среда, 26 июня 2013 г.

Старообрядцы в Пустозерске

Всегда удивляюсь погоде, когда приезжают в Пустозерск старообрядцы. Вот и сегодня, встречая группу паломников из села Усть-Цильма, во главе с наставником отцом Алексеем (Носов Алексей Григорьевич), не как не думал, что жара спадёт именно тогда, когда группа, высадившись на берег, с иконами и молитвами направится крёстным ходом к новенькой часовне.

 Группа паломников у входа в старообрядческую церковь в городе Нарьян-Маре

Большой закрытый катер с мотором 200 лошадиных сил привёз паломников в Нарьян-Мар ещё вчера вечером, слава Богу, в местной старообрядческой общине сегодня есть целый дом где организован нехитрый приют для желающих посетить место казни протопопа Авва́кума.









Старообрядцы приезжают на берег Городецкого озера довольно часто, но сегодня пишу не об этом, хочется расставить некоторые точки над "i". Меня беспокоит, когда люди совершенно не понимают разницы между Русской Православной Церковью, Русской Православной Старообрядческой Церковью и Русской Древлеправославной Церковью. 

Самое первое, что часто можно слышать – это выражение такого рода: "Мы то – православные христиане, а старообрядцы нет". Бывает ещё глупей формулировки, но цитировать не буду (учусь сглаживать углы). Достаточно заглянуть в толковый словарик русского языка и там прочитать, что православие это одно из основных направлений христианства – религии, основанной на культе Исуса (Иисуса) Христа. Старообрядчество – это совокупность религиозных течений в русле русской православной традиции, отвергающих церковную реформу, предпринятую в 1650-х – 1660-х годах патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем с целью приведения к единообразию богослужебного чина Русской Церкви с греческой Церковью. Одним словом, если рассматривать только в этом ключе, то и те и другие – православные христиане и разницы между ними нет, как нет, и не может быть рожек, хвостиков и прочей глупости, ни у первых, ни у вторых. 

То, что касается тех самых религиозных течений в старообрядчестве – их действительно много, говорить об этом не будем. Самое первое распределение в классификации всех старообрядцев – это то, что все они делятся на поповцев и безпоповцев, у первых существует священство, т.е. есть попы, а у вторых их нет. 

Так в сентябре 2012 года Пустозерск посетила делегация Русской Православной Старообрядческой Церкви во главе с митрополитом Московским и всея Руси Корнилием и епископом Ярославским и Костромским Викентием. В составе делегации из 16-ти человек были представители Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Калуги и Костромы. Мне посчастливилось помогать при организации поездки и участвовать в ней, я с удовольствием расскажу об этом на страницах блога, но чуть позже. 

Для простого обывателя старообрядцы – поповцы мало чем отличаются от новообрядцев, однако, они придерживаются при этом старых обрядов, богослужбных книг и церковных традиций.


 Делегация Русской Православной Старообрядческой Церкви в Пустозерске

Старообрядцы, оставшись без священников после смерти последних, лишились церковных таинств: причащения, миропомазания, брака, елеосвящения и т.д. В условиях отсутствия священства службы стали вестись избранными грамотными мирянами. Впоследствии на основе иноческого соловецкого устава был создан Поморский устав для ведения службы мирянам, в котором были опущены слова, предназначенные только для священников. В Поморье был организован Выговский монастырь, ставший духовным центром всего согласия с конца XVII до середины XIX века. Данное течение старообрядцев стало называться Древлеправославная поморская церковь – современное официальное название крупнейшего религиозного объединения староверов поморского согласия. Именно старообрядцы – поморцы исторически преобладают на территории Русского Севера, в том числе и в Ненецком автономном округе.

Старообрядцы безпоповцы на предполагаемом месте казни протопопа Аввакума

Второе умозаключение, не вписывающееся в общеизвестные рамки, но часто звучащее в средствах массовой информации, это то, что Пустозерск является центром старообрядчества. Городок Пустозерск никогда таковым не был, его ещё можно назвать центром проповеди протопопа Аввакума – идеолога русского старообрядчества, который просидел здесь в земляной тюрьме более 14 лет, но, никак не центром старообрядчества, даже, в Печорском крае.  Именно здесь Аввакум написал свои известные произведения, в том числе знаменитое "Житие", "Книга бесед", "Книга толкований", "Книга обличений" и др. Отсюда по стране расходились его послания к приверженцам "старой веры". После казни через сожжение в срубе в Пустозерске "за великие на царский дом хулы" Аввакум был причислен к лику святых и почитается в большинстве старообрядческих церквей и общин как священномученик и исповедник. Старообрядцы посещают Пустозерское городище только для того, что бы поклониться своему учителю отдавшему жизнь за сохранение древних традиций русского благочестия. 

Меня иногда спрашивают о том, как правильно произносить имя протопопа, с ударением на вторую "а" или на "у". Сегодня имя Аввакум произносится с ударением на "у" и миряне, почитающие его как писателя и литературного деятеля так и произносят, но, в старой традиции ударение приходилось на вторую "а", эта традиция сохраняется у старообрядцев и по настоящее время, поэтому все старообрядцы называют своего наставника только Авва́кум. В качестве ещё одного примера из мирской жизни можно привести слово "магазин". Современные люди, все как один, поставят ударение на "и", и будут правы, но в старых северных деревнях до сих пор можно слышать родное для многих "мага́зин".

Протопоп Аввакум, современная икона 

И последнее на сегодня. Жители Ненецкого округа, я не говорю о людях интересующихся Пустозерском и проживающих на просторах нашей необъятной Родины, запутавшись в потоке информации, зачастую не достоверной и противоречивой (настолько, что не могут самостоятельно разделить её на "вымысел" и "замысел") часто спрашивают о развитии музея-заповедника "Пустозерск", но если Вы, уважаемый читатель, просмотрите новости в сети Интернет, то станет совсем легко разобраться в том, что многие годы нам говорят одни и те, же слова, которые, в последнее время, и вовсе не меняются. Тема эта не вместиться в заключительный абзац и требует отдельного поста, могу лишь сказать, что к строительству часовни и трапезной на окраине Пустозерского городища музей-заповедник не имеет никакого отношения, так же как не имеет никакого отношения к сгоревшему в д. Устье гостевому дому. Впрочем, о деятельности государственного учреждения судить тяжело – очень всё засекречено, но, судя по тому, что паломники, группы школьников и многие посещающие Пустозерск делают это самостоятельно, уже не надеясь на помощь со стороны музея, настораживает и заставляет задуматься. 

Подождём ещё немного, уже этим летом нам обещали, что в деревне Устье будет построен экскурсионно-туристический центр и отреставрированы здания музея, бюджетных денег потрачено вагон и маленькая тележка, а воз и ныне там – прекрасное название для поста по данной теме, так и назовём, то есть – продолжение следует.





Часовня и трапезная построенная старообрядцами в Пустозерске на собственные средства

16 комментариев:

  1. Про старообрядцев великолепно писал Мельников -Печерский "В лесах", там правда дело за Волгой происходило. Андрей, а можно фото чуть -чуть побольше делать? Я люблю рассматривать лица людей.

    ОтветитьУдалить
  2. Я так и делал, но у нас в округе, в основном, народ пользуется мобильными модемами и зачастую не могут просматривать фотографии, не говоря уже о видео. Если хочешь, я тебе вышлю фотографию в оригинале.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. высылай -olgavanouito@mail.ru

      я знала про старообрядцев в Архангельске, и кое-что читала когда мою книжонку писала (муза ушла на каникулы-)), но вот так вживую никогда не видела. Буду очень благодарна.

      Удалить
  3. Андрей, спасибо за интересный пост. Признаюсь, что была немного не в теме по данному вопросу. В казачьем крае о старообрядчестве не упоминают.
    Мне, как и Оле нравится рассматривать лица. Какие они все одухотворенные! Думала, что старообрядцы, это в основном старики да старушки, а тут и молодых много.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Молодых действительно очень много. Дорого добираться, но когда организуется большая группа, например, когда проводили крёстный ход, было много и молодёжи детей. Есть целые молодёжные лагеря куда съезжаются старообрядцы из разных регионом и даже стран.

      Удалить
    2. Всегда восторгался казаками - правильные они, всё по законам Божьим и человеческим, патриоты все, как один. Если бы у нас было, что-то вроде казачества - мы бы Ненецкий округ на руках несли, с нашим то бюджетом, все дороги в асфальт, социалку на уровень, всю тундру на земельные участки - что земли у нас нет, негоже многодетным семьям по несколько лет своих 12 соток ждать. Где вы "ненецкие казаки". А нет их...

      Удалить
    3. Галина,у нас, на Кубани, в Приморско-Ахтарском районе в хуторе Новопокровский проживают старообрядцы-липоване, они эмигрировали из Румынии и проживают в хуторе Новопокровском с начала ХХ века.И насколько я знаю, это не единственное место в Краснодарском крае, где проживают старообрядцы.

      Удалить
    4. Липоване – это старообрядцы поповцы филиповцы, к липованам причисляют и оставшуюся в Румынии после переселений часть их единоверцев – игнат-казаков. Игнат-казаки (по имени предводителя Игната Некрасова) или некрасовцы – это потомки донских казаков, которые после подавления Булавинского восстания ушли с Дона в сентябре 1708 года и более двухсот лет жили вне России отдельной общиной по "заветам Игната". В настоящее время большинство липован проживает в Румынии, на Украине, в Молдавии и частично в Болгарии.

      Удалить
  4. Да, про музей-заповедник - это, действительно, отдельная песня! Оч. печальная. У музея оч. хорошие перспективы могли бы быть, но развернуться ему не дают. Исходя из одного названия "историко-культурный и ландшафтный музей-заповедник "Пустозерск" - это же поле не паханное!

    ОтветитьУдалить
  5. Елисеева Елена27 июня 2013 г., 9:29

    По поводу строительства туристического ценра в Устье, что зависило от музея - все сделано (все ПСД на строительство согласованы), заказчиками мерприятий является Управление культуры, а исполнителем - централизованный стройзаказчик. Летом сего года должен состоятся аукцион на строительство коплекса. Реставрация дома Терентьевых в д. Устье началасьв июне этого года, смотровые площадки на территории и в окрестностях пустозерска тоже будут построены этим летом.
    По поводу самостоятельного посещения школьниками Пустозерска - то этим группам жалко 1 тыс. рублей (!) с группы на экскурсионное обслуживание, и они предпочитают самостоятельно разглядывать памятники и кресты...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А какие были детские лагеря в Пустозерске, помнишь Елена Анатольевна. В 90-е, когда ничего не было, проводили, а последний лагерь и экспедиция - красиво. Пойду накидаю фоторепортаж...

      Удалить
  6. http://forexmost.tk
    Это команда профессионалов с опытом работы в крупнейших финансовых компаниях, которые собрались, чтобы объединить свои идеи и создать брокера нового поколения с принципиально новым подходом работы на рынке Форекс.

    ОтветитьУдалить
  7. Изумительной красоты часовня и трапезная!.. Такие одежды на людях непривычные современному глазу, отношусь с непониманием, но с уважением.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надеюсь в скором времени рассказать о том как строилась часовня. Обязательно покажу фотографии освящения, очень интересно.

      Удалить
  8. Несказано удивлена тому, как вы просто объясняете весьма сложные исторические события, и главное, достаточно сжато и кратко.Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алла Анатольевна всё очень просто - предки КАЖДОГО православного христианина, если они были таковыми, являются старообрядцами, а дальше дело политики, политики государства и политики церкви. Выруби дерево, на его месте множество новых побегов появится и в конце концов выделятся наиболее крупные или все зачахнут.

      Удалить

Поделись

Популярные сообщения