его в восточном направлении. Основной целью экспедиции стал водопад, расположенный в среднем течении р. Сулы. Сколько можно услышать разных историй, связанных с этим удивительным местом и, как правило, некоторые из них, носят, просто фантастический характер. А каково количество смельчаков – простых людей, полных отваги и романтики, побывавших здесь в разные годы, известно лишь черным скалам да мохнатым елям по берегам реки, но мы знаем точно, что география этих имён не ограничена территорией нашего округа.
Вместо предисловия
Как выяснилось в ходе подготовки экспедиции, данный водопад явился местом пересечения маршрутов, по меньшей мере, трёх крупных и весьма значимых экспедиций. Кроме того оказалось, что именно про нашу Сулу, с её удивительной природой и неописуемой красотой в 1982 году на киностудии Пермского телевидения был создан документальный короткометражный фильм под названием «Сула – река тундры», а его режиссер и оператор, в одном лице, Михаил Заплатин с двумя помощниками  прошел по реке на резиновых лодках до п. Коткино в августе восьмидесятого. С большим трудом нам удалось найти материалы экспедиций, но эти работы помогли получить всю необходимую информацию для создания полной картины района путешествия. В дань памяти и уважения к людям, внесшим огромный вклад в историю развития округа, было решено установить памятный знак «В честь путешественников – первооткрывателей, исследователей севера». На знаке установили табличку с именами Ф.Н. Чернышева, Г.И. Танфильева, В.В. Пиатровского, М.А. Заплатина, здесь же указали сроки и краткое описание целей экспедиций возглавляемых этими людьми.
В гонке за информацией мы буквально цеплялись за каждую мелочь, искали людей знающих хоть что-то об этом крае, радовались любой фотографии, буквально охотились за картографическим материалом. И вот однажды до нас дошла весть, что в верховье одного из притоков Сулы оленеводы нашли остатки военного самолета времён Великой Отечественной войны. Потом кто-то из геологов подтвердил: «Да, мол, видели», но вот описание самолетов совсем не совпадало. Не зная смеяться или плакать, мы слушали третью версию о том, что на месте падения самолета остался лишь один двигатель. В результате долгих разговоров и поисков на карте обозначились три предполагаемых места падения самолета, а нитка маршрута экспедиции круто повернула на запад к месту, от которого впоследствии и начались поиски.
Итак, к началу многодневного путешествия определился и был принят за окончательный вариант маршрут, который брал своё начало в верховье реки Верхняя Каменка, далее через Падун на Суле к месту, где в Сулу впадает река Щучья. Доставка к месту начала экспедиции и возвращение после завершения маршрута планировалось на вертолете Ми-8 Нарьян-Марского авиаотряда.
Кто же стал участником экспедиции 2001 года? Данный вопрос как особо важный прорабатывался параллельно с маршрутом. Еще зимой нами было разработано и распространено по всем школам округа Положение о конкурсе для участия в экспедиции. Дело в том, что её состав сильно ограничен численностью посадочных мест вертолёта, а число желающих участвовать в мероприятиях такого характера очень велико. Напомню, что заброска к началу маршрута производится вертолетом, число посадочных мест которого, в зависимости от наличия дополнительных баков, равно 18-22 человека, а вес груза не должен превышать 2000 кг.
Условия конкурса предусматривали участие школьников в двух его этапах, на первом, заочном этапе конкурсант представлял в оргкомитет экспедиции подробную информацию о себе в соответствии с анкетой, а также минимум необходимой документации: паспортные данные, заявление-разрешение родителей, медицинскую справку установленного образца, характеристику и ходатайство школы (не обязательно), по возможности фотографию. На второй этап конкурса представлялись отчеты о походах с участием заявленных конкурсантов – для образовательных учреждений или самостоятельная исследовательская работа по любому из краеведческих направлений (история, культура, природа и т.п.).
К сожалению, для организаторов, введение конкурсного отбора заметно сократило число претендентов на участие в путешествии. Выяснилось, что многие «Условия» просто-напросто не дошли до своих адресатов и были «похоронены» в столах директоров школ и их замов. В отдельных местах не нашлось людей способных оказать поддержку и помочь своим ученикам в довольно не простом, но надо сказать, что и не таком трудном деле. Странно, что администрации школ и учителя – естественники не увидели замечательную возможность пополнения учебно-материальной базы кабинетов географии, химии, экологии, природоведения прекрасными коллекциями минералов, палеонтологических и археологических находок, наконец, гербариями растений произрастающих на территории НАО. Я не говорю о возможности получить фотографии и видеоматериалы уникальных и просто интереснейших мест и объектов края. В конце концов, от того, насколько активно и плодотворно школа примет участие в подготовке своих «миссионеров» будет напрямую зависеть качественный и количественный показатели результативности участия в экспедиции того или иного ученика. К сожалению, на данном этапе, мы не можем привлекать для участия в экспедициях большие группы детей в сопровождении учителя от одного учебного заведения, но хорошо подготовленные два – три ученика от школы могут получить опыт достаточный для организации подобной работы на местах.
К середине июня экспедиционный отряд был сформирован, и в назначенные сроки группа отправилась в путь.
До свидания цивилизация
Собравшись накануне вечером в общежитии НШИ, вся группы ещё раз проверила снаряжение – рюкзаки, байды. Последние рейды по магазинам, закуплены недостающие продукты и всё разложено по мешкам, рюкзакам, чехлам. Всю первую половину ночи в коридоре шумела работа и лишь к трём часам, закончив приготовления, все разошлись по постелям. Спали по принципу – кто, где упал, тот там и уснул.
Вся команда проснулась и встала почти одновременно в 6:45, к восьми часам к зданию интерната подъехали школьный грузовик и автобус. В 8:15 «колонна» двинулась в аэропорт.
В сравнении с прошлым годом количество груза существенно уменьшилось, но это не считая девяти байдарок каждая из которых весом в 25 килограмм, кроме того в кузове грузовика красовался огромный, торчащий почти на два метра позади машины, белый деревянный крест. Весь груз полностью занял всё свободное пространство в кузове грузовика.
В  аэропорту нас уже поджидала съемочная группа новостей телекомпании Нарьян-Мар. После небольшого интервью, проверки документов и багажа желтый аэропортовский автобус доставил нас на вертолетную площадку. И вот вертолет поднялся в небо. Курс на п. Коткино, а далее вдоль реки Сулы к водопаду.
В низовье река протекает по равнинной местности. На её берегах находятся множество гектаров сенокосных угодий. Местами видны полосы хвойного леса, встречается берёза, ива. Река не глубокая, особенно выше п. Коткино, с высоты полета хорошо видны полосы песчаных мелей и кошек. Река сильно петляет и её фарватер проходит то под одним, то под другим берегом. Ещё выше встречаем великолепную картину – настоящие смешанные леса, всё те же полосы ели но чередующиеся с берёзовыми рощами. Лес кажется чистым, без буреломов и густых зарослей.
В салоне заметное оживление – пилот дал знак, что приближаемся к знаменитому Сульскому водопаду. По опыту прошлой экспедиции я знаю, что в иллюминатор невозможно увидеть той мощи и красоты таких природных объектов как скалы, водопады и перекаты, но этот белый от пены порог поражает своей силой и красотой даже с высоты птичьего полета.
Через некоторое время наше воздушное судно описывает круг – это экипаж выбирает площадку для посадки машины. Здесь в четырёх километрах от водопада, возле небольшой избушки связистов, нам предстоит оставить часть продуктов, кроме того здесь же мы оставляем крест. Далее курс на реку Каменка, к её истоку.
Еловые леса по берегу реки сменяет ровное, с почти незаметными волнами холмов, покрывало тундры. Лишь в отдельных местах видны небольшие заросли ивняка и «кочки» карликовой берёзы. «Вот и ваша Каменка» - сквозь грохот турбин послышался едва разборчивый голос пилота. Прямо под нами показалась узкая полоска воды, река словно усеяна каменистыми отмелями и перекатами, в некоторых местах русло совсем теряется в камнях или, что совсем «хорошо», полностью заросло похожими на лопухи растениями. Подниматься выше нет смысла, потому как воды почти нет, и речка стала совершенно не проходима даже для такого не привередливого транспорта как байдарки.
Фото 1. Река Каменная Виска

Вскоре бело-красный вертолет исчез за горизонтом, оставив нас на небольшой сопке, на берегу реки, примерно в 8-10 км от её истока. Прямо сказать – первые впечатления от начала путешествия были совсем не оптимистичными. На улице холодно, то и дело накрапывает мелкий дождь. Куда не глянь, вокруг ни деревца, ни бревнышка. Ночью было немного прохладно, но, по словам ребят никто не замерз.
Поиски самолётов
Накануне несколькими группами мы буквально прочесали всю территорию вокруг лагеря и вниз по реке, главное, что удалось выяснить то, что речка эта неспроста получила название Каменка. На протяжении нескольких километров река не имеет выраженного русла, точнее сказать, всё её русло буквально завалено камнями, и вода как будто течет по неровной поверхности Земли и не растекается только по тому, что это, так называемое русло, находится внутри длинного и не постоянного по своей высоте каньона. С мыслью о том, что ближайшие 5-7 км нам не придётся грести, а это означало только то, что байды вместе с их содержимым каким-то образом нужно будет транспортировать до «большой воды», не покидала нас ни в первый день, ни тогда, когда все уставшие мы возвращались с поисков уже ночью следующих суток. Мы действительно боялись, что перетаскивание лодок может затянуться на многие дни, и мы просто не успеем добраться ни до конечного пункта маршрута, ни даже до падуна, поэтому мы торопились и на поиски самолетов, тогда уже мы точно знали, что их три, был выделен только один день. 
Фото 2. Обследовали окресности

Подъём по графику, дежурные встали в 6.30. основная задача на день – найти, описать и зафиксировать самолеты находящиеся где-то в районе соп. Лодка. Вышли на маршрут с опозданием по графику в 1 час. До сопки шли вдоль берега реки Верхняя Каменка. Сопка особо не выделяется и поэтому приходится ориентироваться по компасу и карте, в связи, с чем в группе возникают небольшие разногласия среди специалистов. Останки первого самолета увидели уже на подходе к сопке. В дали виден обтекатель ракеты ярко-красного цвета. Пока варится обед решено отправить группу разведки к предполагаемому месту падения второго самолета – примерно 4 км к западу, основной ориентир при движении – высокая сопка (246) вдалеке. На самолет вышли почти сразу, но чтобы добраться до него в самом конце пути пришлось преодолеть широкую полосу густого ерника.
Фото 3. Место крушения самолёта ТБ-3

Самолет большой, с рифлеными крыльями и фюзеляжем защитного цвета. Длинна одного крыла составляет примерно 16 метров (кончик левого крыла сломан, правого вошел в землю), его ширина примерно 5 метров. Предположительно самолет марки АНТ-6 (ТБ-3 или Г-2). Место нахождения – склон холма, направлен кабиной пилотов в сторону вершины (снизу в верх). Частично уцелела лишь центральная часть фюзеляжа в месте крепления крыльев. Кабина пилотов смята, хвостовая же часть полностью отсутствует.
Обратно группа возвращается тем же путём. По пути ловили леменгов, которых было много, что в свою очередь может объяснить большую концентрацию птиц – хищников на данной территории. Когда вернулись на сопку, второй группы уже не было, по причине холодной погоды и малого количества дров они снялись с места и, пройдя через остатки второго самолета, отправились к базовому лагерю. Пообедав и немного отдохнув, мы оправились тем же путем.

Фото 4. Носовая часть Каталины


Для того, что бы добраться до самолета нам пришлось пересечь болото шириной 1.5-2 км. По пути встретили порядка 10 поморников. Место падения самолета впечатлило. Его части были разбросаны на небольшом участке лишь винт и часть фюзеляжа (может быть крыло) лежали на удалении 100 м. Какая-то часть фюзеляжа сгорела об этом свидетельствовали обгоревшие пулемётные гильзы, остатки деревянных и кожаных изделий, куски оплавленного металла (алюминиевый сплав). На некоторых гильзах пропечатаны цифры  40, 41, 42, 43 – год выпуска, что позволило судить о том, что самолет упал не ранее 1943 года. На носовой части фюзеляжа нами была найдена надпись оставленная оленеводом из пос. Волоковая Терентьевым Григорием Петровичем, сделанная в 1943 году – год гибели самолета. По имеющимся остаткам самолета, очевидно, что данный самолет производства США, тип самолета «Каталина». В те времена такие машины называли летающими лодками (самолет-лодка).

Фото 5. Винты, размолотив корпус, разлетелись в разные стороны

От американского самолета-лодки группа двинулась в лагерь, но по пути было решено обследовать ярко-оранжевый предмет напоминавший часть ракеты лежавший в некотором удалении. Данное обследование не к чему не привело.
В лагерь вернулись в 23 часа, погода стояла ясная, на небе оставалось все меньше и меньше облаков. К часу ночи поднялся легкий ветерок, и на горизонте появилась пелена тумана, превратившаяся через некоторое время в огромную матовую стену высотой от земли до неба. Всё вокруг исчезло, видимость стала такая, что от палаток было едва заметно костёр, не говоря уже о флаге.
Фото 6. На сопке Лодка

С самого раннего утра идёт дождь, ещё с вечера решили перенести подъём на 10 часов это связано с поздним возвращением от самолетов. Сразу же после завтрака принялись собирать и готовить байдарки. Несмотря на то, что ещё в городе вся группа прошла небольшую подготовку по сборке байд и их использованию этот процесс затянулся на несколько часов. К тому же выяснилось, что у трёх байд напрочь отсутствуют весла, а в днище одной из них имеется небольшая дыра, так что первый ремонт мы провели не спуская лодки на воду. В свободное время ребята ловили рыбу. Традиционной добычей явились хариусы.
Начало настоящих испытаний
В лагере суета, сегодня мы уходим с этого обжитого места. Наш путь простирается дальше, вниз по реке Верхняя Каменка до места впадения её в Сулу. Здесь в верховье реки пройти на байдарке, для которой хватило бы 30 сантиметровой глубины практически невозможно и поэтому весь груз приходится нести на себе. Каждый в группе надеется на то, что ниже по течению будет больше воды, а пока лодка за лодкой вереницей проходят по цепочке человеческих рук. Местами глубина реки не позволяет провести даже полностью разгруженную байдарку и нам приходится тащить их на руках. Но большую часть пути гораздо выгодней, просто убрать большие камни на пути следования лодок и мы, то и дело разгребаем этот путь, находясь при этом по колено в воде. Скалы, располагавшиеся то на левом, то на правом берегах постепенно превратились в один большой каньон.
После обеда группа заметно поутихла, пропал весь тот ажиотаж, который был ещё пару часов назад. Как чудо все ждут большую воду и, спешат дойти до каждого поворота реки в надежде найти её там, но кажется, что река не изменится никогда. Всё чаще вспоминается рассказ Заплатина, снявшего д.ф. «Сула – река тундры», обо всех тяготах которые пришлось преодолеть его группе связанных с мелями и камнями, но его группа шла по Суле, а мы только начали свой путь и находимся в самом верховье притока этой реки, который так и называется – Каменка.
Пришло время становиться на ночлег, но как назло нет, ни одного подходящего места, лишь скалы, да камни. Вся группа изрядно вымоталась и промокла до нитки. Ребята идут по воде как пьяные, гонимые течением, ветром и комарами. Кто-то удачно пошутил: «На байдарке больше не пойду». И немного погодя добавил: «Слишком маленькая скорость». Мы дружно посмеялись, ведь только нам известен весь смысл этой шутки. Вот впереди опять перекат, по оценкам, уже специалистов копать бессмысленно, значит надо тащить. Выгружать лодки и перетаскивать отдельно «багаж» и байду уже ни у кого нет сил, поэтому всё несём на руках, окружив лодку со всех сторон, где по шесть, а где и по восемь человек.
Наконец-то  появился лес, но он растет на самых склонах и остаётся лишь неширокая полоса берега, где можно поставить палатки. Для ночлега выбираем небольшую поляну с большим количеством сухой ивы. Через считанные минуты на берегу вырастает целая палаточная деревенька, вот уже поднят в небо ярко-желтый экспедиционный флаг, а рядом вьётся тонкая струйка голубоватого дыма от только что разложенного костра, на котором уже стоят наполненные водой котлы. Ночь выдалась тёплой и весь лагерь быстро уснул. Все ужасно устали, но, не смотря на затраченные усилия сегодня, мы прошли всего лишь четыре километра.
Хождение по мукам
Весь день лежим в палатках, нет, не потому, что сильно устали и нет больше никаких сил, просто весь день льёт как из ведра. Дождь начался ещё ночью, когда все спали. Он, то налетал на лагерь со шквалом ветра, то вновь затихал. Казалось, что небо копит силы, что бы вновь обрушить на нас множество литров воды. К обеду погода как будто дала передышку, но этого времени хватило лишь на то, чтобы дежурные успели приготовить пищу. И снова дождь. Как хорошо суп и кашу разносят прямо по палаткам, можно сказать в постель, а вот вскипятить чай так и не удалось. Небо потемнело, раздались раскаты грома и почти сразу в небе промелькнул яркий след молнии – антракт закончен, прослушайте, пожалуйста, второе действие. С новой силой природа обрушила на нас новые струи воды. Послышался грохот падающих камней, это сошла порода на противоположном берегу. Затихнув на пару минут дождь, снова начал свою дробь, казалось ещё немного и палатки дадут течь.

Фото 7. Скоро обед, а мы ещё не завтракали

Нет худа без добра – гласит старая пословица, вот так и у нас. В результате почти суточного ливня уровень воды в реке вырос ровно настолько, чтобы по ней смогла идти байда средней загрузки, это позволило больше идти на лодках, нежели вести их по воде пешком. Лагерь свёрнут, лодки загружены, все экипажи ждут команды на выход, и вот последний инструктаж и по «машинам». Впереди нас ждёт первый перекат, который мы преодолеваем «верхом».
Перекат начался сразу за поворотом, довольно большая глубина не позволила выйти из байды и вести лодку, а камни, точнее сказать огромные валуны, лежащие по всей ширине русла как подводные рифы, явились весомым препятствием для его прохождения. И вот первые «потери». Лодки, начавшие движение без достаточного интервала, на большой скорости налетали на камни и застревая на них становились преградой для идущих следом. Дурацкая ситуация когда висишь килем на валуне и при этом не можешь выйти в воду. Стоит заметить, что опыт управления байдаркой у всех членов команды был равен одному тренировочному выходу,  который состоялся на Городецкой курье. «Пилигрим», так называлась одна из лодок, был развернут при ударе правым бортом о еле заметный валун. Точно стрелку компаса, байду развернуло и поставило поперёк реки, в следующий момент лодка была перевёрнута вверх дном.
И снова мель, даже не мель, а просто всё русло реки усыпано большими камнями, которые лежат так часто, что при данной скорости течения просто физически невозможно вырулить между ними. И снова мы тянем свои лодки, в неугомонных струях мечтая лишь об одном – скорей бы добраться до большой воды. Мы уже точно знаем, что она все же есть и ждёт нас где-то за поворотом.
Фото 8. Обедаем, тут же сушимся

На обеде ремонтируем лодки, на двух из них дыры, перед тем как заклеивать приходится стягивать нитками. После обеда снова в путь. Никто не знает, что ждёт нас впереди, поэтому я как руководитель и один из немногих имеющих опыт водных походов иду в качестве разведки на большом расстоянии от основной группы.  И вот река делает резкий поворот, за ним второй, третий. Лодку точно подхватили и поставили на невидимые рельсы «американских горок», только на горках ты на 90% уверен, что всё рассчитано и проверено до мелочей, а здесь же, с точностью до наоборот. Немыслимый страх или возбуждение, чтобы понять до конца, нет времени, всё проносится так быстро, что едва успеваешь различать подводные капканы расставленные рекой на твоём пути.
Фото 9. Лагерь на берегу реки

Часто, после ночевок, здесь в верховье Каменки, у многих из нас появляется какой-то необъяснимый природный страх перед рекой. Совершенно не хочется даже залезать в байду и тем более куда-то на ней плыть. И, наверное, если бы была возможность идти по берегу, то многое так и сделали. Но, увы, по берегам лишь скалы, да камни и порой есть только один путь – в самую бурную и быструю воду.
Пройдя перекат, я оглянулся назад, на реке никого значит, есть время достать из гермоупаковки и установить на берегу фото и видеоаппаратуру. К тому времени как к перекату подошла первая байда, а это был несчастный «Пилигрим», всё было готово.  Следом на открытом участке реки появились другие лодки, они медленно и безмятежно сплавлялись почти без помощи весел. Я не думал снимать ровно идущего и ловко обходящего подводные камни «Пилигрима» и нацелил объектив камеры на следующий экипаж когда, как говорится, краем глаза заметил, как лодку развернуло и забросило на уходящий в воду неширокий выступ почти отвесной скалы. Лодка, удерживаемая течением, ещё держалась в таком положении, но, увы, если бы был, хотя бы небольшой уступ на скале, чтоб ухватиться, ещё мгновенье и оба члена экипажа оказались в воде.
В такие минуты, не успевая ничего осознать, ты не обращаешь внимания ни на холодную воду, ни на, то, что ударился где-то под водой, страдает в основном различное оборудование расположенное «под рукой»: фотоаппараты, видеокамера, приёмник и т.п. Но как говорится: «Кто на байде не килялся, тот на ней не ходил». Описанный случай был далеко не первый и, увы, не последний.
Перевернуться на пороге это одно, а вот бороздить воду головой на ровной глади очень уж понимаешь обидно. Пройдя очередной порог, наша лодка вышла на ровный и очень быстрый участок реки. Река в этом месте делает поворот, и основной поток её вод пришелся на левый, поросший ивой, берег.  Хочешь, не хочешь, а пройти придётся именно здесь, прямо под ветками. Чтобы не зацепится за куст и тем самым не помешать удачно спланированному маневру, одновременно с матросом мы складываем весла вдоль борта и, нагибаясь, оба прижимаемся  к лодке. Байдарка заходит под нависшие над водой кусты и всё вроде бы хорошо, но вдруг скорость её заметно падает и вскоре лодка совсем останавливается. Оказалось, что лодку прижало к русту более сильным боковым потоком настолько сильно, что куст прогнулся и вместе с ней прижался к берегу. Ещё мгновенье и мощная ивовая пружина не выдержала натиска и, сорвавшись, перевернула нашу лодку, как пекарь переворачивает блин на сковородке. Выбраться на берег и вытащить из воды снаряжение, да и саму байду, мы смогли лишь через 70 метров.
Перекат за перекатом, где пешком, где на байдах наша группа, наконец-то, добралась до того места, где в Каменку впадает небольшая речушка, скрытая среди крутых и высоких берегов. Порядка шести лодок из девяти «показали киль» на этом небольшом промежутке пути, некоторые из них проделали эту процедуру по несколько раз. Далее по реке всё чаще встречаются небольшие плесы, все реже встречаются перекаты, все больше преграду создают заросли белокопытника.
Фото 10. Вышли на Сулу, река спокойная, широкая и глубокая, погода прекрасная

К избе связистов на Суле подошли под раскаты грома, но гроза прошла стороной, а вот ливень затянулся на всю ночь. Под сплошным проливным дождём мы готовили пищу, вместе с ним ложились спать. Самых маленьких разместили в избе, здесь же оставили наиболее ценные вещи.
Про то, как мы "штурмовали" падун.
Каждый в группе уже знал, что до падуна осталось четыре километра, и поэтому, утром все байдарки, как, будто выпущенные на свободу дикие звери, что есть мочи, рванули вниз по реке. До водопада дошли очень быстро, правда, перед каждым поворотом реки выходили на берег и пешком проверяли, насколько опасен тот или иной перекат. Становилось немного не по себе, когда лодки одна за другой уходили в бурлящие быстрые воды. На некоторых, даже небольших порогах, уровень уреза воды до препятствия и после его заметно отличаются, и идущим сзади порой, кажется, что лодки вместе с экипажами проваливаются в какую-то непонятную бездну. Всё кругом говорит о приближении главного события всей экспедиции – основной цели нашего путешествия Сульского падуна.
 Да, это было поистине грандиозное зрелище. Между двумя отвесными черными скалами, в три каскада, как по ступенькам, перекатывается мощный бурлящий поток, общая высота которого составляет около четырёх или шести метров. Так описал это природное сооружение один из участников экспедиции в своём дневнике.
Между тем шел дождь, уставшие и промокшие мы занимались установкой знака в честь полярных исследователей. Крест установили на левом берегу реки, под скалой – на самом видном и самом интересном, с нашей точки зрения, месте. Может быть, тем самым, мы допустили большую ошибку, ведь высока вероятность того, что его снесёт стремительными водами реки во время весеннего паводка, может быть, но, что сделано – то сделано, время покажет.
В своё время, на этом месте стояли Ф.Н. Чернышев, Г.И. Танфильев, В.В. Пиотровский. Именно отсюда начинал свою экспедицию в Коткино М.А. Заплатин, вот только вертолет высадил его ниже падуна, а нам ещё предстояло перебраться через это самое сложное препятствие. Переправа заняла больше трёх часов. Ситуация усложнялась тем, что правый берег реки, возле падуна ограничен высокой, отвесной скалой и просто провести лодки вдоль него было невозможно. Оставалось только два пути – либо перетаскивать байдарки вместе с содержимым по верху через лес, либо, переправляясь на лодках, минуя скалу приставать к небольшому её выступу перед самым водопадом, а дальше перетаскиваться по берегу. Основной поток воды проходит под левым берегом, здесь же под скалой течение слабое, но кто может гарантировать, что лодку с неопытным экипажем не вынесет в самые струи, и ребята, оказавшись один на один со стихией, сумеют удачно преодолеть испытание. Ко всему, после прошедших ливней, только от одного вида стремительно падающей воды, по коже пробегают мурашки.
Для переправы использовали альпинистские верёвки и карабины, при помощи этого не хитрого оборудования нам удалось без всяких потерь доставить лодки одну за другой к небольшому каменному выступу, а там дело техники – вначале перетаскиваем снаряжение и груз, а потом и саму лодку, до спокойной воды здесь меньше тридцати метров.
Место для бивака выбрали на довольно таки большом по здешним меркам острове чуть ниже падуна, здесь мы планировали задержаться на некоторое время и привести себя в порядок.
Как удивительна природа человека – ещё вчера сырые, уставшие и напуганные мы проклинали все, на чем стоит белый свет. Сегодня же можно просто сидеть под палящим солнцем на голых камнях, не слыша ничего кроме грохота воды, вглядываясь в облака брызг, рассматривая в них радуги и думать о том, что на всём свете нет ничего лучше и красивей.



Фото 11-13. Исследовательские работы на берегу падуна день спустя

Три незабываемых дня мы провели рядом с этим удивительным местом.  На одиннадцатый день наших скитаний по реке устроили «баню» под открытым небом, для этого на берегу небольшой каменной чаши, наполненной водой, разложили таежный костёр и мылись, согреваясь в потоках горячего воздуха. Вечером этого же дня устроили игры КВН, за звание лучших боролись две команды «Шип-Шип» и «Шкет» несмотря на то, что к середине игры опять зарядил мелкий дождь всё прошло очень энергично и весело. Ребята молодцы придумали много интересных шуток и песен о наших похождениях. В итоге дружная ничья, а дождь затянулся ещё на день и принёс холодную пасмурную погоду.
Возвращение домой.
Последний, стремительный бросок протяженностью в тридцать шесть километров мы прошли без особого труда за один день. На этом участке река пересекает Каменноугольную гряду, и часть пути проходит по дну живописного каньона с высокими известняковыми берегами. На некоторых участках её дно выложено огромными плитами, в таких местах не приходится скучать, местами, на крутых поворотах, река упирается в отвесные стены, и лодки стремительно проносятся мимо них так близко, что порой приходиться нагибаться, чтобы не удариться головой об каменистые выступы.
Фото 14. Теперь можно помахать вёслами

Фото 15. Известняковый каньон на Суле

Фото 16. Сула в районе реки Щучей

Фото 17. Фото на память

Последние два дня погода решила побаловать нас, стояла жара +25-300С, вот было радости, единственным огорчением стала появившаяся мошкара, комары и более крупные кровососущие насекомые.
На последнем нашем привале чаще чем где либо проводили различные конкурсы и соревнования. Провели конкурс на самую оригинальную находку, в рыцарском турнире приняли участие не только мужчины и парни, но и девчата метали копья, стреляли из лука, прыгали в длину с тяжестью, бегали с камнями, толкали камни на дальность. Капитаны подтверждали свой статус, для сдачи зачета выполняли задания по программе: устройство байдарки; метание линя; управление байдаркой – восьмерка, движение кормой, приставание боком; гонки на скорость. Провели так называемое «Киливание», т.е., намеренный переворот байдарки на ходу, с проведением спасательных операций, давно не килялись и видимо все соскучились. После всех конкурсов ребята вдоволь накупались. Затем разобрали байдарки, сложили их в специальные мешки и собрались у костра, греться и сушить вещи.
Сула, видимо, не хотела нас отпускать. Не часто на её берегах встретишь такую шумную и весёлую компанию. Гроза началась внезапно когда лагерь был свёрнут и вещи ожидали погрузки на вертолёт. Поднялся порывистый ветер, появились грозовые облака, и пошел дождь. Мы поставили три палатки, одну для взрослых и две для ребят. Но гроза закончилась также  внезапно, как и началась и, практически сразу, в небе послышался гул вертолета, в тот, же миг ввысь взметнулись две сигнальные ракеты. Вертолет, сделав круг, медленно приземлился на каменистый пляж, мы быстро загрузили свои вещи и сфотографировались на память. Остался позади, ставший родным, островок. Сделали почетный круг над Сульским падуном. Белый крест излучал теплый свет, рядом с бурлящей рекой и таежным, бархатным лесом. Сколько трудностей нам пришлось пережить, устанавливая его! Но мы это сделали и были счастливы! До свидания, Сула! До скорой встречи!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Поделись

Популярные сообщения